Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  ОСАГО
Мэнсон Томас (Thomas Manson) Осторожность превыше всего [предварительные результаты «автогражданки»
Мэнсон Томас (Thomas Manson)
Руководитель страховой практики Droege&Comp.
Обязательная «автогражданка» стала темой множества дебатов – говорили о величине тарифа, о необходимости его повышать или понижать. А вот анализ и прогноз результатов «автогражданки» остался почти без внимания. Вероятно, российским страховщикам будет интересно ознакомиться с мнением по этому вопросу западного аналитика.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), к концу января было продано более 16 млн полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), что оценивается в 70% от возможного числа застрахованных.

В результате страховщики собрали значительный объем премии, и сегодня уровень оплаченных убытков весьма и весьма невысок. Вследствие очевидной большой прибыли уже было оказано давление с целью уменьшения тарифов.

Однако более тщательная проверка данных приводит нас к заключению, что страховые компании, которые взялись за ОСАГО, вряд ли получат большую прибыль, и, конечно, некоторые из них понесут убытки. Опыт Восточной Европы показывает, что в первые годы действия ОСАГО многие компании потеряли деньги. Используя этот опыт в качестве основы и применяя стандартные методы страхового анализа, хотелось бы отметить следующее.

  1. Пока рано еще утверждать с уверенностью, однако убыточность, рассчитанная по оплаченным убыткам с помощью стандартных международных методов анализа, вероятно, будет выше 25%. А с учетом заявленных убытков, эта величина, по-видимому, окажется выше 40%.
  2. Очень вероятно, что страховщики столкнутся с убытками по истечении срока действия полисов и, в результате им будет трудно правильно оценить уровень убытков.
  3. Весьма возможны региональные различия в убыточности. Компании с худшим показателем убыточности по отношению к среднему могут некоторое время не замечать своих проблем.

 

Как анализировать данные

Данные, которыми мы располагали, - это премия, собранная страховщиками, и оплаченные убытки. Обычный срок действия договоров ОСАГО - 12 месяцев. Таким образом, по этим полисам еще остается "много времени" для появления убытков в будущем. С точки зрения страхования, эта премия пока не заработана, поскольку обязательства страховщика по полису еще не выполнены.

Мы анализировали премию, полученную по ОСАГО с июля 2003 г. Используя стандартный метод оценки с некоторыми допущения, мы подсчитали, что к концу января общая заработанная премия составила примерно 6.2 млрд руб., или 19% от общей премии, полученной за этот период. Причем в реальности это значение может быть и меньше.

С июля 2003 г. по январь 2004 г. по убыткам в ОСАГО выплачено в целом около 1.7 млрд рублей. Наш расчет отношения оплаченных убытков к заработанной премии дает 26.54%. Этот показатель является важным, однако, он не учитывает страховых событий, которые произошли в течение этого периода и до сих пор не урегулированы.

Мы рассчитали величину этих убытков умножением их числа на среднюю величину убытка и в результате получили общую убыточность (по оплаченным и по заявленным убыткам) в 40.99%.

Так как 60% премии было получено в течение двух месяцев (декабрь 2003 г. и январь 2004 г.), к этим вычислениям нужно подходить с осторожностью - по опыту Восточной Европы конечный результат, скорее всего, будет хуже, а не лучше.

 

Подсчет хвостов

На первый взгляд, полученная оценка убыточности в 40.99% по мировым стандартам низка. Однако опыт Восточной Европы показывает, что картина меняется в процессе урегулирования убытков. И в России, по-видимому, ситуация будет схожей. В Польше, например, данные по первому году были получены только после того, как окончилось действие полисов, выпущенных в первый год. Убыточность, подсчитанная по оплаченным и заявленным убыткам, равнялась 81%. Однако после урегулирования всех оставшихся претензий по этим полисам, убыточность возросла до 97%. Иными словами, оставшиеся убытки ("хвост" от оставшихся претензий) ухудшили показатель в значительной степени - на 16%. Второй год показал схожую картину. В третий и последующие годы компании улучшили систему контроля урегулирования претензий, и разница в убыточности с учетом "хвостов" составила уже менее 10%.

Страховой рынок Польши 1991 г. - когда было введено ОСАГО - во многих отношениях схож с российским рынком 2004 г. У польского рынка был небольшой опыт урегулирования исков, связанных с ответственностью за причинение телесных повреждений. Западный опыт показывает, что такие претензии вызывают наибольшие проблемы с точки зрения времени, необходимого для их урегулирования. Российские страховщики сейчас в таком же положении: они имеют лишь сравнительно небольшой опыт урегулирования.

Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях необходимо время, чтобы понять, что они могут получить компенсацию. Им также нужно время на судебные разбирательства - особенно, когда количество ДТП начинает увеличиваться. Таким образом, можно ожидать, что убыточность будет значительно расти во времени.

Во всем этом есть польза для страховых компаний. Чем больше людей получат реальное возмещение понесенного ущерба, тем сильнее они будут поддерживать ОСАГО. Страховщики заинтересованы в том, чтобы общество было информировано о действиях страховщиков по урегулированию исков жертв ДТП.

 

При отсутствии опыта

Сегодня страховые компании наблюдают интенсивный рост поступления премии и медленное увеличение убытков. Как отмечено выше, пройдет несколько лет, пока страховщики узнают, какова реальная убыточность в ОСАГО. А до тех пор будет казаться, что большинство компаний вполне "финансово здоровы".

Это кажущееся благополучие может быть опасным для некоторых компаний. Наш анализ относится к рынку в целом. Страховщики говорили о значительных различиях в убыточности по регионам. Это означает, что у некоторых компаний реальная убыточность выше средней. Но обнаружат они это не сразу. И если эти компании продолжат быстрый рост, они заметят уменьшение средств только после 4-5 лет. Когда это произойдет, будет слишком поздно что-то менять - компания уже будет иметь дело с финансовыми проблемами.

Это явление хорошо известно на Западе, где рейтинговые агентства рассматривают быстрый рост премии как тревожный сигнал. В России, где рынок в целом растет быстро, такая опасность меньше. Но то, что ряд компаний обнаружат у себя финансовые проблемы после нескольких лет работы с ОСАГО, - вполне возможно.

Есть методы, используемые для анализа рентабельности страхования ответственности. Но маловероятно, что они реально помогут, поскольку в основе такого анализа и построения прогнозов лежат данные и опыт прошлых лет. В новых видах страхования опыт прошлых лет отсутствует.

 

Осторожность превыше всего

Окончательные заключения делать сейчас слишком рано. Но предварительный анализ с использованием стандартных методов показывает, что убыточность в ОСАГО будет выше, чем предполагали страховщики.

Страховые компании должны предвидеть на начальных стадиях ОСАГО довольно высокий уровень последующих и не ожидаемых сейчас убытков, что будет ухудшать показатель убыточности. Принимая это во внимание, можно предположить, что первый год ОСАГО даст убыточность в 65% или более. В одних регионах это значение будет выше, в других ниже.

Страховщики, работающие в регионах с наихудшей убыточностью, не заметят плохих результатов без применения специальной методики анализа. Для достижения положительных результатов им необходимо развивать свою техническую экспертизу.

По опыту других стран можно сказать, что ОСАГО - отнюдь не "золотое дно", как считают те, кто не работает в страховании, но и не бизнес, вызывающий огромные убытки. Однако практика показывает, что текущая ситуация с убытками будет ухудшаться, и здесь осторожный подход - самый мудрый. Он всегда необходим для страховых компаний.

 

Перевод Владимира Горячкина, Heath Lambert

Статья опубликована в журнале "Русский полис"


Прикреплённые документы:
   Оценка убыточности ОСАГО на 1 февраля 2004 г., 27 Kb

23 апреля 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.60 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
28 апреля 2004 г. 13:08 Королев Алексей
Автогражданка
1. Примитив
2. Был бы российский автор - однозначно, заказная статья
3. Заведомая неправда:
-средние выплаты известны - не превышают 1.000 у.е. или 28 тыс. рублей (а статистика по 50.000 урегулированным случаям - уже почти достоверная);
-общее число ДТП также известно (и статисткиа страховых компаний не слишком сильно отличается от данных ГИБДД);
-собранная премия также известна.
Перемножить два числа, проэкстаполировать на неурегулированные ДТП и получить реальную оценку с погрешностью в пределах 5% - примитив.
Но слишком бросается в глаза, а потому данные цифры и не приводятся.
И не случайно на Украине выплаты на 9-й год существования ОСАГО составляют менее 25% от собранных премий. А тарифы в 4 раза меньше Российских.

Так что ложь - она и в Африке ложь.
11 мая 2004 г. 16:05 Александр
1. Не примитив - а простое изложение.
2. А что, если человек не говорит, что ОСАГО - это золотые горы у страховщиков, а пытается оценить объективно и , заметьте, грамотно оценить убыточность данного вида страхования, значит уже продался?!
2. Уважаемый Королев Алексей, если Вам не сложно поделитесь - из какого источника Вы почерпнули данные по средней выплате?
3. Должен вас уверить, что ОСАГО на Украине, скажем так, "не работает", соответственно вряд ли может являться каким бы то ни было ориентиром. ( вы так любите математику- рекомендую посчитать вероятность участия в ДТП двух украинских машин у которых будет застрахована ОСАГО), ксати, если вы внимательно читаете этот сайт, то наверное все-таки упустили ОСАГО глазами очевидца Игорь Любашенко https://www.insur-info.ru/interviews/128.
Также стоит учитывать стоимость рабочей силы и запчастей на Украине.
4. Простое умножение, к сожалению, не позволяет точно оценить величину выплат и убыточность, и этому есть несколько причин, подробно описанных в материале уважаемого Томаса Мэнсона

С уважением
Александр.

P.s. Алексей, как я понял из Вашей последней фразы, то Африка место Вашего постоянного проживания? Тогда откуда такое знание ситуации на просторах СНГ?
13 мая 2004 г. 06:31 Тлешбаева Арай
нехватает данных о новых технологиях в этой сфере,н-р нейронные сети для анализов страховых исков
26 мая 2004 г. 23:34 Курин
Повышать тарифы нужно
... а также снижать размер выплат. Лучше всего вообще выплаты отменить, а тариф утроить. Тогда, возможно, "убытки" страховых компаний будут минимальны
31 мая 2004 г. 23:35 Автор отзыва
Согласен с Куриным
Сложилась парадоксальная ситуация. Мы, блин, пашем, собираем деньги с этих тупых уродов, автолюбителей, но все равно денег не хватает. Ограничение по цене полиса всего 4 штуки в год за неновую иномарку мощностью 95 л.с. - это явный заговор сионистов против российской страховой индустрии. Необходимо пересмотреть тарифы на основе объективной статистики убытков от данного вида страхования. Все необходимые обоснования в данный момент готовятся с помощью ножниц, ксерокса и фальшивых печатей, а также 100 баксов на подкуп Грефа и, забыл как его зовут, ну, того толстого, что вместо Касьянова
28 июля 2004 г. 19:00 Дуванов Геннадий
Автогражданка
Спасибо Том, за хорошее предостережение и анализ. Напомню соотечественникам что в Англии 28 миллионов автомобилей, территория по которой они передвигаются гораздо меньше, плотность движения выше, однако смертных случаев в результате ДТП всего около 3 тысяч. В чем секрет? Почему в 10 раз ниже чем у нас? Кто ответит? Дорогой Том, хочу с тобой встретиться, есть интересный вопрос для обсуждения.
5 октября 2004 г. 07:04 Юнусов Айвар
Господам Курину и Королеву
Когда вы говорите о том, что тарифы завышены вы правы. Да они завышены для первого года, но если бы они не были завышены, то вряд ли страховщики смогли бы построить нормалтьную систему, которую стараются отстравать на перспективу (особенно с учётом того, что все почти западники прямо или косвенно отказались участвовать в нашем ОС АГО). А Томас Мэнсон ребята уважаемый специалист и заниматься излиянием желчи, только потому, что его мнение не сходится (что не удивительно) с вашим мне кажется не правильно.
Что предлагаете?

С уважением, Айвар.
28 января 2005 г. 13:16 Евгения Гришина
Убыточность?
Если эффективность бизнеса страховщиков заключается исключительно в получении прибыли от разницы между поступлениями и выплатами, то, вероятно, страхование не самый "интересный" бизнес. А если посмотреть с точки зрения размещения собранной страховой премии? Ведь от момента поступления премии до момента урегулирования есть некоторый промежуток времени, за который деньги зарабатывают новые деньги.
Стратегическая направленность компании на уменьшение выплат губительна для бизнеса (это Вы лучше меня знаете). Страховщики привлекательны для клиентов именно тогда, когда урегулируют их убытки. Парадокс, чем большие расходы по урегулированию несет страховщик, тем он привлекательнее для клиентов (имиджевая составляющая, обратитесь к опыту западных компаний). Всего то, что требуется это грамотно разместить резервы.

ИМХО: судить об убыточности/прибыльности ОСАГО (равно как и любого другого вида страхования) исключительно по соотношению показателей собранной премии и урегулированного убытка несколько опрометчиво.
Скорей всего я дилетант среди уважаемых оппонентов, так как являюсь специалистом в области IT в страховании, поэтому буду очень признательна любому компетентному опровержению моего мнения.
7 апреля 2005 г. 08:32 Евгения
Прогноз сбывается
Что ж практика показала, что прогноз, сделанный г-ном Менсоном начинает сбываться. Убыточность по ОСАГО достигает 70% (при нетто-ставке 77%). И при этом нарастание выплат все еще происходит, хотя премии уже так значительно неувеличиваются. Что ж время покажет, но скорее всего убыточность еще вырастет.
6 января 2006 г. 21:02 Владимир
Кому-то автогражданка видится вообще крайне привлекательным бизнесом, поскольку кроме комиссионных, их в этом деле ничего не интересует и для них чем больше брутто сборы, тем больше комиссия.
В результате эти сборы "делаются" на "почти бесплатной страховке", я уж не говорю о порядке предоставления страхователем документов и соответстию их реальности (страховка со слов, кого угодно и чего угодно). А бегающие из одной страховой компании в другую ...
Да и много чего другого, способного "убить" само понятие автогражданки совершается самими страховыми компаниями в конкурентной борьбе. Не думаю, что "портфель выдержит".
Так что чистой картины автогражданки мы еще не скоро увидим.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: