Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Технологии, Управление
Герасимова Ольга Александровна Предложения пугают спрос [что препятствует автоматизации страхования]
Герасимова Ольга Александровна
Выпускающий редактор журнала "Русский полис"
Процесс автоматизации российских страховых компаний стал развиваться по сценарию, которого IT-компании никак не ожидали. Точнее, развитие стало превращаться в застой. Сами страховщики продолжают прогнозировать спрос на информационные системы, но весьма пессимистично смотрят на рост собственных IT-бюджетов. Чтобы понять, какова сегодня ситуация с автоматизацией страхования и чего можно ожидать в ближайшие год-два, журнал "Русский полис" в мае 2004 г. опросил 50 специалистов страховых компаний, курирующих вопросы информатизации.

Учитывая, что опрос проходил всего неделю, как раз ту самую, когда компании сдавали отчеты в Российский союз автостраховщиков, 50 присланных анкет говорят о высокой активности IT-служб страховщиков.

Среди респондентов 82% имеют высшее техническое образование, из них 46% - со специализацией АСУ. По географическому принципу подавляющее большинство респондентов были из Москвы (94%), один эксперт (2%) - из Санкт-Петербурга. Оставшиеся 6% пришлись на другие города России.

Основной фокус-группой опроса выступали руководители подразделений информационных технологий, что подтверждается структурой респондентов по должностному статусу (76% приходится на руководителей IT-подразделений). Остальные респонденты - руководители верхнего звена (16%), из них один - руководитель компании. Большинство специалистов обладают совокупным опытом работы в страховании свыше 5 лет (62%), поэтому могут вполне объективно оценить состояние и перспективы развития автоматизации страхования.

 

Спрос при отсутствии денег

Предлагаемые сегодня решения по автоматизации страхования практически не удовлетворяют требованиям страховщиков – такого мнения придерживаются 36% опрошенных "Русским полисом" страховых компаний. Большинство респондентов (60%) считают, что IT-решения лишь частично удовлетворяют требованиям страховщиков. При этом полного удовлетворения от предлагаемых сегодня решений не испытывает ни одна из 50 опрошенных страховых компаний.

Впрочем, спрос со стороны страховщиков на IT-решения в ближайший год значительно или не очень, но будет расти - это отмечают совокупно 88% респондентов. Наибольшим спросом у страховщиков в ближайшие год-два будут пользоваться системы автоматизации документооборота, бухгалтерской отчетности (74% респондентов). На втором месте стоят системы управления отношениями с клиентами (CRM) – их отметили 38% опрошенных. Контакт- или call-центры оказались на третьем месте – на них сделали ставку 30% респондентов. Далее идут решения в области хранения данных - 20% респондентов, системы, позволяющие осуществлять стратегическое планирование (18%), и решения в области защиты информации (12%). Среди других решений, на которые в ближайшие год-два будет повышенный спрос, страховщики назвали системы интеграции данных филиалов.

При этом большинство респондентов (60%) в ближайший год ожидает незначительного роста IT-бюджетов страховых организаций. По мнению 24% опрошенных страховщиков, бюджеты, выделяемые на информационные технологии, в ближайший год вырастут значительно, а 14% респондентов считают, что бюджеты существенно не изменятся.

 

Лебедь, рак и щука

Среди факторов, препятствующих автоматизации российских страховщиков, первые два места занимают ограниченность IT-бюджетов (64%) и отсутствие готовых решений для страховых компаний (60%).

42% респондентов считают, что автоматизации российских страховщиков препятствует отсутствие успешного опыта внедрения IT-систем на страховом рынке, 30% респондентов указывают на непонимание специфики страхового рынка поставщиками IT-услуг.

Остро стоит вопрос с кадрами - отсутствие квалифицированных IT-специалистов в страховых компаниях как препятствие автоматизации отметили 20% респондентов. А 16% опрошенных страховщиков в качестве причины, тормозящей автоматизацию, указали недостаток информации о результатах внедрения IT-систем в других страховых компаниях. В равной степени препятствиями считаются недостаток информации об имеющихся IT-решениях и возможностях автоматизации для страхового рынка, отсутствие понимания необходимости автоматизации у руководства и отсутствие автоматизации в стратегических планах развития (по 14%). Среди других препятствий респонденты называли высокие временные затраты при переходе на новую систему и ее адаптацию, общее несовершенство IT-технологий и постоянно меняющееся законодательство и требования к формам отчетности.

В числе движущих внешних факторов автоматизации страховщиков первое место, как и ожидалось, занимает обязательное страхование автогражданской ответственности. На втором месте – общий рост числа страхователей (62%), затем обычные требования времени, связанные с развитием IT (52%), и рост конкуренции на страховом рынке (48%). Другие названные факторы - повышение спроса на качественно новые продукты, изменения в законодательстве и необходимость ведения персонифицированного учета.

Главным внутренним фактором, движущим автоматизацию страховщиков, считается необходимость получения оперативной информации для принятия управленческих решений (84% респондентов). Далее идут рост числа клиентов и объемов информации (74%) и повышение эффективности бизнеса (64%), что неразрывно связано с выходом страховщиков на массовые виды страхования, в том числе - на рынок обязательной "автогражданки".

Повышение качества обслуживания клиентов как внутренний движущий фактор отметили только 42% респондентов. Однако, по данным социологических исследований, именно недовольство качеством обслуживания выступало наиболее распространенной причиной ухода клиентов к компаниям-конкурентам! Повышение прозрачности компании указали 16% опрошенных, стремление не отставать от конкурентов – 14%.

Совокупно 74% респондентов считают автоматизацию приоритетной задачей развития страховой компании, что свидетельствует о потенциальном спросе на информационные технологии. Не рассматривают автоматизацию в качестве приоритетной задачи развития совокупно лишь 20% опрошенных страховщиков.

 

Кого знают страховщики

В исследовании мы попытались сделать срез по IT-компаниям, чьими решениями уже пользовались и пользуются в настоящее время страховщики. В анкету был также включен вопрос о том, какие IT-компании вызывают наибольшее доверие у страховщиков. Ответить даже на первый вопрос, не требующий оценки самого продукта, а лишь указания на его принадлежность конкретной компании, согласились далеко не все участвовавшие в опросе страховщики. Поэтому рэнкинг IT-компаний, решениями которых пользуются страховщики, составлен по ответам экспертов 42 компаний.

Наиболее распространенными оказались продукты 1С (в том числе "Континент-Страхование", "Франчайзи "Ю-Софт"", "Зарплаты и кадры") – их указали 44% респондентов. Вполне закономерный результат - ведь по форме 1С сдается отчетность. Второе место (20% респондентов) заняла Корпорация "Парус", третье - ИНЭК (12%). 10% опрошенных страховщиков отметили, что они пользуются преимущественно собственными разработками. Популярность Корпорации "Парус" и ИНЭКа во многом определяется, видимо, еще и тем, что они в числе первых вышли на страховой рынок. 8% респондентов указали "Диасофт", Oracle, ОСТ.

На просьбу назвать IT-компании, заслуживающие наибольшего доверия страховщиков, не ответили 48% компаний. Поэтому рэнкинг "доверия" строится по ответам 26 экспертов. Наибольшим доверием у страховщиков, принявших участие в опросе, пользуются компании 1С, "Диасофт" (10% общего числа респондентов). Далее идут IBS, ИНЭК, TOPs Bi (8%). На третьем месте находятся "Инфосистемы Джет", Microsoft, Oracle, ОСТ, "Парус", TopSFinSystems.

 

Как автоматизироваться дальше

Каковы же сегодня главные проблемы с автоматизацией страхования? Сами страховщики указывают на то, что значительного роста IT-бюджетов в ближайшее время не предвидится – это основной фактор, тормозящий автоматизацию. Многие сетуют на отсутствие готовых решений и успешных опытов внедрения IT-систем на страховом рынке. При том, что достаточно много респондентов обозначили проблему нехватки квалифицированных кадров, способных двигать автоматизацию в страховой компании, возникает вопрос, насколько качественными являются собственные разработки страховщиков (а ими пользуется достаточное количество компаний). По мнению страховщиков, IT-компаниям следует лучше разбираться в специфике страхового рынка. Впрочем, здесь возникает встречный риторический вопрос – стоит ли IT-компаниям вникать в тонкости страхового бизнеса при таком вялом спросе и фактическом отсутствии перспективы серьезного пересмотра бюджетов на автоматизацию? А может быть, страховщики просто не готовы к такому наплыву предложений со стороны IT-компаний?



Структура респондентов
   
   
Результаты опроса
   
   
   
   
   
   
   
   
*Допускалось несколько вариантов ответов


Опрос проведен службой мониторинга журнала "Русский полис": Елена Орлова, Наталия Яшина

Опубликовано в "Русском полисе" № 6(51), июнь 2004


6 июня 2004 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.00 (голосовало: 4 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
7 октября 2004 г. 07:35 Алексей
"наиболее распространенными оказались продукты 1С (в том числе "Континент-Страхование", "Франчайзи "Ю-Софт"", "Зарплаты и кадры") – их указали 44% респондентов. Вполне закономерный результат - ведь по форме 1С сдается отчетность."
ФОРМА ВЕДОМСТВЕННОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО
НАБЛЮДЕНИЯ N 1-С
не имеет к компании "1с" никакого отношения в равной степени как и форма 2с ...и 3-с...
28 марта 2005 г. 11:46 Автор отзыва
Вообще очень интересная статья, только сразу не поймешь о чем -то ли об автоматизации, то ли об IT - технологиях. Спрашивать компьютерщиков об автоматизации, все равно что АВТОВАЗ - нужно ли выпускать отечественные автомобили.Конечно нужно их выпускать, но это ли главный вопрос? Методика опроса ,чувствуется,хорошая, только сами вопросы и респонденты подобраны весьма спорно. Лучше спрашивать у пользователей, на сколько они довольны нынешним уровнем IT в своих компаниях,тогда будут видны основные проблеммы и пути возможных решений. А так - "недостаточность бюджета"!
21 сентября 2005 г. 17:35 Роман
Ерунда это все. У меня есть информация о трех проектах разработки КИС среди крупных страховщиков. Потраченные на это суммы от 1,5 до 3 млн. долларов. Эффект=0. О какой недостаточности бюджета идет речь? АйТи специалисты очень хорошо понимают страховщика. На переговорах и презентациях. Главное - получить деньги, а потом будь, что будет. Вот только реализовать все на должном уровне не могут. И не могу я понять, откуда берутся такие цены по несколько млн. долларов.
30 января 2006 г. 15:57 Rimu
Про форму 1С - lol. Нашли у кого спросить о проблемах IT.
16 февраля 2006 г. 08:50 Алексеев
Опрос проведен на любительском уровне. Выборка нерепрезентативна, следавательно - результаты с большой вероятностью недостоверны.
30 марта 2006 г. 21:52 Михаил
что препятствует автоматизации страхования.
Программа 1-С для страховых организаций - это незаконченная программа для учета страховых операций,которая доделывается под каждого пользователя за большие деньги и в неопределенные сроки. Бух.учет в 1С - отличная программа, отработанная годами.
Полностью согласен с Романом о том, что для АйТи специалистов главное получить деньги, а потом будь, что будет.
30 августа 2006 г. 09:25 Автор отзыва
А по-моему самая большая проблема заключается в постоянном совершенствовании и доработки АИС. Из-за этого обычные пользователи не успевают запоминать нововведения, делают много ошибок, которые обычно выявляются только в отчетный период.
Но развивать автоматизацию страхования обязательно надо, поэтому давайте не будем ругать системщиков, программистов... Они ведь тоже люди

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: