Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Страховой надзор, Учет и отчетность, Тенденции, Регулирование, Кризис и страхование
Колесников Юрий Алексеевич Финансовая устойчивость страховщиков в фокусе законодательных инициатив
Колесников Юрий Алексеевич
Генеральный директор ОСАО «Россия» до 27.08.2012 г., член совета директоров, доктор юридических наук, профессор
страхование сегодняСтраховое общество «Россия» представляет экономико-правовой анализ проблемы регулирования финансовой устойчивости российских страховых организаций в условиях преодоления последствий финансового кризиса.

Пережитый российским и мировым страховым рынком кризисный период 2009 года поставил перед профессиональным сообществом и регулирующими страховую отрасль государственными органами немало вопросов, среди которых одним из наиболее острых стала проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.11.1992г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства и перестрахование.
И в последнее время рассмотрение данного вопроса существенным образом активизировалось, став основным вектором изменений в страховом законодательстве.

Так, в апреле 2010 года в рамках изменений к Федеральному закону от 27.11.1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» было зафиксировано увеличение требования к минимальному уставному капиталу страховщиков с 01.01.2012 г. с 30 млн. рублей до 120 млн. рублей (кроме страховщиков, осуществляющих исключительно медицинское страхование, минимальный размер уставного капитала которых устанавливается в сумме тридцать миллионов рублей), и определены меры по предупреждению несостоятельности и особенности банкротства страховых организаций. В сентябре-октябре 2010 года, в соответствии с проектом ФЗ №391338-5 также будет законодательно предусмотрено уточнение требований к структуре капитала страховой организации, введение системы внутреннего контроля и аудита, введение процедуры финансового мониторинга страховых организаций со стороны ФССН на основе систематизированного перечня финансовых показателей, возможность привлечения субординированных займов, определение процедуры передачи страхового портфеля и введение 2-летнего запрета на профессию для топ-менеджеров компаний, лишившихся лицензий.

По нашему мнению, меры по увеличению размера уставного капитала страховщиков можно рассматривать как своеобразную форму компенсации того, что на сегодняшний день страховой надзор работает в несколько ретроспективном режиме, принимая те или иные решения в отношении страховщиков на основании анализа предоставляемой ими отчетности за прошедшие периоды времени. В этой связи, пока не имея возможности работать в режиме онлайн, надзор обладает ограниченным спектром инструментов для предупреждения проблемных моментов, связанных с недостаточной финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков. Поэтому повышение требований к минимальному размеру уставного капитала – действенная форма защиты сложившейся системы страхования в целом, поскольку больший размер уставного капитала подразумевает наличие большего объема средств, которые могут быть направлены на закрытие кассовых разрывов в случае возникновения проблем с платежеспособностью страховой компании.

Однако, введение такого, достаточно высокого требования, к минимальному размеру уставного капитала целесообразно далеко не для всех страховых компаний, что обусловлено совершенно разными по уровню объемами бизнеса действующих на рынке игроков. К примеру, существуют региональные, кэптивные компании, которые действуют в очень узких сегментах рынка, с незначительным оборотом – очевидно, что для них размер уставного капитала на уровне 120 млн. рублей будет, по меньшей мере, избыточным. По этим причинам, установление единой нормы по размеру уставного капитала для всех страховщиков представляется не очень логичным. Для нивелирования этой проблемы можно было бы законодательно утвердить так называемые «размерные» классы страховых компаний исходя из объема их бизнеса и установить по отношению к каждому из них разные требования к размеру уставного капитала.

В целом, как нам кажется, реализацию мер по повышению финансовой устойчивости страховщиков необходимо было разделить на два этапа. На первом из них нужно было добиться того, чтобы страховщики обеспечили наполнение реальными активами заявленных ими на сегодня уставных капиталов, и уже на втором – повышать требования к их размеру. Иными словами, введение жесткого контроля качества на первом этапе позволило бы снизить потенциальный риск фиктивного увеличения объемов активов под новые требования к уставному капиталу.

Федеральный закон об ответственности за создание препятствий к банкротству финансовых организаций предусматривает введение в силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу, устанавливающих ответственность за неправомерные действия в период процедуры банкротства финансовых организаций, в том числе страховых.

Данная законодательная инициатива носит исключительно позитивный характер, поскольку, к сожалению, случаи, когда страховые компании уходят с рынка «красиво», в полной мере соблюдая процедуру банкротства – это скорее исключение, а не правило сложившейся на нашем рынке практики. Поэтому если людям самим не хватает правовой сознательности, то установление уголовной ответственности за несоблюдение законодательных норм вполне справедливо. Государство должно иметь в своем арсенале инструмент, способный оказать решающее влияние на изменение достаточно пагубной для рынка ситуации.

В свою очередь, Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» определил требования к порядку составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности. При этом данные нормы применяются к отчетности за год, следующий за годом признания МСФО для применения на территории РФ.

При оценке данного законодательного изменения хочется выразить некоторое удивление по поводу той спокойной реакции, с которой страховое сообщество отнеслось к его появлению. По-видимому, нескольку расхолаживающий эффект оказало то, что реально сдавать отчетность по стандартам МСФО необходимо будет не раньше, чем в 2015 году, что представляется достаточно далекой перспективой. Однако, на самом деле, эти изменения носят поистине революционный характер, и уже сегодня и государству, и операторам страхового рынка необходимо начинать тщательную подготовку к вступлению в силу нового формата работы. В первую очередь, это касается разработки принципиально новых IT-систем, набора и обучения кадров, а также планирования дополнительных затрат на международный аудит, к проведению которого, на сегодняшний день, готовы далеко не все страховщики.

В 2009 году Госдумой РФ приняты в первом чтении поправки в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» – в части регулирования профессиональной деятельности страховых актуариев. Позитивный характер этих изменений очевиден. Страховые актуарии не случайно определены законодательно в качестве одного из субъектов страхового дела – наряду со страховыми компаниями, обществами взаимного страхования и страховыми брокерами. Законодательное регулирование их правового статуса очень важно с точки зрения значимости выполняемой ими работы для всей страховой отрасли в целом. Это касается и расчета экономически обоснованных страховых тарифов, учитывающих финансовую устойчивость страховщиков, и той высокой степенью информативности, которую носит актуарная отчетность для надзорных органов. Ответственность, лежащая на плечах актуариев, велика – и в этом смысле требования к должному уровню квалификации и созданию СРО страховых актуариев вполне заслуженны.

Еще одна плоскость законодательного регулирования вопросов финансовой устойчивости страховщиков – расширение полномочий одного из основных органов страхового регулирования – Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время, Минфин РФ утверждает нормативные акты, регулирующие вопросы платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. В их числе – порядок расчета нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, правила формирования страховых резервов, правила размещения страховщиком собственных средств и средств страховых резервов, план счетов и стандарты бухгалтерского учета, формы и состав отчетности, предоставляемой в порядке надзора, а также порядок составления статистической отчетности.

Уже в ближайшее время, в соответствии с проектом ФЗ № 391338-5, планируется введение таких новаций, как наделение Министерства финансов РФ обязанностью по утверждению систематизированного перечня финансовых показателей в целях мониторинга финансового состояния страховщиков, а также состава и объема информации, содержащийся в отчетности страховщиков, обязательной к раскрытию в средствах массовой информации. Дополнительно предлагается наделить Министерство финансов РФ обязанностью по установлению правил организации внутреннего контроля страховщика и требований к содержанию положения об организации и осуществлении внутреннего аудита страховщика.

Целесообразной также представляется подготовка дополнительного законопроекта о внесении поправок в Закон об ОСАГО, в соответствии с которыми РСА наделяется правом квотирования БСО в зависимости от финансовой устойчивости страховых компаний. Законопроект подразумевает, что страховые компании необходимо разделить на категории по параметру финансовой устойчивости и, соответственно, ввести для менее финансово устойчивых компаний ограничения по выдаче бланков строгой отчетности, а для более устойчивых по данному показателю вообще отказаться от таких ограничений. Но здесь встает вопрос о том, кто определяет степень этой финансовой устойчивости. Представляется, что Минфин РФ должен разработать определенные показатели финансовой устойчивости, надзор – разнести страховые компании по категориям на основании разработанных Минфином показателей, а РСА, в свою очередь, определить квоты по БСО для каждой из категорий. Такая комплексная цепочка позволила бы обеспечить справедливое и адекватное решение задачи квотирования, поставленной законопроектом, и именно в такой реализации квотирование могло бы выступить хорошим управленческим инструментом для страховой отрасли.

В работе также находятся проекты изменений в Приказы Министерства финансов № 100н и № 149н: «Правила размещения страховщиками средств страховых резервов» и «Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика». Проекты предполагают новации по исключению векселей организаций из состава активов, принимаемых в покрытие средств страховых резервов, повышению требований к части активов, а также изменению предельных размеров отдельных активов. Кроме того, в покрытие собственных средств и средств страховых резервов не будут приниматься активы, не являющиеся оплаченными. Данные изменения будут введены в действие с 30 июня 2011 года, и, по нашему мнению, будут иметь исключительно позитивное влияние на повышение финансовой устойчивости страховщиков.

Ряд законодательных инициатив в сфере обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний связан с деятельностью еще одного, не менее значимого, страхового регулятора – Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Инструментами для контроля финансовой устойчивости страховых организаций ФССН, на сегодняшний день, являются бухгалтерская отчетность (годовая и промежуточная), статистическая ежеквартальная отчетность, проведение проверок и отправка официальных запросов. В качестве дополнительного инструментария контроля выступает система оценки рисков страховых организаций.

В соответствии с проектом ФЗ № 391338-5 в среднесрочной перспективе планируется введение практики мониторинга финансового состояния страховщиков на основе систематизированного перечня финансовых показателей, утверждаемого по согласованию с органом страхового регулирования. Данная мера наделяет ФССН инструментом выбора форм и методов контроля за страховщиками, включая составление классификационных групп страховщиков в зависимости от факторов риска и применение мер пруденциального надзора.

Одним из направлений новых инициатив Минфина РФ и ФССН является, в частности, отмена права страховщика выдавать банковские гарантии, разработка органом страхового регулирования требований к методике расчета страховых тарифов и критериев оценки обоснованности страховых тарифов, а также существенное увеличение объемов раскрываемой страховщиками отчетности.

В целом, все эти законодательные новеллы дадут надзорным органам достаточно комплексный и системный инструментарий по контролю над финансовой устойчивостью страховых компаний. При этом особенно позитивным для развития отрасли могло бы стать законодательное установление необходимости предоставления в надзорные органы и публикации в СМИ информации о деятельности страховых компаний в разрезе, утвержденном Минфином РФ. Подобное требование позволит обеспечить большую транспарентность страхового рынка, поскольку не секрет, что, например, существующие сейчас нормы по раскрытию бухгалтерской отчетности и публикации годовых отчетов – в конечном итоге, ни о чем не говорят потребителям страховых услуг, а именно информационная открытость является одним из залогов построения цивилизованного рынка страховых услуг.

Кроме того, в рамках деятельности планируемого к формированию подразделения ФССН по контролю за финансовым оздоровлением страховщиков в число новых функций и полномочий страхового надзора войдет принятие решений о назначении временной администрации и о приостановлении и ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации – соответствующие изменения введены Федеральным законом от 22.04.2010 г. № 65-ФЗ, 27.07.2010 г. данный закон вступил в силу. Новый отдел будет входить в Управление надзора и контроля ФССН, и в настоящее время уже утверждено новое штатное расписание, в соответствии с которым осуществляется набор штатов.

Можно сказать, что инициатива по наделению надзора правом назначения временной администрации страховых организаций очень опасна. С одной стороны, она может помочь обеспечить большую степень стабильности страховой системы, а с другой – внести определенное беспокойство в ряды страховщиков, поскольку перечень оснований, в соответствии с которыми может быть принято решение о назначении временной администрации, довольно широк, и с учетом реалий посткризисного рынка, подобную меру можно применить практически ко всем операторам отрасли.

К числу новых инициатив в контексте обсуждаемого вопроса можно также отнести создание межведомственной рабочей группы по мониторингу состояния финансового рынка, которая была сформирована 29 сентября 2010г. Советом при Президенте РФ по развитию финансового рынка. Задачей рабочей группы является помощь отраслевым регуляторам оперативно обмениваться информацией и получать данные о возникновении рисков в разных сегментах финансового рынка, а также мониторинг и оценка комплексного состояния системообразующих компаний финансового рынка, в том числе, страховщиков.

Значимой для отрасли также станет инициатива Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по созданию реестра страховых агентов, поскольку, по сути своей, идея о формировании такого реестра действительно неплохая. Но ее реализация требует должной степени проработки. Необходимость повышения уровня квалификации агентов назрела уже достаточно давно, и она очевидна, но монополизация процесса их обучения и сертификации в рамках введения реестра – это не тот путь, который будет способствовать развитию страхового рынка. Тем не менее, если данная законодательная новелла будет в большей степени направлена на систематизацию и формирование определенной идеологии страхового рынка, то она будет более перспективной с точки зрения своей эффективности.


5 октября 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Учет и отчетность, Тенденции, Регулирование, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.21 (голосовало: 29 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
5 октября 2010 г. 18:55 Александр
комментарий "на тему"
Автор написал довольно много. Я прокомментирую написанное "со своей колокольни", а именно: с позиции актуария в страховании жизни.
1. Существующая система отчетности не дает возможности надзорным органам выявить проблему на ранних стадиях. И причина этому, к сожалению, далеко не только в самой системе отчетности. Проблема еще и в формировании самих надзорных органов. Если кто помнит, эти самые органы теперь обязаны публиковать свои доходы. Давайте не будем лукавить, за те деньги, которые там платят, большинство специалистов просто не пойдет туда работать. В то же время, надзорный (т.е. карающий) орган должен, напротив, аккумулировать в себе самых лучших специалистов.
Нет, я не хочу бросить камень в огород работающих там людей. Но ситуация явно не здоровая.

2. В этой ситуации возрастает роль СРО. Однако существующие СРО ("Гильдия Актуариев") еще, скажем так, в самом начале своего пути к серьезному влиянию на ситуацию. Да, пару сотен человек объединены в одну организацию, но их деятельность не едина. Больше того, многие из них вообще не участвуют в какой-либо деятельности. А сделать можно было бы очень многое. Буквально на все, чем занимается актуарий в страховой компании, можно и нужно издавать некие "стандарты". Кроме этого, необходимо обучение актуариев. Те семинары, которые происходят сейчас, кажутся не достаточно системными. Инициатива по проведению экзаменов здравая, но она тоже пока в самом начале своего пути. Нужны учебные материалы, нужны люди и система проведения этих экзаменов. То, что есть сейчас, - взято у Британского Института Актуариев. Причем, насколько я знаю, скопировано это не самым лучшим образом. Так почему не доверять экзаменам самого института? Эта организация гораздо более серьезная. С большим опытом, штатом, с отлаженной системой, с мировой известностью и такой же широкой географией. Кроме этой организации есть и другие мировые бренды. Первым делом нужно определить сетку соответствия. Т.е. актуарий, который хочет учиться, не должен выбирать между качеством и мировой известностью с одной стороны и возможностью зачесть эти экзамены в качестве квалификационных в России в призрачном светлом будущем с другой. Учишься в серьезной международной организации - молодец. Сдал там некоторые экзамены, получи освобождение здесь по соответствующим темам.

Сейчас много говорится о лицензировании актуариев, но, мне кажется, до качественно настроенного процесса еще далеко. Лицензированный актуарий должен обладать неким набором подтвержденных знаний и навыков. А это как раз к тому, что я писал выше. Само по себе лицензирование актуариев нужно. Просто необходимо. Но оно должно быть следствием обучения, подтверждением некоторого уровня. Если взять и сделать его прямо сейчас, получится совсем другое. Некий кружок по интересам будет раздавать звания, за которые потом будет повышаться зарплата (поначалу лицензированных актуариев на всех не хватит).
Плохо подготовленная отчетность, нарушение профессиональной этики должно впоследствии влечь отзыв лицензии. Это повысит качество, надежность, информативность отчетов. Как следствие, надзорным органам будет проще судить о финансовой устойчивости СК.

3. Существующая система аудита не выполняет своей функции. Актуарий может отрапортовать практически любые значения резервов. Аудитор не найдет, как это сделал актуарий. А будет стараться - рискует не получить заказ в след. году.
То же касается надзора. Ошибки, как добросовестные, так и недобросовестные найдены не будут. Т.е. сейчас никто не может найти фальсификацию актуарных отчетов и наказать за это актуария и/или СК. С изменениями отчетности, о которых говорит автор, пока не знаком. Но надеюсь, что они повлияют на такое положение дел.

4. Согласен с автором в том, что далекие по времени изменения не трогают душу менеджеров СК. В целом, их можно и понять, и осудить. Пример: введение приказа 32Н о резервах по страхованию жизни. О нем было известно в апреле 2009 года. Зарегистрировали его летом, до этого момента никто и ухом не повел. А уже в сентябре нужно было подать новое положение, да еще в согласовательном порядке. Позднее "выяснилось", что надзор не может оперативно согласовать сотню положений. И согласовательный порядок (прописанный в приказе) изменился на уведомительный. Думаю, примерно у трети страховщиков жизни положение до сих пор не соответствует приказу. А вы говорите про 2015 год :)
6 октября 2010 г. 12:48 Автор отзыва
Соглашусь с тем, что написано действительно много и даже правильно.
Но не сказано о проблемах(приостановка лицензии по ОСАГО в недалеком прошлом,больших долгах по выплатам сейчас) самой компании ОСАО"Россия".
11 октября 2010 г. 13:48 Уральский страховщик
Спасибо Автору за статью
Добрый день, уважаемые Коллеги,
Получил настоящее эстетическое удовольствие от прочтения статьи Автора. Спасибо Автору :). Автор очень грамотно подвел все грядущие и начавшиеся изменения в Законодательстве, но очень обтекаемо и очень мягко проговорил, то куда это может нас всех завести. Это очень хорошо, что есть смелые руководители, выражающие свою собственную точку зрения, не совпадающую с мнением Регулятора. Конечно, обязательно найдется и тот, кто посетует на отсутствие жесткости, но гендиректор не может позволить себе иного тона с надзорными органами.
Между тем прочитал и подумалось мне – очень и очень жаль, что Автор статьи ни Коволь, ни кто из МинФин’а. Ведь именно от них так хочется услышать, то куда ведут они рынок. Добавь в эту статью элементарное «зачем и для чего» для каждого из описанных нововведений – и вот Вам стратегическое виденье. Пожалуй, это одна из фундаментальных проблем нашего регулятора – он может и знает, куда и к чему идет, но вот рынок и его участники понятия не имеют, какой он «идеальный страховщик» для ФССН, скажем через 5 лет.
Еще беда в том, что нет у нас «здорового» страхового лобби (в хорошем смысле этого слова). Поправки, изменения, предложения – все возникают из каких-то недосягаемых «темных» углов. Публичного и профессионального обсуждения принимаемых норм нет, хотя кое-где встречаются жалкие пародии. Проблема профессионализма в кругах надзора, как заметил Александр в своем комментарии, действительно есть, но заработной платой она, увы, не решается – тут кадровая политика важна и то откуда эти кадры приходят. В этом свете меня очень не радует перспектива того, что у МинФин и ФССН прибавляется полномочий (особенно в части временной администрации). У нас итак нет диалога никакого с регулятором, а теперь и вовсе он становится нелегитимен.
Еще очень понравился момент про то, что о проектах Законов мы говорим как о свершившемся, что лишь еще раз подтверждает тезис о полном отсутствии диалога нас (страхового сообщества), Регулятора и Законодателя. Плохо, что это становится медицинским фактом.
А ведь многие инициативы весьма и весьма спорны. Автор статьи лишь вскользь упомянул вопрос абсурдности требований по повальному и без разбора увеличению размера уставного капитала. Я бы лишь добавил, что есть маржа платежеспособности из названия которой следует то зачем данный показатель введен, но нет, вопросы платежеспособности решаются у нас через уставной капитал. Дисквалификация руководителей в случае отзыва лицензии – это еще одно ноу-хау, не обдуманное и не просчитанное. Хотя я уверен, что и в МинФин, и в ФССН понимают, что компания «при деньгах» до отзыва лицензии дойдет вряд ли, а вопрос денег стратегически решает не руководитель и уж тем более не главный бухгалтер (тут просто овации), а акционер (он же участник, он же собственник). Такая норма приведет к обратному, к тому, что руководители просто будут «сваливать» со своих мест, покидая компанию в самый тяжелый период. И это мы увидим, прежде всего, на региональных рынках.
Спасибо, и удачи Вам в делах!


6 октября 2010 г. 12:48 Автор отзыва
Зачем Вы так не красиво? Проблемы сейчас есть у всех страховщиков – от мало до велико. И Ваш комментарий больше похож на «укол зависти», нежели отзыва, выданного по теме.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: