Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Страховой надзор, Регулирование
Романова Марина Владимировна Страховой рынок и мегарегулятор
Романова Марина Владимировна
Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса, профессор Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор экономических наук
страхование сегодняВ статье анализируются предпосылки, исторические аспекты и актуальные цели создания единого мегарегулятора финансовых отраслей в России и за рубежом.

Страховые организации относятся к системе финансово-кредитных организаций. Финансово-кредитные организации делятся на четыре группы:

  1. Банки (коммерческие банки, Банк России, общества взаимного кредитования).
  2. Страховые организации и общества взаимного страхования.
  3. Негосударственные пенсионные фонды.
  4. Доверительные управляющие, брокеры, паевые инвестиционные фонды и т.д.

Коммерческие банки, как и обыкновенные организации, получив значительную прибыль, могут решить инвестировать ее в ценные бумаги, различные инвестиционные проекты или сберегать, давая в долг инвесторам, в том числе иностранным. Страховые организации, как и негосударственные пенсионные фонды, по своей экономической сути низкорентабельны, но обладают огромными резервами, которые инвестируются. Основная цель страховщиков — предоставление страховой защиты.

В макроэкономическом плане финансово-кредитные организации, по сравнению с другими организациями, играют большую роль и более полно реализуют функции, отвечающие интересам государственной политики. Например, предоставляемая данными организациями социальная защита населения, в конечном счете, отражается на благосостоянии и сохранности людских ресурсов. Чтобы контролировать развитие финансово-кредитного сектора, государством законодательно возложены на соответствующие органы разработка нормативных документов, лицензирование, а также контрольные функции развития данной отрасли.

Под финансово-кредитной системой (рисунок 1) понимается структурированная совокупность следующих основных элементов: целей и задач, стратегии развития, принципов, структуры, технологии развития финансово-кредитной системы, позволяющих обеспечить услуги населению России.

Рисунок 1. Система развития финансово-кредитной  системы

Теперь определим экономические категории, которые характеризуют саму финансово-кредитную систему.

Структура финансово-кредитной  системы — это возникающие и воспроизводящиеся в связи с процессом осуществления деятельности различных субъектов и соотношение между ними (страховые организации и страхователи, банки и их клиенты, негосударственные пенсионные фонды и их клиентов, инвестиционные компании и их клиенты и т.д.), объектами (технологии и виды страхования, кредитования, пенсионного обеспечения и т.п.) и институтами финансового рынка, включая страховой рынок, изученные в соответствии с определенными критериями. Институциональная структура финансово-кредитной системы (рисунок 2) — организационно-экономические, правовые и социально-политические нормы, являющиеся базой для создания и развития (на основе договоров) потребления страховых, банковских услуг и услуг пенсионного обеспечения (институциональная среда), а также совокупность организаций, занимающихся инвестиционной политикой профессионально либо его регулированием (организационная структура).

Рисунок 2. Развитие институциональной структуры финансово-кредитной системы

Анализ состояния и развития институциональной структуры финансово-кредитной системы показывает, как недостаточная развитость отдельных институтов финансово-кредитной системы России вызывает затруднения в существовании и дальнейшем развитии всей системы финансово-кредитных организаций. Так, отрицательное влияние оказывает неразвитость деятельности посредников в организационной структуре финансово-кредитной системы Российской Федерации. К настоящему времени сложилась неэффективная институциональная структура финансово-кредитной системы России, которая слабо учитывает интересы населения и ориентирована на поддержание экстенсивного развития за счет введения новых финансовых продуктов без развитой инфраструктуры инвестиционной политики.

Институциональное развитие финансово-кредитной системы — совокупность институциональных изменений, приводящих к перегруппировке институциональной структуры финансово-кредитной системы, которая способствует снижению транзакционных издержек заключения и исполнения купли-продажи ценных бумаг, договора страхования, кредитования, пенсионного обеспечения, ипотечного договора, повышению экономической эффективности деятельности организаций, входящих в финансово-кредитную систему.

Большинство вопросов институционального развития финансово-кредитной системы России в настоящее время напрямую не касаются функционирования организаций реального сектора, но направлено на развитие среды, способствующей выявлению и удовлетворению социальной политики страны.

Развитие структуры рынка, его основных институтов должно находиться в центре как государственной политики в области инвестиционной политики, так и усилий саморегулируемых организаций, населения.

Для дальнейшего развития финансово-кредитного сектора страны и унификации инструментов регулирования Указам Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации» создается особое ведомство - мегарегулятор для контроля за инвестиционными и страховыми компаниями, а также финансовыми рынками.

Целью создания мегарегулятора должно стать эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершение максимально полезных для развития финансового рынка действий.

Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» самым позитивным образом способствовало бы ускоренному развитию экономики. В условиях вступления России в ВТО и расширения границ функционирования субъектов этого рынка, такой орган сможет быстрее вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Российской Федерации  в международной экономической интеграции. Единый орган государственного надзора и контроля сможет обеспечить уверенное консолидированное развитие всего финансового рынка и обеспечит достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.

Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.

Создание мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества.  Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Например, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР)  до сегодняшнего дня имела право отслеживать исполнения норм закона о рынке ценных бумаг, закона об инвестиционных фондах, и еще ряда законов. Это реализовывалось в виде выдачи разрешений, лицензий, регистрации проспектов эмиссии, отчетов о выпусках ценных бумаг, регистрации правил бирж и др. У ФСФР также имеются функции надзора, то есть осуществлять проверки исполнения требований законодательства и применять санкции к нарушителям. Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежно-кредитную политику и выполняет надзорные функции. Последний мировой финансовый кризис показал, что такая система регулирования банковского сектора экономики наиболее продуктивна, поскольку более эффективно и оперативно проводились антикризисные мероприятия в банковской сфере по сравнению с другими отраслями страны.

Однако существуют следующие объективные причины создания мегарегулятора:

  1. Основные участники фондового рынка — банки, страховые компании, пенсионные фонды или инвестиционные структуры — используют одни и те же финансовые инструменты и подвергаются одним и тем же рискам. Отсюда возникает потребность в единстве их регулирования;
  2. Путаница в регулировании рынков финансовых услуг влечет за собой многочисленные разногласия и проблемы, благодаря чему создаются различные теневые нерыночные схемы. Отсутствие единых правил и законов финансового рынка, гарантий равных прав участников и защиты капитала не способствуют планомерному развитию рынка;
  3. Большую роль начинают играть крупные финансовые холдинги, принадлежащие одним собственникам, но включающие в свой состав различные структуры. Надзор за такими организациями предполагает консолидированный подход, а это также усиливает аргументы в пользу создания мегарегулятора (напомним, что первые шаги предусмотрены в Федеральном законе от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», где устанавливаются общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  4. Необходима нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке;
    Появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.);
  5. Пересмотр целей в 2010 году, решаемых страховщиками (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика, появление новых видов обязательного и добровольного страхования);
  6. Страховые организации должны увеличить уставный капитал, почти в 3 раза к 2012 году. Для эффективного инвестирования страховых резервов и собственных средств страховых организаций и сохранения признаков возвратности, ликвидности, доходности и диверсификации  страховщики должны инвестировать в различные инструменты фондового рынка;
  7. Появились новые продукты на финансовом рынке (РЕПО, финансовых инструментов срочных сделок  и др.);
  8. При осуществлении страховой деятельности страховыми организациями появились новые страховые посредники. Например, клиринговые центры по урегулированию убытков по ОСАГО.

Таким образом, уже сегодня российскому финансово-кредитному рынку необходим системный подход в управлении и «мегарегулятор» (сценарий развития событий на рынке при модели госрегулирования на основе мегарегулятора – более оптимистичен, нежели другие варианты развития).

Следует принимать во внимание накопленный зарубежный опыт мегарегулирования. Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рынками, сделали это еще в 80-х годах прошлого столетия. Под мегарегулятором на Западе понималась модель объединенного или интегрированного надзора со стороны государства за финансовым сектором. Как в развитых, так и развивающихся такая модель действует сейчас приблизительно в 50 странах.

По формальным признакам мегарегулятором становится специализированное госучреждение, уполномоченное регулировать не менее двух из трех категорий финансовых посредников (банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании).

В Великобритании до реформы саморегулирование на рынке небанковских финансовых услуг играло ключевую роль. Там было несколько саморегулируемых организаций по направлениям профессиональной деятельности: брокерские услуги, строительные общества, управляющие, и др. В процессе реформы все эти организации были консолидированы в FSA, и ее уровень был поднят до статуса публичного органа, действующего на основе специального закона.

Во Франции, где банковский надзор и надзор над небанковскими финансовыми организациями разделен между Банком Франции и специально созданным более 8 лет назад регулятором, который контролирует и регулирует небанковский сектор финансового рынка (АМF). Главный орган управления AMF - совет директоров, в котором предоставлены места для участников рынка.

Строение регулятора в Германии (BаFin) во многом похожа на Французский регулятор. Единственное отличие - регулирование банковского сектора также включено в полномочия BаFin, хотя Бундесбанк продолжает играть большую роль как источник информации для надзора, и с BаFin тесно взаимодействует.

Для России наиболее близок, по сути, французский регулятор.

Идею создать универсальный мегарегулятор ФСФР вынашивала с середины 2000-х годов. В 2005 году первоначальная концепция была прописана в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006—2008 годы» и предполагала, что новый мегарегулятор будет следить и за банками, и за страховщиками, и за фондовым рынком страны. В конце ноября 2010 года Алексей Кудрин выступал уже с реалистичными проектами объединения ФСФР и ФССН, которое в итоге состоялось в 2011 году (при этом следует учитывать, что идея в России объединения надзорных ведомств уже положительно себя зарекомендовала. Примером может  служить мегарегулятор в виде Федеральной службы по надзору в сфере массовой коммуникации, связи и  охраны культурного наследия).

Указом №270 определено, что мегарегулятор объединит финансовый рынок Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности). Им также  установлено, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам:

а) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка Российской Федерации (за исключением банковской и аудиторской деятельности);
б) является правопреемником Федеральной службы страхового надзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Это потребует внесения изменения и дополнения в соответствующие законодательные и нормативные акты.

Согласно п. 6 Указа №270 Правительству Российской Федерации необходимо в 2-месячный срок:

а) обеспечить непрерывность осуществления регулирования, контроля, надзора и выполнения иных функций в сфере страховой деятельности (страхового дела) в связи с присоединением Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам;
б) распределить функции по нормативно-правовому регулированию в сфере финансового рынка Российской Федерации между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам, обеспечив внесение соответствующих изменений в положения об указанных федеральных органах исполнительной власти;
в) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в соответствии с  Указом.

Созданному мегарегулятору для успешной работы, в первую очередь, необходимы автоматизация отчетности и глобализация всех рычагов управления рынком, а также стандартизация  отчетности и профессиональные кадры.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  3. Федеральный закон от 27.07.2011 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 04.03.2011 №270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации»;
  5. «В России появится новый мегарегулятор». Известия, 6 декабря 2010 г.;
  6. «Мегарегулятор – новый шаг в развитии финансового рынка» – интервью руководителя ФСФР России журналу «Аналитический банковский журнал»;
  7. Минфин РФ представит новый вариант указа президента о мегарегуляторе после января 2011 года, http://www.rg.ru, 29.12.2010;
  8. Российские СМИ получили «мегарегулятора», http://www.Lenta.Ru, 26.03.2007;
  9. http://www.GZT.ru;
  10. Мегарегулятор, или единоначалие над страховщиком и банкиром, 28.07.09.

16 марта 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.91 (голосовало: 23 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
23 марта 2011 г. 02:10 Кристина
Спасибо вы очень помогли
Информация очень полезная.
23 марта 2011 г. 19:16 Катя
Статья своевременна и позволяет здраво оценить меропрития по созданию мегарегулятора

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: