Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все о страховании жизни
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Анализ

  Полный список аналитических материалов

  Динамика рынка, За рубежом, Регулирование, Сотрудничество
Юргенс Игорь Юрьевич На пути к общему страховому рынку стран ЕврАзЭС
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
страхование сегодняВ конце прошлой недели протокол о создании общего страхового рынка стран-членов ЕврАзЭС внесен на ратификацию в Государственную Думу. Свое мнение по поводу значимости и своевременности решения этого вопроса излагает Президент ВСС Игорь Юргенс.

Президент РФ В.Путин внес на ратификацию в Госдуму протокол о создании общего страхового рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). С чем Россия идёт к вступлению в единое страховое пространство?

Итоги прошедшего года подводить пока ещё рано. Как известно, воздействие общего торможения экономики на страховую отрасль имеет несколько отложенный характер. Вместе с тем, уже сейчас можно отметить, что в последние годы обнажились все сложности ситуации в ряде конкретных секторов российского страхования и прежде всего, в автостраховании. Мы определились со многими вопросами из категории «Что делать?». И российское страховое сообщество, и государство как регулятор обнаруживают ясное намерение оздоравливать рынок, обеспечивать эффективность его институтов, улучшать нормативно-правовую базу. Разумеется, речь не идёт о каком-то едином порыве. При одной общей цели у нас есть множество разнонаправленных интересов. Но выработка компромиссов в таких случаях идёт значительно живее, чем прежде.

Хотя и в том, что касается статистики российского страхового рынка — наши показатели по-прежнему более чем достойные. Выйдя из кризиса 2008—2009 годов, рынок продолжает расти. Общая сумма страховых премий с 2007 по 2013 годы увеличилась почти вдвое — было 486 млрд рублей, стало более 900 млрд. По совокупным страховым выплатам аналогичные показатели составляют 204 млрд и около 425 млрд рублей соответственно — это ещё более масштабная прибавка. (Конечно, нужно оговориться: то, что темпы роста выплат в минувшем году оказались значительно выше темпов роста премии, в нынешних экономических условиях это не слишком благоприятная тенденция.)

Величина совокупного уставного капитала прибавила 52 млрд рублей к 158 миллиардам 2007 года. Средний размер уставного капитала составляет 500 млн рублей. За указанное время этот показатель вырос на 170 с лишним процентов.

Количество страховых компаний устойчиво снижается. В 2007 году на рынке работали более 850 страховщиков, к концу прошлого года их осталось 420. Этому способствовали кризис 2008—2009 годов, а также повышение требований к капитализации в 2011 году, что привело к объединению в рамках коммерческих групп. Полагаю, что в случае принятия дополнительных мер к оздоровлению рынка в перспективе 5—7 лет число компаний может сократиться до 100—150.

Из общего объема рынка примерно равные доли принадлежат корпоративным и розничным видам страхования. Также примерно пополам разделен рынок между Москвой и остальной Россией.

Последовательно растет доля иностранного капитала, особенно после смягчения законодательных ограничений на исходе 2012 года. По различным сценариям, к 2020 году доля кампаний с иностранным участием на российском рынке может составить от 45 до 60 процентов.

При этом мы понимаем, что на мировом фоне впечатление от вышеприведенной положительной динамики несколько слабеет.

Весь объем российского страхового рынка составляет примерно четверть от совокупной премии одной из ведущих мировых кампаний. По совокупным активам и активам в управлении такая доля получается ещё меньшей. Российский уровень проникновения страхования в последние годы варьируется в небольшом диапазоне, 1,2—1,4 % от ВВП (без учета обязательного медицинского страхования). Да, на Едином экономическом пространстве мы по этому показателю прочно лидируем. Но даже в сравнении с другими странами БРИКС сильно отстаём. Что уж говорить о развитых странах, где он составляет, как правило, от 5 до 15 %. В рейтинге Swiss Re по итогам 2012 года мы оказались на 73-м месте из 88 стран. Тормозящий рост ВВП нас, очевидно, поднимет на этой шкале — ненамного и ненадолго. Мы, в свою очередь, стремимся к подъёму иного качества – обеспеченному структурными изменениями в отрасли, которые к 2020 году могут, как мы полагаем, довести уровень проникновения страхования до 4—5 процентов. Сумеем достичь этой отметки — отрасль будет готова стать полноценным «локомотивом» национальной экономики.

Пока же при большом потенциале российского рынка страхования он страдает от целого ряда структурных проблем. Считаю, что на эту тему — и на аналогичные темы в отношении наших соседей — нам стоит говорить достаточно подробно и сегодня, и впоследствии. Бальзак учил, что брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга. Полагаю, что это правило вполне справедливо и в отношении интеграции национальных рынков.

Многие из нынешних российских проблем носят хронический характер и проявляют себя в виде устоявшихся практик. При этом, конечно, отчасти их можно рассматривать как болезни роста, отчасти они стимулировались в своё время мировым финансовым кризисом.

Вот как выглядит их частичный перечень в «диагностической» части Стратегии развития страхового рынка до 2020 года, одобренной российским правительством полгода назад:

- слабый рост спроса на страховые услуги;

- снижение качества выполнения обязательств страховщиками по договорам страхования;

- ограниченность предложения страховых услуг, ориентированных на различные категории потребителей;

- низкая степень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом;

- недостаточный уровень страховой культуры и страховой грамотности в обществе и в бизнесе;

- низкое качество посреднических услуг.

При этом рынок достаточно инертен, и качественно изменить ситуацию вряд ли возможно без реформы регулирования, ориентированной одновременно на оздоровление и стимулирование отрасли. Продвижение по данному пути уже началось; при этом у государства, у бизнеса, у общества есть консенсус по поводу «образа желаемого будущего» для российского страхования. Существенные преобразования на рынке позволят вернуться к привлекательным уровням доходности, создадут быстро растущие сегменты страхования жизни и медицинского страхования, установят эффективный баланс сил между страховщиками, посредниками и страхователями.

Рынок значительно увеличит свои масштабы и станет экономически привлекательным. Будет создан класс крупных институционных инвесторов и новый источник «длинных денег» для экономики. В случае общих кризисов страховой рынок будет не слабым местом финансового сектора, как несколько лет назад, а наоборот, его стабилизирующим фактором. Будут гарантированы значительные социальные выгоды в части улучшения пенсионного обеспечения и предоставления медицинских услуг. В то же время удастся искоренить некорректные экономические принципы функционирования отдельных сегментов рынка. Это приведет к увеличению прибыли страховщиков и обеспечит снижение тарифов для страхователей. Акционерная стоимость активов увеличится, появятся привлекательные варианты для их продажи.

Реформа регулирования рынка должна сыграть ключевую роль в этом повороте, в преодолении структурных проблем, особенно в части восстановления здоровой конкуренции, а также раскрытия новых, недостаточно развитых сегментов страхования.

Помимо принятия Стратегии 2013 год ознаменовался на российском рынке появлением финансового мегарегулятора. Вообще, государство взялось за дело достаточно активно. Конечно, бизнес не может относиться к действиям такого рода без доли подозрительности. Это, собственно, его важнейшая миссия в отношениях с властью — постоянно напоминать о старой венецианской пословице: «Жердь рождает болото», и нужно сто раз подумать, прежде чем втыкать жердь в проточную воду. С другой стороны, угрозу заболачивания тоже возможно отвести именно грамотными гидротехническими мероприятиями. И у нас сейчас, без сомнения, как раз второй случай.

Работа мегарегулятора должна обеспечить стабильный рынок и эффективный надзор, пресечь дублирование функций различных государственных органов. Страховщики ждут появления на рынке понятных всем участникам правил игры с прозрачным и четким механизмом их формирования. Мы также рассчитываем, что объединение мегарегулятором основных функций регуляторов позволит ускорить принятие решений по острым и существенным для рынка вопросам.

Сбалансированность интересов финансовых властей и профессионального сообщества должна быть обеспечена активным и четким взаимодействием мегарегулятора с саморегулируемыми организациями. Сейчас здесь идет процесс выстраивания отношений — при обоюдной заинтересованности и готовности к серьезной работе.

Ставящийся вопрос о переходе отрасли на интенсивный путь развития, выводит на первый план задачу переориентации государственной политики и смещения акцентов в деятельности страховщиков. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие отрасли должно идти в первую очередь по линии добровольных видов страхования, а также в сторону повышения привлекательности страхования для граждан.

Реализация комплекса мер по развитию добровольного страхования должна способствовать большему охвату потенциальных страхователей, обеспечить доступность услуг для всех категорий граждан и юридических лиц, освободить государство от избыточных расходов, ограничив его роль в возмещении вреда от чрезвычайных ситуаций случаями особо крупных рисков.

Основным двигателем развития российского страхового рынка до сих пор являлись обязательные виды страхования. Это типично для развивающихся рынков, в том числе и для рынков наших партнеров. Но необходимо четко понимать, что придание страхованию обязательного статуса оправдано лишь в тех областях, где на государстве лежит обязанность в предоставлении защиты своим гражданам. Требуется рассмотреть в этом разрезе риски обязательного медицинского страхования, ответственности работодателя, ответственности за загрязнение окружающей среды, сельскохозяйственные, стихийных бедствий. Пересмотр страховых норм здесь неизбежно будет определяться в будущем необходимостью облегчения бремени рисков, лежащего на государстве, его частичного переноса на страховую отрасль с переходом государства к модели «страховщика последней инстанции».

Интеграцию страховых рынков на Едином экономическом пространстве мы рассматриваем в первую очередь именно в контексте того обновления, о котором шла речь выше. Модернизация и оздоровление страхового сектора — это актуальная задача практически для всех развивающихся экономик. Конечно, далеко не все наши проблемы идентичны. Но целевые ориентиры, думаю, общие. Если модернизация рынка будет развиваться, если начнётся реальная интеграция (о которой пока приходится говорить только в будущем времени) — два эти процесса могут дать серьёзный синергетический эффект. И для России, и для ее партнёров.

Пока же место страховой отрасли в повестке Единого экономического пространства далеко не соответствует ни ее роли в национальных экономиках (хотя и здесь хотелось бы много большего), ни потенциальному вкладу в ускорение евразийских интеграционных процессов.

Возможный комплекс первоочередных мер, необходимых для полноценной интеграции наших финансовых систем, в том числе в сфере страхования, должен включать:

во-первых, деятельность по приведению наших базовых финансовых институтов в соответствие с международными стандартами, выработанными Советом финансовой стабильности, Базельским комитетом, Международной организацией регуляторов финансовых рынков. Сегодня это критический минимум международной конкурентоспособности финансовых секторов для всех ведущих экономик;

во-вторых, выстраивание современной электронной системы платежей и расчетов в режиме реального времени в национальных валютах (своего рода региональной международной платежной системы), развитие и укрепление ее инфраструктуры по высшей мировой мерке;

в-третьих, обеспечение взаимной открытости и инфраструктурной совместимости наших финансовых рынков. Крайне важно в связи с этим и совершенствование национальных систем налогообложения;

в-четвертых, создание равных конкурентных возможностей для финансовых институтов. Прежде всего, это касается сближения (на основе соответствия требованиям ВТО и рекомендациям ОЭСР) регулятивных норм, режимов и условий, определяемых национальными законодательствами. Это особенно важно для страховой отрасли во всех наших странах, где гипертрофированное развитие получили обязательные виды страхования, а добровольные, напротив, требуют поддержки и стимулирования.

Между нашими странами сохраняются существенные различия в допуске на страховой рынок иностранных компаний, в порядке предоставления лицензий на страховую деятельность, регулировании самостоятельной передачи рисков за рубеж, величины посреднических комиссий, операций страховых брокеров и т.п.

Но уже сейчас мы можем наметить для своей отрасли ряд прорывных направлений, движение по которым способно стимулировать интеграционный процесс в целом. В моем представлении, это, в первую очередь, перестрахование, формирование единого перестраховочного пространства, а также синхронизация регулирования, работа над созданием единого мегарегулятора.

Хочу особо подчеркнуть — нет речи о том, что объединение финансовых рынков, объединение страховых систем может идти по линии выставления требований и предъявления претензий. Но у нас есть совместные ориентиры, закрепленные в национальных стратегиях и в Протоколе о создании общего рынка, у нас есть общепринятые стандарты, в том числе, вырабатываемые глобальными институтами.

Наша текущая задача — конкретизировать эти ориентиры, определить показатели соответствия этим стандартам, чтобы от деклараций перейти к выработке детальной «дорожной карты» формирования евразийского страхового рынка, современного, мощного, конкурентного, готового исполнять ту высокую общественную и хозяйственную миссию, которая определена страховому делу, обеспечивать социальную защищённость наших граждан и стабильный рост нашей экономики.


17 февраля 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, За рубежом, Регулирование, Сотрудничество
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.81 (голосовало: 16 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: