Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Компании и капиталы, Тенденции, Регулирование, Тарифы
Страхование и регулирование – предварительные итоги уходящего года
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
страхование сегодняО чем говорят итоги работы страхового рынка за 9 месяцев 2015 года и какими видятся предварительные итоги 2015 года? Какие новые проблемы появляются в отрасли?

Как показывают итоги 9 месяцев 2015 года, страховой рынок не уменьшается в объеме, и даже чуть-чуть развивается. С одной стороны, это «пиррова победа», потому что рынок вырос на 2 %, а инфляция составляет больше, чем 2 %. С другой, многие другие рынки просели гораздо сильнее. Кроме того, можем похвастаться, что по прибыльности рынок показал хорошие результаты (хотя мы понимаем, что здесь есть элементы случайности и это носит временный характер). Поэтому, как мне кажется, у рынка есть вполне реальные внутренние резервы для развития, а нам нужно его в этом деле правильно сориентировать.

Постепенно растет концентрация рынка. Количество компаний непрерывно уменьшается, это не блажь Центробанка, а объективная тенденция, концентрация рынка происходит почти естественно. Сейчас мы выделяем 22 системно значимые страховые компании, на их долю по итогам 9 месяцев приходится 77 % собираемой премии. Если добавить к ним компании, входящие в первую сотню – это уже более 90 % страховой премии. Понятно, что такая тенденция исторически сложилась уже довольно давно, и наверное, никакого другого тренда в ближайшее время не будет.

Доля иностранных собственников в совокупном уставном капитале российских страховых компаний составляет на данный момент менее 20 %. Как известно, некоторое время назад квота иностранного участия была повышена с 25 до 50 % (причем не как окончательный вариант, а как переходный шаг к полной либерализации доступа иностранцев). Квота не выбрана, так что мы ждем иностранный капитал, который должен прийти на развитие нашего страхового рынка, но пока почему-то не приходят, несмотря на то, что рынок стал зарабатывающим и повысилась рентабельность.

Основным направлением в надзорной деятельности мы продолжаем считать контроль качества капитала, активов, собственных средств, резервов. 15 из 22 системно значимых компаний так или иначе имеют вопросы от Банка России и находятся в зоне риска. Из первой сотни 31 компания находится в зоне особого контроля. Это не говорит о том, что компании плохие, это не прямая дорога к отзыву лицензий, но вопросы к их активам и управлению рисками у нас есть.

Важный момент – изменение количества компаний: на начало января 2015 года их было 404, по состоянию на 12 ноября 2015 года – 356, до конца года уйдут еще минимум 2-3 компании. Количество других субъектов рынка также уменьшается: из 150 страховых брокеров на начало года сейчас осталось 138, из 12 ОВС – 11. Лицензии теряют, в том числе и региональные компании, в связи с чем нам иногда задают вопрос, кто же останется работать в регионах? А работать будет тот, у кого есть активы. Наверное, если местные компании уходят с рынка, это не очень хорошо для экономики региона, но нам важно наличие у компании реальных активов.

Мы неоднократно говорили о выделенных нами для особого контроля социально значимых видов страхования. Те, кто занимаются автогражданкой, перевозчиками, ОПО, сельхозстрахованием с господдержкой, туроператорами и застройщиками, будут в зоне нашего повышенного внимания. К сожалению, даже при наличии компенсационных фондов в соответствующих союзах все равно есть проблемы с адекватным выполнением обязательств компаний, которые уходят с рынка.

В 2015 году появилось несколько новшеств в сфере контроля – это институт ответственных актуариев и спецдепозитарии. Те актуарии, которые подписали заключения компаниям, которые потом с рынка ушли, также будут в зоне особого контроля со стороны Банка России.

В 2015 году у нас появился электронный полис. У гражданина теперь есть возможность купить ОСАГО по интернету.

В этом году появилось также Бюро страховых историй, как некий легитимный инструмент для того, чтобы дать лучшие условия законопослушному, не приносящему проблем клиенту, учитывать профиль риска конкретного клиента. На банковском рынке бюро кредитных историй существуют давно, на страховом аналогичный механизм заработал только сейчас.

Нам важно, чтобы человек получал тариф в соответствии со своим профилем риска, в том числе потому, что рост тарифов по каско и добровольным видам вообще нас сильно очень сильно настораживает. Одна из причин, почему потребитель получает более дорогую услугу – мошенничество, в очередной раз активизировавшееся в этом году. Другая причина – это по-прежнему неоднозначная трактовка судами тех или иных норм закона, вынуждающая страховые компании делать выплаты, не предусмотренные условиями договора страхования, исполняя решения судов. Мы считаем, что страховая компания должна платить только по тем рискам, которые она брала на ответственность, если она платит по другим случаям – это ослабляет ее финансовую устойчивость и заставляет повышать тарифы.

Еще из новаций 2015 года отмечу пересмотр Банком России тарифов по ОСАГО и ОПО. Повышение тарифов по ОСАГО повлияло на доходность страхового рынка в лучшую сторону. Что касается ОПО, с 1 сентября тариф в среднем был понижен в 2,5-3 раза, по 19 из 22 групп объектов мы посчитали тариф избыточным, по остальным группам тариф повысился. В итоге даже по таким регионам, как Кемеровский, где много шахт, по которым тариф повышен, в целом по всем опасным объектам все равно будет снижение уплачиваемой премии. Банк России готов продолжать корректировать тарифы по обязательным видам страхования в ту или иную сторону, если будут предоставлены соответствующие экономические обоснования.

Заработал институт кураторов, я это оцениваю как эпохальное событие. Куратор – это не надсмотрщик, не десант на территорию страховой компании, а просто человек, имеющий канал оперативного обмена информацией со страховой компанией.

Продолжается работа по стандартным продуктам, в частности, разработаны стандартные условия ДМС мигрантов. Я считаю это хорошим примером продукта, который понятен и потребителю, и страховым компаниям, и надзору, где прописано все, за что страховщик отвечает и за что можно предъявить ему претензии.

Еще одна из проблем рынка – неадекватное информирование населения о том, что и как делают страховые компании. Население не знает, что собой представляет такая финансовая услуга, как страхование. Наибольшая нехватка информации по страховому рынку ощущается в регионах. Недавно НАФИ провело исследование, в числе прочих был задан вопрос: «Кто защищает права потребителей финансовых услуг?» и, к сожалению, выяснилось, что люди не знают, что потребителей на финансовых рынках защищает Банк России. И это в то время, как в Банке России создана специальная служба по защите прав потребителей, она действует уже второй год. Это важно, что Банк России не просто развивает рынок страхования, но и занимается повышением образованности и защищенности потребителей.

И наконец, последнее важное обстоятельство – в этом году начато активное движение в области развития саморегулирования.


3 декабря 2015 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Компании и капиталы, Тенденции, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 2.78 (голосовало: 9 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
8 декабря 2015 г. 22:21 Праведный труженик
Читаю и сравниваю два комментария, посвященные одному событию - 9 месяцам года. Но если в марте регулятор приводил относительно подробные цифры, то сейчас ограничивается словами. Разумеется 2% годовых в рублях никто не решится назвать ростом на уровне средней инфляции за этот период около 12%. Говорить действительно не о чем. Но то, как бы кризис виноват, что на этом заостряться.

Посмотрим шире. У регулятора масса заслуг. Не буду снова перечислять, только одна, по его словам "эпохальная" - Институт (подумать только!) Кураторов (сокращенно ИК). Наверное кураторы, это очень важно. И регулятор объясняет нам кто такой Куратор: - это "...человек, который имеет канал оперативного обмена информацией со страховой компанией...". Вот так, не больше и не меньше. Теперь есть человек (точнее их несколько десятков), который имеет связь со страховой компанией (наверное это телефон, мыло, аська, "сам поехал на метро", "вызвал на ковер"...), ну что там может еще считаться каналом?
И что? Ну что дальше? Что делают эти каналы-человеки-институт? Нам написали что они не делают. Они не надсмотрщики (они не надзирают) и они не "десант". Очень понятно! Так что они делают? За жизнь беседуют? Рыночную дисциплину воспитывают? Что конкретно? Почему они "эпохальные" и "институт"? Почему не хватает только лишь канала связи, а нужен еще и человек?
Ответ прост. Между молотом и наковальней должен быть предмет для битья. Между рулем и сидением, как известно, должна находиться прокладка для создания ДТП. Этакий зомби-водитель, который не имеет своих мозгов, рулит одновременно несколькими компаниями-машинами, держа руль в одной руке, а в другой мобильник на связи со страховым регулятором.
Если у регулятора что-то пойдет не так, то ведь не обвинишь рынок в том, что он какой-то не такой, не слушается команд. Скорее уж рынок сам обвинит регулятор во всех смертных грехах. А при наличии куратора, который просто-таки "эпохальный институт", на него можно свалить все неудачи. Он даже не успеет ИКнуть!
Институт прокладок между рулем и сиденьем?

Вот еще мне понравилось, хочу процитировать, это названо одной из проблем рынка: "...Недавно НАФИ провело исследование, в числе прочих был задан вопрос: «Кто защищает права потребителей финансовых услуг?» и, к сожалению, выяснилось, что люди не знают, что потребителей на финансовых рынках защищает Банк России. И это в то время, как в Банке России создана специальная служба по защите прав потребителей, она действует уже второй год. Это важно, что Банк России не просто развивает рынок страхования, но и занимается повышением образованности и защищенности потребителей..."
То есть иными словами никто не знает о том, что ЦБ развивает рынок страхования и защищает потребителей! И кто в этом виноват? Оказывается это одна из проблем рынка! Он должен информировать о том, что ЦБ этим занимается? Сам ЦБ не собирается "адекватно информировать" потребителя о своей деятельности?
Так прямо и вижу, как страховщики, в конце рекламы своих услуг в СМИ обращаются к потенциальному потребителю: "От нехороших нас вас защищает не просто там кто-то, а целый ЦБ РФ" и далее крупно мобильный телефон и ФИО куратора страховой компании. Ну разве не эпохально?

"... И наконец, последнее важное обстоятельство – в этом году начато активное движение в области развития саморегулирования..."
Ой, не пугайте. Боюсь даже вообразить какого "саморегулирования" возможно добиться вкупе с эпохальным институтом кураторов!

На фоне такой «эпохальной», новости, как состоявшийся ИК меркнут все остальные события. Часть из них настолько ничтожны для рынка, что не заслужили даже упоминания в комментарии высокого должностного лица страхового регулятора. Такие как: перестрахование, НПК с «десятиной», нежелание, да и неспособность 15 коммерческих страховщиков из 19 возможных страховать застройщиков.

Хочу обратиться к тем высоким должностным лицам страхового регулятора, которые имеют в качестве первого образования Физтех. Не грех бы вспомнить кусочек нелинейной динамики, нелинейных дифуров, где говорится, что самоорганизация возможна только в открытых нелинейных диссипативных системах. Говоря упрощенно, в таких системах, которые потребляют энергию извне и рассеивают ее. Применительно к рыночной ситуации – самоорганизация, саморегулирование возможно только там, где есть избыток средств, денег, участников. Не организуются для страхования застройщиков 19 коммерческих страховщиков, выбранных регулятором по абстрактным критериям. Они даже в рынок не захотят войти. Что мы и видим. А до этого страховщики пытались поднять тарифы застройщикам в разы. Что тоже естественно с точки зрения рыночной самоорганизации, саморегулирования – увеличить поток энергии (денег) извне для сохранения упорядоченности системы страхования застройщиков. И это следствие второго начала термодинамики, применительно к экономике. И это уже отнюдь не высшая математика, а «простая» классическая физика.
Очень жаль, что вам, господа бывшие физтехи, не удается использовать свое первое старое, доброе фундаментальное образование на пользу страхового рынка.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: