Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, ОСАГО, Регионы, Регулирование
ОСАГО – современный этап эволюции
Жук Игорь Николаевич
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
страхование сегодняКак идет реализация системы «единый агент ОСАГО» для проблемных регионов? Повлияет ли она на количество игроков на рынке? Какие дальнейшие пути совершенствования ОСАГО намечает Банк России?

По ряду регионов есть проблемы с доступностью ОСАГО и с урегулированием убытков, которые надо решать совместными усилиями профессионального сообщества, Банка России и Верховного Суда. У разных сторон есть разные мнения о причинах сложившейся ситуации – кто-то винит разного рода посредников, Банк России считает, что предпосылки такой ситуации создали сами страховые компании, которые в прежние годы тотально недоплачивали страховые возмещения из-за нехватки реальных активов. Из 180 компаний, некогда существовавших на рынке ОСАГО, многие осуществляли выплаты в зависимости от наличия потока поступающих премий и априори занижали выплаты.

Страховые компании должны взять на себя коллективную ответственность за доступность ОСАГО в проблемных регионах. Для этого Российским союзом автостраховщиков была предложена модель агентского соглашения по продажам в таких регионах, причем неприсоединение к соглашению до 25 июля 2016 года означает исключение из РСА и потерю права заниматься ОСАГО. Схема позволяет перебросить прибыль из доходных регионов в убыточные. Сейчас таких регионов 6.

Помимо различий в судебной статистике на убыточность влияет и аварийность в конкретном регионе. Что же касается судов, то обострению проблемы способствовало и то, что, особенно после того, как в кризис 2008-2009 года страховые компании сократили число юристов, представители страховых компаний и их филиалов не ходят на судебные заседания и не используют все законные возможности оспаривать дело до конца, недостаточно качественно готовят документы. Конечно, нельзя игнорировать деятельность организованных преступных групп, занимающихся мошенничеством, а правоохранительные органы возбуждают крайне малое количество дел по таким случаям. И наконец, говоря о проблемных регионах, нельзя обойти тему бездействия местных властей, в частности, в ходе всех наших проверочных мероприятий в каждом регионе нам удавалось найти страховую компанию, где свободно продается ОСАГО, однако власти ничего не делали для того, чтобы уделить внимание координации информационной работы, а также вести работу с судами.

Определение проблемных регионов осуществляется на основании мониторинга, осуществляемого Банком России, и анализа поступающих жалоб потребителей. У нас действует программа «Жалоба как подарок», по всем жалобам производятся разбирательства? и после объективного рассмотрения принимаются решения.

К 20 июля 7 страховых компаний, которые не подали документы на вступление в систему, озвучили намерение прекратить операции по ОСАГО. Сведений о том, что какие-либо еще компании не хотят исполнять агентское соглашение, у нас нет. Понятно, что какие-то компании будут прекращать работу, сдавать лицензии, одна компания сейчас находится в процессе поглощения другой компанией. Это нормальный эволюционный процесс, являющийся, в том числе, результатом повышенных требований Банка России, которые реализуются уже несколько лет. Однако необходимость продавать ОСАГО в проблемных регионах однозначно поменяет бизнес-модель страховых компаний. И по факту, и по планам страховщиков мы видим, что количество игроков на этом рынке продолжит уменьшаться.

Обсуждаемым путем дальнейшего совершенствования системы ОСАГО является ограничение комиссионных вознаграждений. Это уже проблема высококонкурентных прибыльных регионов (Москва, Московская область, Петербург и др.) – значительная часть премии уходит посредникам, и в результате гонки агентских вознаграждений компании также не показывают нормальной прибыли. Мы будем добиваться прозрачности агентских вознаграждений, поскольку для нас не секрет, что собственно комиссия – это только часть большой системы взаимоотношений страховщика с посредником (помимо агентского вознаграждения ему выплачивают спецпремию, производятся некие поощрения, что-то идет через схемы с каско, отдельные компании умудряются еще и что-то перестраховывать). Это уродливая ситуация, заставляющая конкурирующие друг с другом компании обнулять свой финансовый результат.

Одним из вариантов, как ограничить агентские вознаграждения, может быть конструкция пула, она давно разработана и действует в НССО, где существует некая коллективная емкость. Можно оставлять страховщику ограниченный размер РВД, а остальное перечислять в структуру пула или в создаваемую Национальную Перестраховочную компанию. Однако, если мы отделяем ответственность от страховых компаний, важно правильно выбрать механизм. В России есть разные пулы – НССО, ядерный пул – и порядок расчетов в них разный. Но все они работают с рисками, где частотность страховых случаев значительно меньше, чем в ОСАГО (где она сейчас 6 %), в НССО и прочих пулах меньшее число выданных полисов и других документов, это тоже надо учитывать.

Параллельно обсуждается еще одна тема, связанная с натуральным возмещением ущерба (ремонт автомобиля). Согласно поручениям Президента, к 1 октября 2016 необходимо дать наши предложения к законопроекту.

В настоящее время мы не считаем своевременным расширение государственного участия в ОСАГО – сначала нужно навести порядок в системе, а потом уже обсуждать, в каком виде там нужно госучастие. В то же время, мы приветствуем развитие страховым сообществом собственных досудебных институтов урегулирования. В Германии омбудсмен рассматривает 10-15 тысяч спорных ситуаций в год, нам надо стремиться к аналогичным показателям в перспективе. Что же касается возможности отпустить тарифы по ОСАГО и сделать рынок свободным – нас такое предложение категорически не устраивает, поскольку мы стоим на стороне потребителя. Потребитель должен получать удобную и понятную, в том числе по цене, услугу.

В совокупности, весь набор вышеуказанных параллельных инициатив, связанных с регулированием ОСАГО и обеспечением доступности услуг, может быть реализован уже осенью.

Важный момент – 1 января 2017 года, обязательность продаж электронного полиса ОСАГО. К сожалению, пока в системе есть трудности, были случаи по территории России, когда сотрудник ДПС штрафовал владельца электронного полиса за отсутствие страхования, было необходимо время на устранение таких перегибов. Обязательность электронного ОСАГО также повлияет и на количество компаний на этом рынке, и на их бизнес-модель. ОСАГО остается в России доминирующим видом страхования, поэтому ситуация в ОСАГО – определяющая на российском рынке.


26 июля 2016 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Регионы, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.25 (голосовало: 4 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
26 июля 2016 г. 21:39 Автор отзыва
"...Что же касается возможности отпустить тарифы по ОСАГО и сделать рынок свободным– нас такое предложение категорически не устраивает, поскольку мы стоим на стороне потребителя..."

Таким образом, если я правильно понял, Жук противопоставляет интересы потребителя и рынок. Таким образом, по его мнению, свободный рынок не может удовлетворить потребителя. И следовательно, последовательно проводя такого рода деятельность, ЦБ должен уничтожить страховой рынок. Да, приходится сделать именно такой вывод, потому, что Жук ни словом не обмолвился о степени (управленческого) вмешательства ЦБ в рынок. На данном этапе, как он сказал "эволюции" страхового рынка, главным в нем, непререкаемым авторитетом, является ЦБ. Рынок существует настолько, насколько он устраивает ЦБ.
Это что угодно, но не "эволюция".
27 июля 2016 г. 16:50 Автор отзыва
Вообще-то ОСАГО - обязательный вид, введенный государством, о какой свободе рынка может идти речь? Страховщики в данном случае что-то вроде подрядчиков, если их работа такова, что гражданин не может исполнить свою обязанность по покупке полиса, государство логичным образом принимает меры. В Германии, на которую у нас так любят ссылаться, даже по каско тарифы долгое время регулировались надзором...
27 июля 2016 г. 21:33 Автор отзыва
Это вы мне написали? Это не я пытался сравнивать обязательное страхование и свободный рынок, что само по себе уже нонсенс, как вы правильно заметили, уважаемый. Но дело в том, что у Жука из этого нонсенса появляется еще более странный нонсенс - противопоставление свободного рынка и интересов потребителя.
Тут уже есть о чем серьезно задуматься. Сокращение числа страховщиков с 1500 до 300 за неполный десяток лет - это, как тонко подметил сам Жук - тренд. Тренд, понимаете. А ОСАГО - это просто "где тонко, там и рвется." Да, это страхование, согласно закона. И в нем очень мало места для маневра и деньгами и территориями и методологией. Поэтому и порвалось. Поэтому и штопают. Но кафтан рынка-то весь в дырах. "Тришкин" кафтан-то...
Но ничего, скоро нам накинут новый сюртучок, по новой моде от кутюр, от ЦБ.
27 июля 2016 г. 21:59 Автор отзыва
Да, еще хотел добавить говорящую цитату: "... ОСАГО остается в России доминирующим видом страхования, поэтому ситуация в ОСАГО – определяющая на российском рынке..."

ДОМИНИРУЮЩИМ. И эта ситуация ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ. Очень интересная картина. С одной стороны ОСАГО - это обязаловка, не имеющая никакого отношения к свободному рынку, сиречь добровольному страхованию, а с другой это доминирующий вид и ситуация в нем определяющая НА РЫНКЕ.
Тут, как в поговорке - либо уж совсем снимите, либо оденьте.
15 сентября 2016 г. 12:36 ВАЛЕРИЙ
ОСАГО
ЕСЛИ УЖ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ОСАГО, НУЖНО ИЗУЧИТЬ ОПЫТ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И БЕЛОРУССИИ.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: