Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все о страховании жизни
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Саморегулирование, Страховые стандарты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
СРО в страховании – новые правила игры на подходе
Сенькина Людмила Михайловна
Директор по аналитической работе Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняКакие требования в будущей СРО будут предъявляться к разработке стандартов профессиональной деятельности? Как будет контролироваться исполнение этих стандартов участниками рынка?

6 июня 2016 года на Общем собрании Всероссийского союза страховщиков было принято судьбоносное решение о создании саморегулируемой организации в сфере страхового рынка (СРО). Это решение стало важным шагом в инициированном страховщиками процессе регистрации СРО, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Сама по себе форма саморегулирования для участников страхового рынка не нова: существующие профобъединения работали и продолжают работать с использованием элементов саморегулирования. Однако полный набор элементов саморегулирования для страховщиков, определенный вышеуказанным законом, заметно шире и включает в себя обязательное членство для всех страховщиков, разработку базовых и внутренних стандартов и создание действенного механизма контроля за их соблюдением, осуществление функций по ведению реестра, рассмотрению обращений и др.

При принятии решения о внесении сведений о СРО в единый реестр саморегулируемых организаций Банк России, рассматривая представленные документы, проводит проверку соблюдения установленных требований, в том числе на предмет создания специализированных органов (контрольного и органа по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов саморегулируемой организации) и достаточности сметы, которая отражает возможность осуществления СРО своих функций.

На самом деле, создание СРО рассматривается в контексте совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в качестве одной из приоритетных задач, определенных Правительством Российской Федерации на 2016-2017 годы. Во исполнение данной задачи в апреле текущего года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленный на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Внедрение дифференцированного подхода в масштабах страны сопровождается отказом от всеобъемлющего контроля и передачей подконтрольных субъектов в сферу саморегулирования, а в нашем случае – передачей СРО отдельных полномочий страхового надзора.

Закон предусматривает, что СРО будет осуществлять контроль за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации. При этом СРО вправе применять в отношении своих членов меры только за несоблюдение трех последних позиций из перечисленных.

Что касается базовых стандартов, то законом определены пять их видов:

1) по управлению рисками;

2) корпоративного управления;

3) внутреннего контроля;

4) защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;

5) совершения операций на финансовом рынке.

При этом:

- ЦБ РФ устанавливает перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями базовых стандартов из числа вышеуказанных;

- ЦБ РФ устанавливает требования к содержанию базовых стандартов;

- СРО разрабатывает базовые и внутренние стандарты;

- Комитет по стандартам при Банке России согласовывает базовые стандарты;

- ЦБ РФ утверждает базовые стандарты после их согласования комитетом по стандартам.

Комитет по стандартам состоит из представителей саморегулируемых организаций (не менее чем две трети членов), представителей Банка России, а также представителей Минфина. Председатель комитета по стандартам избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о комитете по стандартам. Положение о комитете по стандартам утверждается Банком России.

Во избежание избыточного регулирования базовые стандарты не должны повторять уже установленные законодательно нормы. Необходимо деликатно встроить их в действующую систему регулирования и контроля. Банком России поставлена цель повысить уровень доверия потребителей к финансовому рынку и осуществить переход от реактивного к превентивному контролю.

Банком России опубликован проект требований к базовому стандарту по защите прав потребителей финансовых услуг. Содержащиеся в нем требования, по мнению многих экспертов, практически невыполнимы, поскольку избыточно детализированы. В связи с этим проверить его исполнение представляется невозможным: для этого потребовалось бы поставить проверяющего к каждому агенту.

Одной из функций СРО является рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. В плане оперативного реагирования на возрастающее количество обращений потребителей, считаю возможным использовать опыт РСА, которым был разработан механизм быстрого расчета и исправления КБМ+. Это новый реально работающий инструмент, позволивший значительно снизить число обращений, связанных с несогласием страхователей с примененным по договору КБМ.

Самое главное сейчас - установить ясные и прозрачные правила игры, разработать четкие, понятные стандарты, которые, с точки зрения механизма исполнения и контроля, были бы и исполняемыми и проверяемыми.


12 сентября 2016 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Саморегулирование, Страховые стандарты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 1.20 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
28 сентября 2016 г. 18:59 Антон халин
СРО
Людмила Михайловна, Ваши материалы,как правило интересны и познавательны. С удовольствием читаю и нахожу для себя откровения. Добра Вам.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: