Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Динамика рынка, Страхование жизни, Управление риском
Страхование жизни и ОСАГО – догоним и перегоним
Чернин Максим Борисович
Старший управляющий директор – директор департамента благосостояния клиентов ПАО «Сбербанк», председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по развитию страхования жизни
страхование сегодняКак развивается бизнес российских страховщиков жизни? Какие тренды и действия страховщиков будут определять развитие этого рынка в будущем?

В отличие от многих финансовых рынков, отрасль страхования жизни работает очень скоординированно. Между компаниями-участницами Ассоциации страховщиков жизни налажено тесное взаимодействие, и это не может не радовать: многие решения и предложения мы вырабатываем и продвигаем совместно.

Уже не первый год мы достигаем существенного роста рынка, в том числе и в долларовом выражении. Россия занимает одно из первых мест в Европе и в мире по темпам роста страхования жизни. С одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой — показывает, насколько наш рынок мал в абсолютном выражении. Однако страхование жизни занимает уже около 20% от всего страхового рынка РФ, при том что еще лет 5 назад его доля составляла всего 3–5%. Страхование жизни, наряду с ОСАГО, стало одним из крупнейших сегментов рынка, о чем 5–7 лет назад было трудно даже мечтать.

Ни один из игроков рынка страхования жизни не испытывает проблем с прибыльностью, однако, полагаю, дальнейший тренд будет характеризоваться направленностью на ее снижение — может сказаться давление на размер нагрузки в страховых продуктах (как в части комиссионного вознаграждения, так и в части маржи прибыли самих страховых компаний). В части инвестиционного страхования подобный тренд будет связан с тем, что мы входим в период низких ставок, и, чтобы не потерять конкурентоспособность и не снизить привлекательность страхования в глазах клиента, компании будут вынуждены снижать нагрузку по инвестиционным продуктам. В России и маржа, и комиссионные по рисковому кредитному страхованию выше, чем в мире, в связи с чем как страховщики, так и регулятор будут уделять этому вопросу особое внимание. На Западе ситуация, когда уровень выплат клиентам в рисковом страховании не превышает 25% брутто-премии, может быть названа страхованием лишь очень условно. К этому придет и наш рынок.

Думаю, снова должны появиться активные агентские сети — уже в виде комплексных финансовых консультантов. Пока на данном этапе это все еще очень дорогой канал, дороже банковского. Одновременно развивается и онлайн-канал, его динамика ближайшие годы будет очень высокой. Таким образом, тренды стоимости каналов продаж и конкурентоспособности страховых продуктов будут определять движение маржинальности нашей отрасли на ближайшие годы.

Нельзя не отметить пока что сохраняющуюся «однобокость» рынка: в основном развиваются продажи через банковский канал. Флагманом роста остается инвестиционное страхование жизни, несмотря на то что развитие получают и другие категории продуктов.

Сможет ли рынок развиваться такими же темпами в ближайшие годы? Наверно, столь высокие темпы поддерживать будет неимоверно сложно: эффект низкой базы уже проходит, а активность со стороны других участников финансовых рынков только растет. Предложение на рынке инвестиционных услуг расширяется — это и индивидуальные инвестиционные счета, и паевые инвестиционные фонды, и доверительное управление, и пр. (а инвестиционное страхование жизни относится к ряду этих продуктов в гораздо большей мере, чем к ряду продуктов страхования). Индивидуальные инвестиционные счета имеют существенные налоговые льготы; кроме того, в Думу внесено предложение увеличить размер вложений, попадающих под действие этих льгот, до 1 миллиона рублей.

Рано или поздно (но скорее, рано) рынок четко разделится на долевое (unit-linked) и обычное страхование жизни — этими продуктами закрываются разные потребности. Полагаю, изменится и клиентское восприятие, финансовые продукты будут приобретаться комплексно, и страхование жизни станет неотъемлемым элементом закрытия финансовых потребностей клиента, наряду со всеми прочими продуктами, для всех сегментов — как для высокодоходных, так и для массовых.

Важно, чтобы этот растущий поток страхования жизни опирался на правильную систему риск-менеджмента, ведь мы управляем длинными деньгами, полученными от клиента не на один год. Минимальный срок страховых программ составляет 3 года, средний по рынку — 5 лет, а по накопительному страхованию — 10. Мы знаем, что случилось с накопительным страхованием в мире, когда гарантированные по длинным договорам с регулярными взносами ставки доходности стали превышать те, которые может обеспечить актуальный рынок. И в этой части мы должны быть предельно аккуратными. Страхованию жизни необходима мощнейшая на рынке система управления рисками — актуарными, инвестиционными, кредитными. И я знаю, что все компании-лидеры, равно как и Регулятор, уделяют этому большое внимание.

Еще одним направлением, важным для будущего, является Digital-развитие. Сейчас в этой области только совершаются первые шаги, с прошлого года разрешена продажа страхования жизни онлайн. Однако в случае с Digital речь идет не только о продажах — здесь также звучит особняком тема обслуживания клиентов. Взаимодействие между компанией и клиентом в рамках пост продажного обслуживания (по внесению изменений в полисы, по урегулированию убытков, по кросс-продажам, по докупке новых юнитов в инвестиционном страховании или подключению дополнительных рисков) постепенно перейдет в плоскость онлайн. Нынешние объемы в Digital крайне малы, но, думаю, не за горами время, когда самые высокие темпы роста будут именно здесь. Уверен: выиграет тот, кто научится общаться с клиентом самым удобным для него способом, а таким сегодня является онлайн.

Компания «Сбербанк страхование жизни» продолжает наращивать свои обороты, показывает высокие темпы роста, по итогам прошлого года мы перевыполнили свои задачи по объему прибыли. В 2016 году объем премий по РСБУ превысил 65 миллиардов рублей, а объем активов под управлением превысил 125 миллиардов рублей. В части объемов и темпов роста мы уже боремся за лидерство в Восточной Европе. Мы делали акцент как на инвестиционном страховании жизни, так и на других видах, прежде всего на накопительном страховании жизни, показавшем хороший рост (близкий к двукратному), а также активно продавали массовые коробочные продукты. Кроме того, сейчас восстанавливается рынок кредитования — как потребительского, так и ипотечного, — в связи с чем зафиксирован рост и в направлении кредитного страхования жизни. В 2017 году мы намерены акцентировать свое внимание на вопросах диджитализации, обслуживания клиентов в режиме онлайн, модернизации продуктовой линейки и дальнейшего контроля качества клиентского сервиса.


21 марта 2017 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Страхование жизни, Управление риском
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.33 (голосовало: 3 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: