Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter
«Страхование путешественников. Программа «Весь мир». Организация. Практика урегулирования. Региональные особенности», 18-19.10.2017, г. Москва, МЦС Обзор правовых новаций - май 2017
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииМЦС – ОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Комментарии
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Комментарии

  Полный список комментариев

  Страховой надзор, Регулирование, Управление
Менеджмент в финансовых организациях – добросовестность и профессионализм
Швецов Сергей Анатольевич
Первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации, председатель наблюдательного совета АО «Российская национальная перестраховочная компания»
страхование сегодня29 июля 2017 принят закон № 281-ФЗ об обязательных требованиях к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций. Какие требования новый закон вводит для участников и должностных лиц финансовых организаций (в том числе страховых компаний) и как это поможет повысить доверие к финансовому рынку?

В «Основных направлениях развития финансового рынка» есть такая позиция, как обеспечение неотвратимости наказания за противоправные действия и ненадлежащее поведение на финансовом рынке. На практике она реализуется в двух блоках работы Банка России.

Первый – это преследование должностных лиц и владельцев финансовых организаций за умышленные противоправные действия (например - искажение отчетности), которые нанесли ущерб клиентам (а также, возможно, и акционерам) финансовых организаций. Здесь фигурирует умысел, используются уголовное и административное преследование, передача материалов в правоохранительные органы. Ответственность здесь предусмотрена вплоть до уголовной, но частота применения норм незначительная, так как доказывать умысел достаточно тяжело. Тем не менее, этого достаточно для создания «негативной мотивации», стимулирующей вести себя честно. Без этого наш рынок будет оставаться слабым, потому что те, кто ведет бизнес нечестно, получают конкурентное преимущество над теми, кто соблюдает правила. Правильный, добросовестный капитал не способен адекватно конкурировать с мошенниками, которые иногда работают вообще без капитала, нарушают правила, обманывают потребителей, поэтому очень важно создавать стимулы для того, чтобы нарушений боялись. Но новый закон – не об этом.

Закон – о втором направлении, которое, при более мягких подходах к наказанию, носит более массовый характер, затрагивает гораздо большее количество граждан. Оно связано с деловой репутацией и профессионализмом. Часть деяний (действий и бездействий) здесь совершается без злого умысла, тем не менее, эти деяния могут приводить к негативным последствиям для финансовых организаций и их клиентов, для доверия на финансовом рынке. Новые нормы будут стимулировать менеджмент вести себя профессионально, получать адекватное образование и знания в области финансов, чтобы принимать адекватные решения. Здесь речь идет не о жуликах, а о недостаточной квалификации для продолжения работы на финансовом рынке, занятия определенных должностей. Хотя между первым и вторым направлением на самом деле есть соединение, потому что деловая репутация может испортиться не только из-за непрофессионального, но и из-за недобросовестного поведения. Этим законом мы выдавливаем непрофессионалов с финансового рынка. Он распространяется не на все отрасли (но страховой рынок под его действие подпадает). В частности, в закон пока не попал рынок ценных бумаг, где нет прямых отношений между заемщиком и кредитором, а деньги хранятся на счетах, которые при банкротстве юридически отделены от конкурсной массы, если только клиент не дал согласие на использование брокером своих счетов. Закон – это шаг в нужном направлении, впоследствии круг людей, подпадающих под его действие, будет расширяться.

По сравнению с текущими правилами, закон дает более жесткие варианты наказания в виде дисквалификации и включения в так называемый «черный список» граждан, руководивших финансовыми организациями, где произошел отзыв лицензии или другие негативные события. Появляется некий формализованный институт апеллирования. Гражданин, бывший единоличным или членом коллективного органа управления, по факту отзыва лицензии попадает в этот «черный список». Однако, если он, например, не голосовал за решение коллективного органа, принятое большинством голосов, или пришел в организацию, когда она уже испытывала существенные трудности и его миссия была в том, чтобы ее спасти, но это по каким-то причинам не удалось, можно апеллировать к Центральному Банку, объяснив свое поведение в организации как добросовестное. Центральный Банк на комиссионной основе будет рассматривать такие апелляции и принимать решения, действительно ли действия гражданина носили правильный характер, и объективно человек сделал все требуемое для принятия правильных, профессиональных решений. Этот элемент закона фактически гарантирует защиту гражданам и не исключает судебного механизма оспаривания решений Центрального Банка по защите деловой репутации.

Сроки дисквалификации в новом законе ужесточаются: в зависимости от вида организации это 5-10 лет и пожизненная дисквалификация (при рецидиве). Сегодняшняя практика показывает, что прежнего 3-летнего срока было недостаточно, недобросовестные финансисты и до истечения 3-летнего срока становятся теневыми директорами и оказывают существенное воздействие на принимаемые решения, а при истечении срока дисквалификации – занимают и формальные должности. От того, какова степень глубины наказания, зависит легкость, с которой человек идет на нарушения, соглашается входить в совет директоров, ничего не понимая в финансовой сфере и т.д. Мы должны создать условия, при которых ответственность членов органов управления будет ими самими восприниматься как не меньшая, чем ответственность врача, который делает операцию пациенту.

Образование – важный элемент нового закона. Мы сознательно ушли от нормы, что образование должно быть экономическое или юридическое, используется термин «высшее образование». Многие банкиры закончили экономические и юридические вузы в Советском Союзе, я не уверен, что это образование адекватно решаемым задачам. С другой стороны, техническое образование, с точки зрения управления рисками и экономики, ничуть не хуже. Выдавливание недобросовестных людей с финансового рынка, безусловно, создаст кадровый дефицит в профессии, а это позволит монетизировать деловую репутацию, образование, квалификацию (а это не только теоретические знания, но и практический опыт) и заставит людей хорошо подумать, прежде чем рисковать всем этим накопленным в течение жизни багажом и своим статусом.

Это наша цель, которая носит кумулятивный характер и будет реализовываться, возможно, в течение десятилетия. Нельзя поймать каждого за руку, надо создавать стимулы быть честным, и закон как раз является важным шагом в этом направлении. Это позволит российскому финансовому рынку измениться, так как все риски на финансовом рынке – из-за людей, человек – вот главный риск. Речь, повторюсь, не только о криминальном, но и о профессиональном поведении, недостаточно быть только честным, надо еще и быть профессиональным. И от того, кто будет руководить финансовыми организациями, зависит то, каков будет наш финансовый рынок. Есть инициативы по введению требований к репутации не только руководящих лиц, но и сотрудников финансовых организаций. Это будет следующим этапом развития деловой репутации в финансовом секторе как необходимого элемента стабильности финансовой системы страны.

Закон принимался два года. Он, в целом, существенно расширяет сферу действия подходов к деловой репутации и ужесточает наказания. Наверное, его принятию помогли события, происходящие на финансовом рынке. Закон – это только часть большой работы, которую Банк России будет продолжать вместе с Правительством и законодателем, чтобы обеспечить надлежащий кадровый состав финансовых организаций. Это улучшит и качество конкуренции на финансовом рынке (от чего выиграет государство, так как финансовый сектор сможет привлекать капитал в больших объемах), и экономику самих финансовых организаций, и положение потребителя.


22 августа 2017 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.50 (голосовало: 4 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама
«Страхование путешественников. Программа «Весь мир». Организация. Практика урегулирования. Региональные особенности», 18-19.10.2017, г. Москва, МЦС
Страховые резервы в новых реалиях. Требования и задачи. Проблемы и пути решения. 4-5 октября 2017 года, г. Москва
«Сложные вопросы бухгалтерского учета и отчетности с учетом последних изменений и требований регулятора. Практические аспекты. Ответы на вопросы», 27-28 сентября, г. Москва
«Банкострахование В России и СНГ», 23-24 Ноября 2017
Обзор правовых новаций. Новые нормы права для страхования.