Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Регионы, Тарифы, Автострахование
Проблемы в ОСАГО – решение возможно
Уфимцев Евгений Владимирович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА)
страхование сегодняКак можно оценить итоги работы страховщиков ОСАГО в 2017 году и перспективы 2018 года? Что поможет страховщикам преодолеть кризис на этом рынке?

Согласно данным за 2017 год, по сравнению с предыдущим годом объем премий по ОСАГО снизился, но выплаты продолжали расти, уровень выплат, заложенный в законе, превышен. При этом изменились по своей структуре выплаты по судам: снижается доля собственно страховых возмещений, и растет доля дополнительных расходов, которые страховщики выплачивают различным посредникам, затраты по услугам представителей и экспертов, а также штрафы, пени, неустойки, которые по договорам цессии получают посредники, а не сами потребители.

Несмотря на очевидный недобор премии, во втором полугодии 2016 года и в 2017 году страховщикам приходилось решать задачу повышения доступности полисов ОСАГО – через запуск программ «Единый агент» и «Е-гарант». Как следствие, активно рос «плохой сегмент», который усугублял нехватку тарифа.

На рынке ОСАГО произошла смена лидера – по итогам года на 1 место вышла компания «РЕСО-Гарантия», она сохраняет эту позицию и в первые месяцы 2018 года. Доля компании «Росгосстрах» на протяжении 4 квартала 2017 и 1 квартала 2018 года держится на уровне 10 %, и она уже не являлась даже второй компанией в помесячных результатах, хотя по общему итогу 2017 года она на втором месте. Рынок ОСАГО стал более сбалансированным по долям, такого перекоса, когда одна компания имеет 40-50 %, больше нет. При этом есть компании, имеющие достаточно большую долю этого рынка, но не являющиеся системообразующими.

Число договоров по сравнению с 2016 годом снизилось очень незначительно, то есть падение сборов происходит за счет снижения средней премии. И оно связано не столько с КБМ, дающим нам ежегодно небольшое снижение, сколько с тем, что развитие электронных продаж ОСАГО породило новую волну мошенничества. Используя лазейки в нормативных актах, люди для снижения своей премии, не задумываясь о последствиях, указывали недостоверные сведения, в том числе о своем месте прописке, о мощности транспортного средства. За год очень существенно упала средняя премия по электронному полису, она сильно отличается от цены бумажных полисов.

С 1 января 2017 года, когда продажа электронного ОСАГО стала обязательной, доля электронных полисов в общем объеме продаж ежемесячно увеличивалась на 2-3 %, и в декабре она достигла 34 %. В начале 2018 года рост этой доли продолжился и в феврале 2018 года она составила уже 42 %. Неоднородна картина в региональном разрезе: есть регионы, где эта доля выше средней, а есть и те, где она не достигает и 20 %, например, в технологически развитой Москве.

Страховщики считают, что назрела необходимость либерализации тарифов по ОСАГО, необходим справедливый тариф. Либерализация не равняется увеличению тарифа. Благодаря запуску двух систем обеспечения доступности, мы сейчас четко видим проблемную зону – то количество клиентов, которые недотарифицированы. Для большей части клиентов, в том числе по электронным полисам, тариф адекватен, а для какой-то части (например - для опытных водителей), возможно даже применение понижающего коэффициента. Реально проблемными являются всего около 15 % клиентов, но они очень существенно влияют на рынок. Есть регионы, где доля таких проблемных клиентов составляет 4-5 %, а есть – где значительно больше 15 %. Либерализация тарифа позволит решить проблему токсичных сегментов рынка, где наблюдается недотарифицированность. Кроме того, учитывая, что рынок ОСАГО у нас теперь не однополярный, а многополярный, соответственно, либерализация будет идти в условиях нормальной конкуренции. Европейская практика либерализации тарифа уже является реалией, наш рынок тоже уже вполне готов к либерализации и мы надеемся, что в 2018 году и у нас начнется постепенный переход к справедливому тарифу.

В отсутствие изменения тарифов для борьбы с токсичным сегментом, в 2017 году нами был запущен так называемый «Рейтинг субъектов РФ» и те вопросы, которые мы не имели возможность решать экономически, были переведены в административную плоскость. Мы стали направлять рейтинг, который содержал набор системных показателей, отражающих ситуацию на региональных рынках ОСАГО (уровень выплат, средняя выплата, частота страховых случаев, соотношение судебных и внесудебных выплат, доля дополнительных расходов в общей сумме убытка), в региональные органы власти, наглядно показывая, почему страховщики бегут из того или иного субъекта. При среднем убытке в Москве 68 тысяч рублей, в ряде регионов он превышал 160 тысяч, при меньшем и более дешевом автопарке, и было понятно, что этот показатель отражает рост мошенничества и злоупотреблений. И мы увидели отклики от властей на федеральном и региональном уровне. Пусть пока это и не стало серьезной тенденцией, но по некоторым регионам мы действительно видим результаты принятых мер – снижение частоты убытков, уменьшение доли судебных выплат, реальные действия правоохранительных органов, направленные на борьбу со злоупотреблениями.


24 апреля 2018 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: