Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Иные виды страхования, Исследования, Страхование жизни
Поговорим о «жизни»
Кушнер Антон Евгеньевич
Директор-распорядитель САО «ИнгоНорд»
страхование сегодняКак специалисты оценивают перспективы долгосрочного страхования жизни в России ?

Сегодня на российском рынке страхования жизни сложилась уникальная ситуация. За исключением России и части стран бывшего СССР в мире нет ни одной страны, в который был бы относительно развитый рынок страхования «не жизни» и столь неразвитый рынок страхования жизни. Рынки, похожие на наш по макроэкономическим показателям (объем ВВП на душу населения и т.п.), имеют на порядки больший охват населения страхованием жизни.

Ключевыми причинами неразвитости этого рынка в России, на наш взгляд, являются следующие. Прежде всего, в советское время на протяжении 70 лет страхование жизни было зачастую вмененным, при этом все продукты сводились фактически к одному – страхование на дожитие с единовременной выплатой. Затем доверие населения к долгосрочным сбережениям вообще и к страхованию, в частности, было подорвано крахом Госстраха, потерей сбережений в банках (начало 90-х), МММ и другими подобными ему пирамидами, и в конце концов, дефолтом 1998 г. Историю, к сожалению, не изменишь, но есть и факторы, которые можно изменить. Отсутствие у населения понимания сущности страхования жизни и его продуктов, безусловно, относится к их числу: западные коллеги тратят на популяризацию этого вида страховой защиты немалые средства. Серьезным тормозом остается также отсутствие налоговых стимулов к развитию накопительного страхования жизни.

В период 1998-2004 гг. рынок страхования жизни составляли преимущественно «схемы». Страхование от несчастных случаев хотя и развивалось достаточно заметными темпами, однако значительную его часть составляло вмененное страхование: страхование пассажиров, экскурсантов, корпоративное и кэптивное страхование сотрудников, страхование лиц опасных профессий, которых работодатель обязан страховать по закону и т.п., кроме того, в нем также присутствовали схемные элементы. Рынок реального классического страхования жизни составлял около 3-4 % от отражаемых в отчетности сборов по этому виду. Аналитики Ингосстраха оценивают объем рынка страхования жизни в 2004 году в 99 млн.долл. (для сравнения, Watson Wyatt оценивал его в 140 млн. долл., Fitch – в 150 млн. долл., ОФГ – в 170 млн.долл.).

В то же время, при существующем уровне экономического развития России, рынок страхования жизни должен был бы находиться на уровне 6 млрд. долларов (в 60 раз больше фактического значения в 99 млн.), а премии на душу населения – 150 долл. (сейчас – 0,7 долл.).

Ингосстрах в 2005 году провел маркетинговое исследование по накопительному страхованию жизни. Его результаты позволяют выявить ключевые предпочтения клиентов по долгосрочному страхованию жизни в России. Так в частности, основные мотивы приобретения полисов страхования жизни распределились по степени их актуальности следующим образом:

  1. Рождение ребенка
  2. Гибель близкого или знакомого человека
  3. Ребенок идет в школу
  4. Выход на пенсию родителей
  5. Обнаружение серьезного заболевания у себя или близких
  6. Свадьба
  7. Травма, повлекшая длительную потерю трудоспособности
  8. Получение травмы ребенком
  9. Создание собственного бизнеса
  10. Расторжение брака

В числе основных факторов, оказывающих влияние на приобретение полисов, респонденты чаще всего называли компетентность представителя страховой компании, потребность в гарантированном доходе на накопления и наличие надежной перестраховочной защиты. Далее шли такие факторы, как качество обслуживания, стоимость полиса (причем, средняя по всем опрошенным допустимая сумма взносов по накопительному страхованию составила 696 долларов в год, а 11 % респондентов готовы ежегодно вносить более 1000 долларов) и ряд других конкретных условий страхования. В качестве наиболее востребованных продуктов в сфере страхования жизни респонденты назвали: страхование от несчастных случаев (62 %), страхование к событию (62 %), пенсионное страхование (54 %), страхование на случай смерти (43 %). Большая часть клиентов готовы покупать полис в офисе страховой компании (71 %), менее половины (42 %) рассматривают возможность покупки через агента у себя дома, у себя на работе агента видеть готовы 24 % опрошенных, только 9 % респондентов готовы купить полис в отделении банка и 7 % - у страхового брокера.

На наш взгляд, для активного роста рынка страхования жизни в России необходимы следующие условия:

  1. Рост доходов населения.
    В условиях благоприятной экономической конъюнктуры уровень благосостояния населения заметно вырастет в ближайшие несколько лет. При этом существенно (в 3 раза) возрастет доля населения с доходом выше 1000 долларов на члена семьи в месяц. Наиболее быстрые темпы роста доходов будут наблюдаться в регионах, однако доля 3 ведущих регионов по-прежнему будет высокой. Все это дает основания прогнозировать рост спроса на накопительные продукты.
  2. Наличие благоприятного режима налогообложения.
    При условии введения налоговых льгот рынок мог бы увеличиваться на 50-150 млн. долл. в год дополнительно, в основном из-за значительного роста премии по страхованию жизни в корпоративном сегменте, за счет включения долгосрочного страхования в социальный пакет сотрудников. К сожалению, пока подобные льготы в России не планируется, и вообще возможное влияние налоговых инициатив на рынок страхования жизни недооценивается.
  3. Развитие диверсифицированной модели продаж страховыми компаниями.
    Для успеха продукты по страхованию жизни должны продвигаться через ряд простых каналов продаж (агенты, брокеры, банки и др.), что позволит набрать компаниям клиентскую базу и увеличить объем премии.
    Таким образом, можно сделать вывод, что в России сегодня существует рынок долгосрочного страхования жизни с большими возможностями, которые в полной мере не реализованы. От действий страховщиков зависит, будет ли имеющийся высокий рыночный потенциал трансформирован в реальный рост рынка. Безусловно, многое определяется макроэкономическими процессами и налогообложением. Однако ключевой фактор роста рынка – это все же скорость формирования эффективных каналов дистрибуции новыми игроками рынка, как западными, так и российскими.

24 мая 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Исследования, Страхование жизни
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.04 (голосовало: 26 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
24 мая 2006 г. 17:58 Avtor
Ответ коротко: долгосрочные перспективы удручают!
26 мая 2006 г. 10:41 Культуролог Страхунян
Есть ли жизнь на Марсе? ответ тот же, что и в отношении страхования жизни в России. Сколько звездочек, такие и перспективы... смотрите незабвенного Филиппова!
30 мая 2006 г. 08:50 Анастасия К.
Конечно, если жизнь станет обязательным видом страхования, как ОСАГО, вот тут-то страховщики и оживятся!

На самом деле и на западном рынке все развивалось не за один день-год-пятилетку. Да, уважаемые коллеги-страховщики, нужно предпринимать усилия, чтобы жизнь продавалась. Потому что всем нам с вами известно, что страхование жизни не покупается, а именно продается. И от страховщиков зависит, насколько этот вид страхования будет восприниматься нашими согражданами как необходимая защита своей семьи, своих доходов.

Как вы думаете, способствавал ли укреплению имиджа страховых компаний случай, когда очень уважаемая компания отказалась платить по полисам НС пострадавшим в аквапарке? А ведь это не кризис 1998 года, не МММ и пр. Это сегодняшний день.

Мы говорим о том, что на западном рынке очень высокая степень понимания у людей о необходимости иметь страховое покрытие. А много ли наши провайдеры сделали для того, чтобы эту концепцию популяризовать среди нашего населения?

Извините, что смешала в кучу и НС, и жизнь рисковую, и накопительную. Но думаю, моя мысль понятно: это наша с вами ответственность развить этот рынок (имею в виду коллег-страховщиков). А на одних налоговых льготах рынок не построишь (опять же практика западного рынка). Сейчас налоги в страховании жизни отнюдь не запретительные.
30 мая 2006 г. 14:12 Tart
Можно посмотреть опыт прибалтийских государств.
Скажем, в Латвии рынок страхования жизни приобрел более - менее современные черты относительно недавно - 2 года назад.
До 1999 -2000 годов в страховании жизни была вообще очень забавная ситуация.
Серые и черные схемы - т.е. вывод средств юр лиц через страхование жизни.
В 1999-2000 годах. эти схемы закрыли, и все увидели реальный рынок. А реалии были такими - минимальный уставной капитал был равен 3 000 000 евро. Компания же, занимавшая первое место по объему подписаных премий собирала всего 2 000 000 евро в год.

Ситуация начала налаживаться в 2000-2004 годах.
Состоялось несколько сделок по продаже компаний на рынке появились западные деньги. Это Sampo, это Seesam.

Кстати, для информации, в 2000 году ВВП на душу населения в Латвии составляло ~ 3 600 Eur на душу.

В 2004 году на рынке страхования жизни Латвии появились продукты unit-linked. Кстати, в Литве и Эстонии данный продукт появился значительно ранее.

Компании активно начали муссировать в прессе информацию о налоговых послаблениях тем. кто покупает договора страхования жизни.

В 1999, 2004 - 2005 годах, как мне кажется, очень мудрый шаг делает Codan.
Данному концерну принадлежали компании по страхованию жизни в каждой из прибалтийских стран. Лайф бизнес по своей сути ближе к банковскому. Законодательство в прибалтике способствует bankassurance.
Выставляется на продажу лайф бизнес в Литве, Латвии и Эстонии.

Эстонскую и Литовскую компании покупает Хансабанк.

Латвийскую - СЕБ.

Именно с этого момента, рынок страхования в Латвии выходит на новый виток.
Т.е. классический ретейл.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: