Прямая речь
 Полный список материалов
Страховые стандарты
Нужда в стандартизации
Бесфамильная Лариса Витальевна
Заведующая кафедрой «Управление страховым делом и социальным страхованием» Государственного университета управления
|
Один из методов повышения качества и эффективности любого производства – комплексная стандартизация, охватывающая все стороны и этапы производственного процесса. Вопросы стандартизации страховых услуг в России до сих пор остаются слабо проработанными. Значит ли это, что страховой рынок не испытывает в них особой потребности?
Необходимость стандартизации в области страхования не должна вызывать сомнений – хотя бы в свете финансового кризиса 1998 г. Страховые услуги как никакие другие нуждаются в «прозрачности» и доверии со стороны потенциальных страхователей. Понятно, что большее доверие вызовет тот страховщик, который действует в полном соответствии с национальными и международными стандартами, применяет понятные и проверенные термины, риски и условия страхования, регламентированные стандартными правилами и технологиями.
Российское законодательство относит вопросы стандартизации в страховом деле к компетенции Национального органа РФ по стандартизации. При этом обязательная сертификация страховых услуг законом не предусмотрена. Именно поэтому реально необходимые страховщикам добровольные стандарты финансово-экономических взаимоотношений еще не разработаны.
Между тем, в комплексной стандартизации всего процесса оказания и сопровождения страховой услуги нуждаются, прежде всего, обязательное социальное страхование и все виды обязательного страхования (включая, например, обязательное страхование автогражданской ответственности, экологическое страхование, обязательное страхование ответственности при эксплуатации особо опасных объектов и т.п.). В видах страхования, которые практически невозможно полностью стандартизовать, уместно воспользоваться некоторыми элементами стандартизации, в частности:
- стандартной структурой правил страхования; - стандартными понятиями и терминами; - стандартной методикой оценки страхового риска; - стандартами на методику и расчет страховых тарифов; - стандартами по оценке потенциального и фактического вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, ущербу окружающей природной среды в результате страховых случаев; - стандартными методами идентификации застрахованных объектов и др.
Первым этапом в разработке комплексной системы стандартизации в страховании должна стать активная подготовка типовых (стандартных) правил страхования. Их разработка и внедрение в практику страховых компаний только начинается – сейчас типовые правила охватывают только 13 видов страхования. Экономическая актуальность применения этих правил не должна вызывать сомнений. Достаточно сказать, что сроки лицензирования страховых компаний, которые пожелали применять их, сократились с 6-9 месяцев до 1.5-2 месяцев, что значительно уменьшило затраты на лицензирование и потери от упущенной выгоды.
Среди других направлений стандартизации важно отметить разработку адекватных стандартов для проведения конкурсов на право страхования, стандарты по сбору, обработке и анализу страховой статистики, внедрение стандартов управления качеством и сертификации страховых услуг на основе комплексной стандартизации. В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что комплексная стандартизация страховых услуг, ориентированная на потребителей, позволит значительно улучшить качество и эффективность страхования и надзора за ним. Это существенно повысит конкурентоспособность национального страхового продукта, доверие населения к страхованию и положительно отразится на развитии российского страхового рынка при вступлении России в ВТО.
8 июля 2003 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Предыдущие отзывы:
10 июля 2003 г. 16:11 Мороз ДмитрийСтраховые стандарты
Очень интересно. К Ларисе Витальевне вообще питаю большое уважение, ее статьи не страдают "водой".
23 июля 2003 г. 13:02 Пучков Дмитрий
Очень актуальная тема для российского страхового рынка! Огромное спасибо Ларисе Вительевне за подготовку квалифицированных специалистов в области страхового дела!
23 июля 2003 г. 13:09 Черняева Анна
Очень интересная тема, но к сожалению в России это направление слабо развито. Очень уважаю Ларису Витальевну! Огромное Вам спасибо!
23 июля 2003 г. 13:12 Максим
Спасибо за стремление сделать российский страховой рынок цевилизованным
23 июля 2003 г. 13:13 Автор отзыва
С
24 июля 2003 г. 07:30 СветланаДаешь стандартизацию!
Ой, как все это нужно, да срочно, да, как всегда, вчера!... А уж пока до нас, регионов дойдет, на пенсию выйдем... Вот если бы уважаемая Лариса Витальевна, "факультативно", да еще заочно, взяла бы нас, сирых и убогих, отрезанных за далью, страховщиков на обучение...
Как бы сильно продвинула бы вперед, к светлому будущему!...
25 сентября 2003 г. 19:46 Автор отзыва
Все хорошо... на бумаге. Где практика, два стандарта, принятые недавно умерли не родившись. Все это отвлеченное теоретизирование, а до практики здесь еще ого-го сколько. А страховщики платят ли за игрушки? Если нет, то кому они нужны?
27 февраля 2004 г. 16:47 Ткачук Михаил
Соглашаюсь с Пучковым Дмитрием и и высказываю большую благодарность Ларисе Витальевне.
21 февраля 2011 г. 11:38 Копаница Иринастандартизация
Лариса Витальевна большой молодец! Огромное спасибо за поднятие актуальной для страхового рынка темы!!!
|