Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Страховое право, Регулирование, Тарифы
Станет ли аварийность невыгодной?
Знаменский Андрей Борисович
Начальник управления обязательного страхования автогражданской ответственности ОАО СК «Русский мир»
страхование сегодняКак можно прокомментировать принятую на днях Государственной Думой во втором чтении новацию, касающуюся порядка применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат по ОСАГО ?

В действующей редакции Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (№ 40-ФЗ) предусмотрено следующее описание коэффициента КБМ:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

… наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды».

В приятой во втором чтении редакции законопроекта предлагается следующий вариант:

«2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

… наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, - наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей».

По словам депутатов, это было введено для устранения несправедливости в применении коэффициента бонус-малус (ранее накопленный бонус терялся при смене транспортного средства страхователем - физическим лицом).

Действительно, несмотря на то, что средний возраст автопарка в стране значительно превышает 10 лет, мало кто ездит на одной и той автомашине все эти годы. Наиболее обеспеченные граждане меняют машины раз в три года, а то и чаще. И несправедливость потери накопленного бонуса очевидна.

Во всех странах Европы этой проблемы нет, так как в них коэффициент бонус-малус применяется к страховому контракту (фактически - к страхователю). Если страхователь страхует ответственность за свою машину (или саму машину по каско), он отвечает за всех, кого он допускает к управлению в части бонуса-малуса, он платит взносы, и у него накапливается история аварийности. Когда страхователь меняет автомобиль, он просто вносит изменения в свой страховой контракт, ему выдают новый полис, и все накопленные скидки сохраняются.

Практически вся Европа входит в систему «Зеленая карта», и никаких списков водителей, допущенных к управлению, в полисах ОСАГО там нет. Страховая компания выплатит компенсацию потерпевшему вне зависимости от того, кто находился за рулем автомобиля виновника, правда, в некоторых случаях возможно последующее применение штрафных санкций к виновнику ДТП.

Список лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в полисе ОСАГО, а также административные штрафы за использование транспортного средства лицом, не указанным в нем, - это чисто российской изобретение, попытка государства сделать полис ОСАГО максимально дешевым для граждан. Полис получился дешевле, чем в Европе, но зато насколько неудобнее для всех! Кажется, уже все понимают, что список лиц, допущенных к управлению, из полиса надо убирать. Очевидно и то, что это не приведет к повышению цены полиса на 50%, как сейчас, а максимум - на 10-15%. Уверен, что это улучшение большинство водителей поймут и поддержат.

Но наши законотворцы не ищут простых путей. Что же реально предлагается в законопроекте вместо простой фразы «накопленный бонус сохраняется при покупке нового автомобиля»? Теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности. То есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО. Например, водитель нарушил ПДД на работе (на «Камазе») и попал в ДТП – теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий коэффициент «бонус-малус».

Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где наш «аварийный» водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению. Сегодня среднестатистический российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Следовательно, в среднем страховая компания, произведя одну выплату по ОСАГО, получит возможность повысить тариф сразу по трем договорам.

Вряд ли страхователи посчитают, что это нововведение депутатов направлено на защиту их интересов. Скорее всего, опять появятся сообщения о том, что данный законопроект пролоббировали страховые компании в своих интересах.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователем страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное – обеспечить доступ к ней всех продающих подразделений и агентов по всей стране?

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же страховой компании, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит эти процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то с момента вступления в силу поправок в Закон это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных, и скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.

Правительству предстоит за максимально короткий срок решить целый комплекс проблем, который пока не смогли решить ни в одной стране мира. Учитывая, с каким трудом в России реализуются даже уже проверенные временем технологии, можно с уверенностью сказать, что учет аварийности в отношении каждого водителя не оправдает ожидания ни водителей, ни страховщиков, ни депутатов!

Система бонус-малус в автостраховании – это самый точный механизм определения размера страховой премии, мировая экономическая наука не знает более точного и более сложного инструмента. Любое изменение этой системы должно проводиться с учетом накопленной статистики и после анализа всех возможных последствий. Наши законотворцы повели себя как слоны в посудной лавке – этот законопроект может стать одним из самых ярких примеров российского принципа: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда…».


8 ноября 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.11 (голосовало: 38 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
8 ноября 2006 г. 22:58 Автор отзыва
Сплю и вижу, как страхователи перед заключением договора ОСАГО или при включении нового водителя в действующий полис бегут запасаться справками об убыточности/безубыточности. Они и сейчас об этих справках знать не знают и знать не хотят. А как быть с водителем, который пять лет назад получил права, но до этого момента ни в каких полисах вписан не был? Получать справку об отсутствии справки? А где? Маниловщина, да и только...
9 ноября 2006 г. 09:15 Автор отзыва
Все это работать не будет. Как бегают "аварийщики" из компании в компанию так и будут бегать. Мышиная возня, не более.
9 ноября 2006 г. 14:44 Михаил
Вы мечтатель
Чудодейственная база нарушителей - это примерно то же самое, как город Эльдорадо из чистого золота - миф. Те, кто хоть раз сталкивался с проблемой легитимного использования электронных данных только улыбнутся.

В этой базе будет мусор, никто не захочет отвечать за чистоту данных. И никакие данные без подписи уполномоченного лица не будут признаны никаким судом в качестве доказательства! А подписаться можно будет не за факты, которые надо документально подтвердить, а за содержание "базы".

Немаловажным фактором является и то, что у нас в стране нет системы идентификации личности. Поменял паспорт - и доказывайте, господа, что это был я! Я -то докажу, я старый номер паспорта знаю, а вот Вы - нет. Это хорошо известная "шутка" нашего законодательства. Она применяется для того, чтобы избежать ответственности при сохранении прав.
21 ноября 2006 г. 21:30 Виталий
Договаривайтесь
Когда в регионе страховщики договариваются между собой вести совместный учет нарушителей, то система работает, притом с огромным плюсом для всех. Но всегда найдется несколько компаний которые рады взять всех, а потом долго и упорно судиться из-за выплат.

Закон, который приняли наши депутаты страдает популизмом, никто не подумал о способе его реализации, так что надеюсь, что президент отправит его на доработку.
27 ноября 2006 г. 10:17 Знаменский Андрей
Президент подписал
Президент Закон подписал, можно считать оставшиеся 90 дней.
Учитывая, что Правительству только на согласование и подписание нового Постановления требуется 2,5 месяца, то для его вдумчивого составления и прописания всех нюансов остается 2 недели.

Если у кого есть предложения, то можно направлять их мне на e-mail.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: