Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Антимонопольная политика, Маркетинг, Регулирование
Принцип «добровольности» [ФАС интересуется банками и страховщиками]
Бондарева Юлия Эдуардовна
Начальник управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы (ФАС)
страхование сегодняГражданский Кодекс предусматривает возможность использовать страхование залога в качестве обеспечение банковского кредита. Однако закон не предоставляет банку право указывать заемщику, в какой страховой компании ему необходимо страховать свои риски. Тем не менее, в банковской практике широко применяется аккредитация страховщиков при кредитных организациях, что резко сужает выбор для страхователя. Возникает вопрос – насколько законны подобные действия?

Сама по себе аккредитация банками страховых компаний не запрещена – если бы законодательство содержало прямой запрет, то вряд ли банки стали бы это делать. Поэтому суть проблемы, как всегда, заключается в нюансах – на каких условиях происходит аккредитация, каким образом, есть ли при этом недовольные, ущемляются ли чьи-то права. Очевидно, что заключение эксклюзивного договора между банком и страховой компанией и установление требований для заемщиков страховать свои риски лишь в этой компании является нарушением закона о свободе конкуренции (иногда эксклюзивные договоры вообще классифицируют как сговор между кредитной организацией и страховой компанией). На сегодня подобных случаев на рынке встречается очень много. Причем страховщик, пользуясь эксклюзивным положением, предлагает заемщику продукт нерыночный, с неконкурентными условиями либо по цене, либо по качеству. Например, часто встречается ситуация, когда правила страхования, предлагаемые аккредитованным страховщиком при автокредитовании, содержат оговорку, что ДТП, в котором был виноват заемщик, не является страховым случаем, и, соответственно возмещение в этом случае не выплачивается. Поворот, мягко сказать, неожиданный для заемщика, который, как и большинство страхователей, договор страхования не читал, и разобраться в нем поленился. Особенно учитывая, что он не выбирал этого страховщика.

Как поясняют участники рынка, создание условий для аккредитации банками страховых компаний способствовало появлению в 2004 году Инструкции Центробанка № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам». Этот нормативный документ предусматривал оценку банков финансового положения страховой компании. Напомню, что в прежней редакции документа речь шла о том, что если банк высоко оценивает финансовое положение страховщика, то по ссудам, риски по которым застрахованы в этой страховой компании, кредитная организация может производить отчисления в резервы в меньшем объеме. Конечно, это являлось объективной причиной для банка в пользу проведения аккредитации страховщика. Однако, этот довод может быть объективным только в том случае, если список страховщиков не закрыт. Однозначное мнение Федеральной антимонопольной службы заключается в том, что эксклюзив – это плохо. Любой список, аккредитованных банком компаний, должен быть открытым.

Справедливости ради надо сказать, что необходимость для кредитной организации оценивать положение страховщика, уровень его благонадежности существует еще и потому, что, выдавая кредит, банк, зачастую, сам становится выгодоприобретателем по договору страхования в случаях, например, полной утраты купленного в кредит автомобиля. А вот случаи страхования банками собственных финансовых рисков встречаются крайне редко. Кредитные организации идут по пути наименьшего сопротивления – они навязывают страховщика заемщику. Учитывая заинтересованность последнего в получении кредита, сделать это совсем не сложно, это проще для банка, чем, например, самостоятельно страховать собственные финансовые риски, в том числе риски невыплаты кредита по любым основаниям.

На практике некоторые кредитные организации договариваются со страховщиком о том, что за предоставление доступа к клиентской базе банка страховщик «отстегивает» ему до 50% страховой премии с каждого страхового полиса. В рыночную цену полиса, как правило, уже закладываются эти вознаграждения банку. Плюс банк нередко выдвигает требование, чтобы страховая компания держала все свои резервы или их значительную часть на счетах открытых в нем. Другими словами, банк, прикрываясь идеей снижения собственных рисков, на самом деле просто извлекает дополнительные доходы с помощью страховщика.

На наш взгляд, важно чтобы страхование рисков по кредитным продуктам банка было основано на принципе «добровольности». Страхование, связанное с кредитом не должно навязываться клиенту. Банк может требовать от клиента страховать риски только в случае, если это предусмотрено законодательством или особенностями конкретного кредитного продукта. Требования к аккредитации страховых компаний должны быть публичны, чтобы любой из страховщиков мог отстаивать свои права. Так получилось, что сегодня банки стали неким административным барьером для работы страховщиков на рынке банковского кредитования, а ведь у них уже есть свой специальный контролер – Федеральная служа страхового надзора, следящая за финансовой устойчивостью и платежеспособностью компаний. Конечно, принцип свободы договора определяет взаимоотношения сторон, но при этом не должны нарушаться права третьих лиц – ни клиента, ни потенциального страховщика. Поэтому каждое дело Федеральная антимонопольная служба рассматривается в первую очередь с позиции свободы конкуренции и защиты прав третьих лиц.

Как пример могу привести, расследование ФАС в Мордовии. Дело касалось Росбанка, который заключил договоры с рядом торговых точек и индивидуальных предпринимателей на потребительское кредитование. Кредитный договор содержал конкретное требование о том, что заемщик должен застраховать свои риски в страховой компании, которую выбрал банк. Налицо факт нарушения закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Банку было выдано предписание исключить это требование из кредитных договоров, которое он уже выполнил в полной мере. Могу привести еще один пример, касающийся банка «Русский стандарт» и компании «Русский стандарт – Страхование», акционеры, которых заключили между собой эксклюзивный договор. ФАС доказала, что помимо того, что подобный договор ограничивает конкуренцию, он также ведет к неэффективной работе страховщика по личным видам страхования. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба ведет серьезную проверку условий, которые выставляет для аккредитации страховщиков Сбербанк.

В заключении хотелось бы сказать, что анализ финансового положения страховщиков банками может способствовать тому, что на рынке будут работать надежные страховые компании. Однако уже сложившаяся практика аккредитации показывает, что требования банков к страховым компаниям зачастую формальны, что приводит к обратному результату – ограничению конкуренции, нередко к завышению стоимости страховых услуг и снижению их качества. ФАС намерен и дальше проводить последовательную работу, и на основе защиты конкуренции и прав третьих лиц повысить эффективность работы страховых и кредитных организаций на рынке потребительского кредитования.


3 сентября 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Маркетинг, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.06 (голосовало: 17 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
3 сентября 2007 г. 18:24 Автор отзыва
Вопросы нюансов...
Что касается нюансов:
1. Многие банки возможно с удовольствием страховали бы свои кредитные (финансовые) риски, если бы соответствующие расходы можно было учесть для целей налогообложения.. Сейчас же стоимость данного вида страхования для банков автоматически возрастает на 24%.
2. ФССН конечно призвана следить за финансовой устойчивостью страховщиков, вот только реакция очень часто наступает поздновато... Сколько, например, длилась эпопея с МРСС? Между прочим ФССН не торопиться выкладывать в общий доступ свои предписания, в том числе касающиеся повышение уровня финансовой устойчивости...
А в остальном Вы безусловно правы. :)
4 сентября 2007 г. 09:46 accept
В случае заключения эксклюзивных договоров с одним страховщиком факт нарушения на лицо. Как Вы думаете, возможно ли заключение данного "эксклюзивного" договора со страховым посредником (брокером), предлагающим клиенту заключить договор страхования сразу в нескольких страховых компаниях на выбор?
4 сентября 2007 г. 16:06 Автор отзыва
Странно, что представитель ФАС однозначно утверждает, что страхование залога может быть использовано как самостоятельная мера по обеспечению возврата банковского кредита. Ведь это и является корнем противоречий, возникающих на практике. А ведь это ещё и способ ухода от налогов! Страхование то риска невозврата кредита к затратам по 25 главе НК не отнесёшь, если не ошибаюсь. А Страхование никогда не было и не могло быть акцессорным договором. А принуждение заёмщика Банком - кредирора к назначению "нужного" выгодоприобретателя - и есть первейшее нарушение прав заёмщика. Опять госорганы не видят корня проблемы, а пытаются бороться с последствиями. И опять избирательно. Лучше бы попытались вместе с налоговой признать хоть раз такой договор страхованием ответсвенности по договору, да применили бы последствия ничтожной сделки, как противоречащей прямому указанию 932, то-то было бы здорово. Порядок быстро бы наступил. Стало бы понятно как отказ от угнанной кредитной машины оформлять в пользу страховщика. Или нет?
4 сентября 2007 г. 16:52 Александр
Очень интересная, но "припозднившаяся")) статья.
Проблем несколько:
1.Банк хочет получить дополнительный доход, поскольку не привык к такой малой (по сравнению с операциями прошлых лет) доходности, которая есть в розничном бизнесе.
2.При этом, многие банки, исходя из корпоративной солидарности, чрезмерно "любят" своих страховщиков - с ними проще делить КВ и "урегулировать" убытки (разбираться в суде или даже получать по исполнительному листу что-либо - в России трудно или дорого).
3.Трудно поверить, что страховщики, не входящие в ТОР-50 (оптимистично) смогут действительно надёжно застраховать риски. Банки понимают это и устраивают "кастинг" страховщиков. Кроме того, некоторые страховщики, для кого важна сиюминутнаая выгода, устраивают настоящий демпинг и для того, чтобы страхователь разобрался, что не всё, что говорят - истина, надо время и опыт.
4. Отсутствуют единые нормы страхового законодательства - у одних страховщиков страховые события являются ст. случаем, у других - нет. По-этому, сотрудники банка, ответственные за работу со страховщиками, должны внимательно изучать правила страхования каждого страховщика.
Такие болезни роста очевидны.
Но решать их надо, и государство не должно самоустраняться: контроль за состоятельностью страховщиков и "чистка" их рядов, разработка унифицированных норм страхования, оптимизация практики правоприменения, контроль за деятельностью банков, дабы в результате всего этого мы действительно могли брать недорогие кредиты без "скрытых камней".
5 сентября 2007 г. 10:53 Ярослав
ФАС должен бороться с монополистами, в банковско-страховой сфере их два Сбербанк и Росгосстрах. Вот если у Сбера и РГС есть договор, то штрафуйте их наздоровье, пусть платят оборотный штраф 15 %. Но зачем трогать банки и страховые доля которых на рунке не более 10 %????
Мне кажется это ФАСовский беспредел, теребить маленькие банки и выкручивать им руки!!! Почему банки с долей менее 10% рынка не могут работать с одним страховщиком???
17 сентября 2007 г. 11:45 Игорь Анатольевич
Банк-"выгодоприобретатль"
Поддерживаю действия ФАС.
Дополнительно прошу обратить вимание на массовое нарушение п.1 ст. 344 ГК РФ. Оно состоит в том, что банк заставляет себя назвать "выгодоприобретателем".
20 сентября 2007 г. 16:20 Автор отзыва
erybchevskaya@msk.bcs.ru
Обратите пож. внимание на страховую компанию Ренессанс и Банк Ренессанс Кредит. Вот уж на самом деле беспредел в их совместно предлагаемых банковских продуктах.
Тариф по нечастному случаю 0,3 % за месяц!!! Кредитный договор предуматривает мораторий на досрочное погашение кредита 3 месяца, а за "Программу подключения к страхованию" (так она называется:)) платишь, причём единовременно при заключении кредитного договора, исходя из всего срока кредита и неиспользованная часть премии (если кредит погашается досрочно) не возвращается!!! Полный бред!
27 сентября 2007 г. 08:23 Ярослав
ФАС
Игорь Анатольевич, представьте что Вы дали человеку взаймы деньги на приобретение автомобиля, а он через неделю попал на нём под Камаз. Страховку выплатили вдове, которая Вас не знала и знать не хочет. Нравится?

Автор отзыва (erybchevskaya@msk.bcs.ru ), Вас что заставляют кредитоваться в Ренессансе? Не нравится не берите!

ЛЮДИ, МОНОПОЛИИ ЗДЕСЬ НЕТ. Здесь условия (цена и/или качество) продукта, каждый вибирает для себя что ему по душе.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: