Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Налоговый климат, Страховое право, Добровольное медицинское страхование
Сложный выбор
Филипков Вадим Владимирович
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Филипков и партнеры», президент Общества по защите прав потребителей «Страховой и медицинский надзор» (2013)
страхование сегодняНалоговые органы поставили страховщиков, занимающихся добровольным медицинским страхованием (ДМС), перед сложным выбором. Компаниям приходится либо разглашать врачебную тайну, фактически раскрывая диагноз клиента, либо платить налог, размер которого может превысить прибыль. Что означают действия налоговых органов с правовой точки зрения и есть ли у страховщиков способ не выбирать из двух зол?

Налоговые органы - в частности, московская Межрайонная инспекция МНС России № 44 и Управление МНС по г.Москве - стали признавать необоснованно отнесенными на расходы выплаты по ДМС, если эти выплаты не подтверждены документами, содержащими, как минимум, счета, приложения с указанием услуг и расшифровки кодов услуг (а инспекция № 44 требует помимо этого указания фамилии, имени и отчества застрахованного и номера полиса).

Подобные документы хранятся в медицинских учреждениях и могут быть предоставлены только ими, причем в строгом соответствии со статьями 60 и 61 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" (№ 5487-1 от 22.07.1993 г.). Хочу обратить особое внимание на то, что, согласно статье 61, даже сама информация о факте обращения за медпомощью, не говоря уже о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Таким образом, описанные выше требования налоговых органов, предъявляемые к страховщику-налогоплательщику, противоречат "Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан". Более того, это нарушение конституционного права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В самом деле, кто из нас хотел бы, чтобы сведения о болезнях, обращениях к врачу по тому или иному поводу и иная подобная информация была доступна любому налоговому инспектору? Кроме того, создается опасный прецедент: сегодня врачебную тайну раскрывает налоговый орган, завтра, к примеру, - Комитет по финансовому мониторингу, послезавтра - еще кто-нибудь. В итоге само понятие тайны теряет смысл.

Страховщик - не исключение. Он не вправе разглашать сведения, конфиденциальность которых гарантирована гражданам законодательством. Более того, в нашем случае страховщик может и не располагать такими сведениями. В компании могут храниться лишь данные медико-экономической экспертизы, проведенной врачом-экспертом исключительно в стенах больницы. Результатов этой экспертизы, с точки зрения закона, вполне достаточно для оплаты услуг медицинской организации.

Если же налоговые органы сомневаются в добросовестности страховщика и при этом считают, что действительно обладают правом доступа к врачебной тайне, то они всегда могут провести встречную проверку в медучреждении. Правда, мне кажется, что лечебное заведение вряд ли позволит себе раскрыть такую информацию. Но в любом случае - это уже проблема не страховщиков, а взаимоотношений налоговых органов с медучреждениями.

Требуя от страховщиков предоставления первичных документов с указанием медуслуг и т.п., проверяющие пытаются навязать правила, выдуманные ими самими и не предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 9 федерального закона "О бухгалтерском учете" (№ 129-ФЗ от 21.11.1996 г.), первичный учетный документ - это оправдательный документ по проведенной хозяйственной операции. Формы первичных учетных документов на оплату оказанных медуслуг не предусмотрены альбомами унифицированных форм первичной документации. Следовательно, они должны содержать только обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 закона о бухучете. Это наименование документа, дата его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном или денежном выражении, должности лиц, ответственных за совершение операции, и их подписи.

Что можно посоветовать страховщикам во избежание подобных проблем с налоговой инспекцией? Прежде всего, как можно более внимательно и ответственно относится к процессу подготовки первичных учетных документов и к медико-экономической экспертизе в процессе страховой деятельности. С помощью пакета первичных документов страховщик всегда должен иметь возможность доказать в суде, что выплата по договору ДМС произведена именно:

- за то лицо, которое было застраховано;
- в период действия данного договора страхования;
- тому медучреждению, с которым у страховщика заключен договор и которое указано в программе страхования.

Помимо этого, нужно иметь грамотное заключение медико-экономической экспертизы о том, что оплаченные услуги и заболевание застрахованного не стоят в ряду исключений из программы страхования, предусмотренной договором. Из документов также должно следовать, что сумма оплаты соответствует тарифам, согласованным между страховщиком и лечебным заведением.

К сожалению, в нашей стране пока не сложилось однозначной правоприменительной практики в описываемой сфере. Суды принимают решения как в пользу страховщика, так и в пользу налоговых органов. Но в любом случае, чем более грамотным и полным комплектом первичных документов располагает страховщик, тем больше у него шансов доказать свою правоту и не повредить интересам клиента.


1 августа 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Страховое право, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
1 августа 2003 г. 10:00 Izverg
Тема-то правильная, но.... (+)
... АУДИТОРА забеспокоила!
Аудитор хорош, хорош весьма - но где страховщики? Ведь не аудиторская беда - тайна страхования. А "44" поставить в Арбитраже в приятную позицию не сложнее, чем любую другую ИМНС. Рецепт один - в суд!
С уважением, Заславский Всеволод.
8 августа 2003 г. 12:26 Butch
тайна сия велика есть!
Как говорится, в нашем евклидовом мире каждая палка имеет два конца. :)
С одной стороны, налоговикам очень хочется знать, куда уходят денюжки и на что...
А с другой - есть Конституция, права человека и т.п.
Вадим Владимирович очень грамотно описал ситуацию... и выход для страховщиков ДМС именно такой: поработать с медучреждениям, чтобы мытари были заткнуты правильными бумажками.
Иначе - в суд, суд, суд!
12 августа 2003 г. 13:19 Ю-Джинн
А когда наше государство заботилось о правах?
Интересно другое. Ну составим мы красивое приложение к счету, используя функции случайного заполнения в Экселе, у отдадим его в ИМНС. Чем они будут руководствоваться, когда будут думать - проверять этот счет или нет? В ЛПУ не сунутся - там ответят резко. Так что все это - профанация, которая была, есть и наверное будет. Проводить же повальные экспертизы - тоже не выход.
23 января 2004 г. 14:31 Павел
Кто и что нарушает?
На самом деле ни страховщиков , ни налоговую медицинская тайна не волнует!
Страховщики под этим предлогом пытаются как всегда концы в воду спрятать.Что им так тяжело ФИО застрахованных и пролечившихся предоставить? Не правда, не трудно. А налоговому инспектору что заняться больше нечем как фамилии и болезни тысяч неизвестных ему людей объявлять? Зачем инспектору в чужом дерьме рыться-то?Автор статьи почему то забыл, что существует налоговая тайна, и если суд установит, что испектор раскрыл сведения, ставшие ему известными при проверке ДМС, то у этого человека будут неприятности. Так сколько инспекторов раскрыли медицинскую тайну застрахованных?

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: