Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Прямая речь

  Полный список материалов

  Перестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Агрострахование
Агрострахование – фаза становления
Галушин Николай Владимирович
Начальник отдела промышленного страхования ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняКаким образом крупнейшие страховые компании планируют организовывать перестрахование сельскохозяйственных рисков? С какими трудностями и проблемами сопряжена работа на данном рынке?

Мне не хотелось бы проводить дистанцию между крупными и мелкими компаниями в области перестрахования сельскохозяйственных рисков. 31 декабря 2008 года принято Постановление Правительства № 1091, устанавливающие новые правила предоставления субсидий по господдержке страхования урожаев сельхоз культур. По данному документу устанавливаются требования к страховым компаниям по перестрахованию рисков для обеспечения финансовой устойчивости рынка страхования урожаев, поскольку именно и исключительно этот сегмент страхового рынка подвержен катастрофическим и кумулятивным убыткам, которые могут затронуть в результате одного события (например, засуха) не только несколько хозяйств, или несколько сельхоз районной, но и целые субъекты федерации или федеральные округа. Справиться с такими убытками можно только через механизм перераспределения рисков среди значительного количества страховых компаний.

Именно с этой целью и было введено требование по перестрахованию в указанном Постановлении Правительства. Напомню, что система господдержки страхования урожаев действует с 2004 года и ранее требований по перестрахованию рисков не выдвигалось. Страховщики самостоятельно принимали решение, осуществлять им перестрахование рисков или нет. Значительное количество тех страховых организаций, которые доминируют сейчас на этом рынке, никакое перестрахование не осуществляли.

Страховщики, входящие в Национальный Союз Агростраховщиков выступили инициаторами создания Сельскохозяйственной Перестраховочной Емкости (СПЕ) для перестрахования рисков страхования урожаев с использованием средств господдержки. СПЕ – это не только емкость для размещения рисков, это системная работа страховых компаний, направленная на унификацию подходов к страхованию и рассмотрению убытков в агропромышленном страховании.

В настоящее время идет окончательное согласование текста Облигаторного перестраховочного договора участников СПЕ. Документ будет подписан в самое ближайшее время.

Стоит упомянуть, что Постановление Правительства не налагает каких-либо запретов на прямые операции по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур. Требования, установленные документов, касаются только требований к перестрахованию рисков.

Мы предполагаем, что соглашение по СПЕ подпишут все страховые компании, соответствующие требованиям Постановления Правительства № 1091 от 31 декабря 2008 года. Это – более 25 страховых компаний РФ.

Трудности работы в данном сегменте связаны с назревшей необходимостью концептуального изменения подходов к страхованию урожая с господдержкой. В настоящее время система имеет три существенных недостатка:

  1. Непрозрачность системы.
  2. Доступность участия в системе только для ограниченного круга компаний.
  3. Отсутствие контроля за выплатами.

Мы прекрасно помним, как происходило страхование в рамках, не побоюсь этого слова, коррупционного механизма страхования урожая с господдержкой, реализуемого прежними «лидерами» этого сегмента рынка. Сельхозтоваропроизводители затягивались на такое «страхование» через возможность авансирования оплаты части страховой премии, хотя никакой рассрочки уплаты взносов не предоставлялось. И в отсутствие единого подхода к рассмотрению убытков и контролю за выплатами, сельхозпроизводители исходили из логики: лучше получить копеечку со страховщика, чем ждать полного возмещения убытков в случае их наступления.

За счет таких «выплат» средняя убыточность по компаниям «Агропромстраха» удерживалась строго в рамках от 40 до 60 %, вне зависимости от урожайности в различных регионах Российской Федерации и наступления конкретных убытков. Для сравнения, по результатам проведенного «Ингосстрахом» анализа реальной убыточности по 2007 году, убыточность в отдельных регионах достигала 950 %.

Обязанность перестраховать не менее 30 % распространяется на все компании, не соответствующие критериям Постановления - как на участников НСА, так и на компании, не входящие в НСА. Целью перестрахования является создание дополнительных гарантий страховых выплат страхователям по реальным убыткам.

К сожалению, в рамках Постановления № 1091 не удалось пока уйти от 100-ной предоплаты по договору страхования, поскольку это связано с системой предоставления государственных субсидий. Сегодня невозможно предоставить субсидию сельхозпроизводителю без подтверждения факта выполнения его обязательств на 100 % по оплате страховой премии, а в интересах страхователя было бы снизить свою единовременную нагрузку по оплате страховой премии в «жаркий» период осуществления посевной кампании. Поэтому в рамках действующей системы страховщиками НСА был предложен следующий компромиссный выход из положения: в рамках договора страховщика с сельхозтоваропроизводителем устанавливается возможность предоставления рассрочки оплаты страховой премии на период, равный одному календарному кварталу. Какую долю будет составлять первый взнос - регулируется условиями прямого договора страхования. Таким образом, сельхозпроизводитель избавляется от необходимости уплатить 100 % премии одним платежом, а у страховщика на момент старта его обязательств и расчетов с СПЕ страховые взносы уже будут получены полностью, поскольку предусмотрена поквартальная модель осуществления расчетов между участниками. Такая модель взаимодействия позволяет достигать очень важного результата: без изменения Бюджетного Кодекса, без изменения отношения законодателя к возможности предоставления субсидий до оплаты 100 % премий становится возможным снизить единовременную нагрузку на агропроизводителя.

Намерение принимать на себя обязательства по взаимному перестрахованию рисков в долях не менее 30 % озвучили сегодня даже те компании, которые по своим финансовым критериям не обязаны перестраховывать такие риски. Это было зафиксировано в подписываемом в настоящее время Соглашении о форме облигаторного договора перестрахования в СПЕ.

Этим соглашением предусмотрена очень тесная связь между СПЕ и НСА. Администратором перестраховочной емкости выступает отдел перестрахования НСА, который контролирует факт исполнения прямыми страховщиками условий, требований, предъявляемым к договору страхования Постановлением № 1091 и Приказом Минсельхзоза (по ставкам страховой премии, периодам заключения договоров и т.д.)

Кроме того, в рамках НСА создается экспертная группа, в которую привлекаются и сотрудники страховых организаций-членов НСА, и сторонние эксперты. Они будут осуществлять независимую экспертизу убытков, которые будут происходить по договорам страхования с господдержкой и предъявляться к компенсации со стороны страховщиков, разместивших риски в СПЕ. Выработанная таким образом экспертная оценка – это не мнение одной компании, а независимое экспертное заключение относительно факта страхового случая, объемов ущерба и страховой выплаты.

Опубликовано обращение НСА ко всем компаниям с приглашением войти в НСА, а тем, кто соответствует требованиям Постановления Правительства № 1091 войти также и в СПЕ.


22 апреля 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Агрострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.19 (голосовало: 37 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
23 апреля 2009 г. 12:33 Максим
Материал отличный, помог кое в чем разобраться! но не до конца, к сожалению...

Коллеги, подскажите, компании, которые соответствуют требованиям, указанным в Постановлении, обязаны перестраховывать 30% риска? Или они имеют право оставлять все на СУ?
23 апреля 2009 г. 14:50 Максим
Вопрос
Николай Владимирович, скажите, пожалуйста, компании, которуы удовлетворяют требованиям, указанным в Постановлении, обязаны перестраховывать 30% риска или имеют право сами решать
23 апреля 2009 г. 16:19 Николай Галушин
Ответ
Отвечаю на вопросы:

1. список страховщиков, соответствующих требованиям ПП 1091, подготовил ФССН и направил в МСХ (в список вошли более 25 страховых компаний)

2. страховщики, входящие в список ФССН, то есть отвечающие требованиям ПП 1091, подписывая облигаторный договор о формировании Сельскохозяйственной Перестраховочной Емкости ,подтверждают готовность передавать и собственные риски (хотя такого требования по ПП 1091 нет) в СПЕ на перестрахование.

Таким образом, все компании будут перестраховывать риски в размере 30%.
23 апреля 2009 г. 20:10 Коллега Галушина
Все что написано верно! Однако, до сих пор остается нерешеным вопрос о тарифах по страхованию с господдержкой. В той же Сибири посевная в мае-июне закончится. Будет ли в Министерстве юстиции РФ зарегистрирован Приказ №72, который должен был предложить страхователям выбор между различными вариантами страхования? Пока действует прошлогодний приказ №314 на эту тему с вариантом в 20% франщизы?
Если уж страховщики не могут понять: как в этом году будут получать субсидии сельхозтоваропроизводители, застраховавшие урожай из федерального бюджета, а тем более из бюжетов субъектов федерации, то где уж это могут понять страхователи. Какая сумма все-таки в федеральном бюджете на эти цели выделена 5,5 млрд. рублей или 2 млрд .рублей? Какую часть будут бюджеты субъектов федерации компенсировать страхователям, застраховавшим урожай? Создается впечатление что на уровне субъектов федерации и в Министерстве сельского хозяйства РФ чиновникам сейчас не до страхования. При этом кое-кто из схемщиков, поняв это, продолжает активно делать тоже что и ранее делал.
24 апреля 2009 г. 09:56 Максим
Спаисбо
Николай Владимирович, спасибо!

Успехов нам всем на этом рынке!
27 апреля 2009 г. 10:30 Алексей
Схемы
Николай Владимирович, спасибо за информацию.
Я пишу о существовании и полной работе схем даже и при наличии ПП1091. Они ("схемщики") ссылаются на договор перестрахования, а обязаны они назвать компанию с которой заключен договор перестрахования если будет интересоваться страхователь или любое другое лицо?
29 апреля 2009 г. 12:21 Николай Галушин
Слабое звено
Коллеги,
Схемотехники ищут слабое звено из тех страховщиков, которые соответствуют ПП 1091.
Разговоры ведутся со всеми - предлагается непропорция и т.д.

Сейчас называть "слабое звено" не готов - есть подозрения, но нет доказательств.
доказательства будут, поскольку страховщикам, не отвечающие требованиям ПП 1091, должны будут представить договоры перестрахования в МСХ, чтобы на основании этих документов сельхозпроизводители по их договорам страхования получили субсидии.

Вот тогда то и будет понятно, кто дал слабину - кто решил заработать денег, отказавшись от идеи консолидации и очистки рынка.

А схемотехники найдут способы наказать "слабое звено" – через предъявление необоснованных убытков.
6 мая 2009 г. 12:33 агро
Сильное звено
5 мая 2009 16:50

Предложения ФАС России по сельхозстрахованию с господдержкой
В связи с многочисленными жалобами страховых организаций, работающих на рынке сельскохозяйственного страхования, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разработала и внесла в Правительство России предложения по внесению изменений в Правила предоставления в 2009-2011гг. субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.

В частности, антимонопольное ведомство предлагает исключить из пункта 5 Правил подпункты «а» - «в», устанавливающие дополнительные требования к страховым компаниям, а также внести изменения в пункт 6 Правил в части введения с 2010 года обязанности перестрахования риска по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой всеми страховщиками, осуществляющими данный вид страхования у любого страховщика, имеющего лицензию на перестрахование.

Предложения ФАС России обсуждались на совещании у заместителя министра сельского хозяйства России А.А.Слепнева в марте этого года. По итогам этого заседания рабочей группы по развитию системы сельского хозяйства при Комиссии Правительства России по вопросам агропромышленного комплекса было дано поручение в срок до 25 июня 2009 года подготовить предложения по затронутым ФАС России вопросам.


Справка:

31 декабря 2008 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1091 «Об утверждении Правил предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений».

Подпунктами «а» - «в» пункта 5 данного постановления Правительства Российской Федерации установлены требования к страховым организациям, осуществляющим сельскохозяйственное страхование с господдержкой. В частности, страховая компания должна иметь:
- рейтинг надежности одного из международных рейтинговых агентств или российских рейтинговых агентств не ниже уровня, соответствующего уровню удовлетворительной надежности;
- чистые активы не менее 850 млн. рублей;
- долю поступлений страховой премии по сельскохозяйственному страхованию в структуре страхового портфеля не более 20% общего объема поступлений.

Пунктом 6 Правил устанавливается, что в случае заключения договора страхования со страховой организацией, не соблюдающей условия, указанные в пункте 5 Правил, средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляются сельскохозяйственному товаропроизводителю при перестраховании страховой организацией не менее 30 процентов принимаемого по такому договору страхования риска в страховой организации, соблюдающей указанные условия

.

По мнению ФАС России, установленные в Правилах требования не свидетельствуют о финансовой устойчивости страховщика и не являются подтверждением способности его исполнить обязательства по договору страхования по следующим основаниям.

Участие страховых организаций в рейтингах осуществляется на добровольной и платной основе, при этом отсутствие рейтинга не является свидетельством неспособности страховой организации выполнить свои обязательства по договорам страхования.

Установление чистых активов страховщика в размере не менее 850 млрд. руб. создает преимущество ограниченному кругу страховщиков и исключает конкуренцию со стороны средних и мелких страховщиков. Это требование носит отсекательный характер и не является гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

Доля поступлений страховой премии по сельскохозяйственному страхованию в структуре страхового портфеля не более 20 % общего объема поступлений не подтверждает способность страховщика исполнить обязательства по договору страхования.

Кроме того, установление таких чрезмерных требований к страховым организациям создает преимущество для определенного круга страховых организаций и ведет к ограничению конкуренции на рынке сельскохозяйственного страхования с господдержкой.



Пресс-служба ФАС России
7 мая 2009 г. 14:58 Николай Галушин
Позиция ФАС понятна.
А также понятно, что Счетная Палата РФ объявила о проведении в течение 2008 года проверок обоснованности и целесообразности расходования средств, выделяемых из федерального и регионального бюджетов на цели субсидирования страховых премий по страхованию урожая.
По итогам проверки, предполагаю, что рынок увидит своих "героев", которые сейчас представляют собой "многочисленных жалобщиков", в отношении которых будут возбуждены уголовные дела. Очень на это надеюсь!
Думаю, эти списки будут способствовать изменению позиции ФАС.
Николай Галушин
8 мая 2009 г. 09:26 агро
сильное звено
8 мая Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, вводящий уголовную ответственность - до семи лет лишения свободы - за ценовой сговор и недобросовестную конкуренцию. Документ в нижнюю палату парламента внесло Правительство РФ. Инициатором разработки законопроекта выступила Федеральная антимонопольная служба.

При рассмотрении законопроекта на заседании президиума правительства РФ глава кабинета министров Владимир Путин отметил, что ответственность за нарушения антимонопольного законодательства должна быть неотвратимой.

Данные поправки, вносимые в статью 178 Уголовного кодекса РФ, разрабатывались Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечения реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами.

Законопроект предусматривает уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой (низкой) цены товара, необоснованных отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размереПри этом крупным признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а «доходом в крупном размере» признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей.

В соответствии с законопроектом, неоднократным признается совершение лицом более двух таких действий в течение трех лет, за которые такой человек был привлечен к административной ответственности.

Принятие новой редакции федерального закона будет способствовать повышению эффективности предупреждения и пресечения картельных соглашений и иных фактов незаконной монополистической деятельности, считает руководитель ФАС Игорь Артемьев.
13 мая 2009 г. 17:42 Страховщик
Сильное звено
Очень интересна последняя информация.
Николай Владимирович как вы считаете применима ли она к Страховщикам учавствующих в СПЕ?
:) думаю вполне возможно впаяют им по самые ухи.
13 мая 2009 г. 17:54 Недостраховщик
Я вот любопытствую
А кто такая "СПЕ"?
26 мая 2009 г. 12:18 VDM
Работает?
Прошло больше месяца, СПЕ создано хотя бы на бумаге?
20 мая 2011 г. 09:59 Автор отзыва
Уважаемые коллеги ознакомтесь с ниже приведенным предложением сделанным в Гос. Думу 04.04.2011г.!!!

Уважаемые г-да Депутаты!
Убедительно прошу Вас рассмотреть или принять к сведению информацию прилагаемую ниже, которая в корне меняет качество страховой защиты и качественный надзор за Государственными средствами выделяемыми на субсидирование в страховании сельскохозяйственных рисков.
1. Текущее состояние законопроекта по субсидированию сельскохозяйственного страхования вводит Гос. Думу в полное заблуждение, данный законопроект подготовлен Федеральным агентством «ФАГПССАП» с учетом развития «ОВС» которые четко просматриваются как структуры «ФАГПССАП» с неограниченными полномочиями и, что пародоксально, данные ОВС выполняют функции брокеров, экспертов и мало того, занимаются размещением финансов которые будут выбивать из Страховщиков.
Предлагаемый законопроект станет двухсторонними граблями и полной Утопией с дальнейшим развалом всего страхования в сфере АПК.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1.Для достижения качественной страховой защиты и качественного надзора за выделяемыми Государством средсвами (субсидий) на страхование сельскохозяйственных рисков возможно достичь только при создании Государственной перестраховочной компании “ГПК».
2.«ГПК» Государственная перестраховочная компания, обязана будет принимать в перестрахование обсолютно все заключенные договора страхования Страховыми компаниями имеющими лицензию на данные виды страхования в объеме не менее – 50% страховой суммы договора страхования.
3.Страховые компании участвующие в обязательном страховании с/х культур, передают в «ГПК» Государственную перестраховочную компанию обсолютно все заключенные с Поддержкой Государства договора страхования в размере не менее 50% лимита ответственности по каждому заключенному договору страхования.
4.Все выделяемые Федеральным бюджетом средства т.е. 50% субсидий на страхование сельскохозяйственных рисков поступают на расчетный счет «ГПК» Государственной Перестраховочной компании которая полностью будет распоряжатся данными средствами и проводить процедуру дальнейшего перестрахования – в доле своей 50% ответственности по взятым в перестрахование договорам страхования, на средства полученные от Государства и только тем страховым компаниям которые имеют перестраховочную лицензию, а также с возможным перестрахованием (размещением) за рубежом.
5.Все участники страхования и перестрахования сельскохозяйственных культур несут пропорциональную ответственность по заключенным договорам страхования и перестрахования.
6.При «ГПК» Государственной перестраховочной компании создать комиссию по разбору конфликтных ситуаций между участниками перестрахования:
•по принятию договоров страхования в перестрахование, разработать методологию передачи договоров в перестрахование и ретроцессию;
•при «ГПК» Государственной перестраховочной компании создать материальный фонд по чрезвычайным ситуациям с обязательным участием Государства, без участия Страховщиков.
•«ГПК» Государственная перестраховочная компания разрабатывает методику по сопровождению перестрахованных договоров с созданием экспертной комиссии по урегулированию заявленных Страхователями убытков и разбора конфликтных ситуаций между участниками Страхования и Перестрахования.
7. Для организации обязательного страхования сельскохозяйственных культур необходимо внести изменения в Закон о сельском хозяйстве с такими критериями как:
• все сельхозпроизводители занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур, животных, рыб и пчел в ульях и т.п., обязаны производить страхование, объем страхования необходимо прописать отделно, ввиду того, что не каждый Страхователь может выделить даже 50% суммы на страхование в период сева и/или уборки урожая т.е. дать возможность Страхователю (сельхозпроизводителю) страховать то, что считает сам необходимым и в тех объемах в которых может себе позволить, хотя бы на первом этапе до принятия закона об обязательном страховании со 100% участием Государства;
•обязать региональные Министерства, Департаменты, Управления сельского хозяйства, участвовать в разборе конфликтных ситуаций между Страхователем и Страховщиком;
•в компетенцию местных исполнительных органов обязательно включить повседневную работу по организации обязательного страхования в АПК, с проведением разъяснительной работы;
•«ГПК» Государственная перестраховочная компания, обязана требовать от Страховщиков передачи в перестрахование обсолютно всех заключенных Страховщиками договоров страхования в АПК.
Необходимо:
Законодательно утвердить обязательное страхование сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных (включая рыбоводство и пчеловодство и.т.п.) в целом по АПК за счет Государственного бюджета -100% субсидий.
При выполнении Государством вышеуказанных условий у Сельхозпроизводителя и организаций осуществляющих длительное хранение сельскохозяйственной продукции высвободятся средства которые целевым направлением будут использованы на улучшение технологий по выращиванию, переработки и хранению сельхозкультур, животных (включая рыбоводство и пчеловодство).
04.04.2011г.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: