Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Тенденции, Добровольное медицинское страхование
ДМС-2009: закономерности и сюрпризы
Степеннова Ольга Михайловна
Заместитель генерального директора – директор по медицинскому страхованию ОАО СК «РОСНО»
страхование сегодняКак изменилась ситуация на российском рынке ДМС за 2009 год? Что предпринимают сегодня страховщики, чтобы сохранить свои клиентские портфели и предложить клиентам адекватные медицинские услуги?

Ситуация на рынке ДМС-2009 чрезвычайно интересна: проявились те тенденции, о которых мы ранее не очень задумывались.

Наиболее характерным явлением этого года является высокая эластичность спроса по цене полиса, (не массовый отказ от страховой защиты, как принято считать). С начала года действительно наблюдается сокращение бюджетов предприятий на ДМС, однако, наполнение программ страхователи предпочитают сохранить. В связи с этим основной задачей страховщиков стало найти тот баланс, который позволяет удовлетворить спрос клиента и сохранить портфель. Так наметилась необходимость перехода от продуктов с максимально широким покрытием к продуктам более экономичным при сохранении качества предоставляемых услуг. Создание и реализация таких продуктов требует от компаний большей технологичности и эффективности бизнес процессов. Наш успешный опыт – это создание программ-конструкторов, доступных для понимания потребителя и предоставляющих клиенту возможность выбора как по наполнению программы и уровню сервиса, так и по цене. При этом важно отметить, что качество медицинских услуг сохраняется и контролируется страховщиком вне зависимости от выбранных опций.

На фоне тенденции повышения эластичности спроса по цене на рынке ДМС появились примеры демпинга, ставшего одной из причин сокращения объемов сборов в среднем по рынку. По разным оценкам падение относительно 2008 составляет от 11% до 16%. При этом отдельные компании увеличили свои сборы, другие наоборот, потеряли существенные объемы. Сборы РОСНО по ДМС в 2009 полностью отражают среднерыночную ситуацию при сохранении доли рынка 8%. Численность портфеля застрахованных по ДМС у нас растет на фоне снижения показателя средней премии. Несмотря на внешние негативные факторы, нам удалось удержать убыточность на приемлемом уровне. Однако, такая ситуация в портфеле РОСНО обусловлена не только его объемом и высокопрофессиональным управлением, но и тем, что традиционно по ДМС у нас застраховано не так много клиентов из тех отраслей (строительство, девелоперский рынок и т.п.), которых кризис коснулся в большей степени. Если говорить о банковском секторе, то ситуация здесь иная: банки, сокращавшие персонал в конце 2008, к середине этого года начали постепенно восстанавливать свои позиции, набирая новых сотрудников. Смена персонала у компании-страхователя в корпоративном ДМС выражается в замене застрахованных лиц по договору, при этом среднее количество застрахованных по году обычно существенно не меняется.

Еще одной важной тенденцией на рынке ДМС с начала года является повышенная чувствительность клиентов к эффективности страховых программ. Под эффективностью понимается как качество предоставляемого сервиса, так и результат медицинского обслуживания – качество самого лечения. И здесь на первое место выходят компании, у которых хорошо отлажена система управления качеством.

Отчетливо проявился отложенный спрос на медицинские услуги. С одной стороны формируется новый отложенный спрос: приток клиентов, ранее не пользовавшихся ДМС, приостановился. С другой, - отмечено повышенное удовлетворение ранее отложенного спроса Последнее связано с возросшими рисками потери работы а, вместе с ней и корпоративного полиса ДМС, а также - высвобождением времени у застрахованных из-за перехода ряда предприятий на сокращенную рабочую неделю и предоставление неоплачиваемых отпусков. При этом, наши ожидания, что привыкший к корпоративному ДМС сотрудник продолжит страховаться как индивидуальный клиент, не оправдались, несмотря на то, что мы создали специальные предложения для этого сегмента рынка. Дополнительным мотивирующим фактором к растущему удовлетворению ранее отложенного спроса явилась тактика некоторых медицинских учреждений, направленная на гипердиагностику и неоправданные назначения.

К сожалению, кризис спровоцировал у многих обострение хронических заболеваний, что привело к увеличению спроса на услуги стационарного лечения, покрываемого ДМС, но не управляемого через прямое прикрепление сотрудников предприятия к поликлинике. Впервые отмечены случаи выплат в размере полной страховой суммы (а это - несколько миллионов рублей), что явилось действенным аргументом для потенциальных страхователей в пользу решений о защите здоровья при помощи такого инструмента как страхование. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения факторы, влияющие на состояние здоровье человека, структурно разделяются следующим образом:

  1. Условия и образ жизни – 49-53%
  2.  Генетика, биология человека – 18-22%
  3. Внешняя среда – 17-20%
  4. Здравоохранение – 8-10%

То есть, условия жизни и внешняя среда оказывают огромное влияние на здоровье человека. А кризис – это всегда изменения, очень часто приводящие к стрессу, основной причине заболеваемости. Поэтому именно в 2009 мы ощутили, что к страхователю постепенно приходит понимание необходимости управления рисками возможных серьезных заболеваний, а значит, необходимости доверить защиту своего здоровья надежному страховщику с устойчивой финансовой позицией и ориентацией на клиента.

На фоне традиционного спроса на ДМС, в связи с возрастающей мобильностью людей и трендами глобализации, растет потребность в продуктах, гарантирующих покрытие по всему миру. И здесь мы готовы и предлагаем клиенту программу международного медицинского страхования Allianz MedPlanet, занимающую важное место в линейки инновационных продуктов РОСНО.

Что касается убыточности на рынке ДМС в 2009 году, в связи с существенным снижением средней стоимости полиса на застрахованного, повышенным удовлетворением отложенного спроса, увеличением объемов выплат в медицинские учреждения и объективно повышенной заболеваемостью действительно отмечен ее значительный рост, приводящий к необходимости пересмотра страховых тарифов для обеспечения устойчивости и надежности рынка ДМС.

Кризис оказывает существенное влияние на развитие страховой отрасли в целом, определяя в качестве главного направления повышение эффективности, финансовой устойчивости и клиентоориентированности через инновационные, но взвешенные решения и подходы. Аналитики прогнозируют прирост рынка на 6% уже в 2010. Наши ожидания несколько сдержаннее. В ближайшие два года мы ставим перед собой задачу вернуться на уровень продаж докризисного 2008, однако качественно это будет иной портфель.


17 декабря 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 4.58 (голосовало: 26 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
17 декабря 2009 г. 16:22 Черкин Эдуард
отзыв
Спасибо, Ольга, за комментарий о ситуации рынка ДМС в уходящем году. Поддерживаю тезис об изменении структуры клиентского портфеля у страховых компаний. Было бы крайне интересно понять показатели убыточности более детально, а также Ваше видение влияния ценового демпинга на рынок ДМС, его возможные последствия, а также какие меры было бы целесообразно предпринять для борьбы с ним.
Заранее спасибо.

С уважением,

Эдуард
13 января 2010 г. 00:10 Владимир
Спасибо за системный материал.
Считаете ли Вы, что те тенденции, которые мы наблюдаем на рынке ДМС в конченом счете повысили качество услуги?
Считаю, что на динамику премий повлияло увеличение количества рисковых договоров, что, впрочем, не снижает рентабельности портфеля.
С уважением, Владимир Пыстин

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: