Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Инструменты, Учет и отчетность, Исследования, Тенденции, Регулирование
Страхование – что заботит Росфинмониторинг?
Чернов Виталий Владленович
Начальник Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу
страхование сегодняКак осуществляется деятельность по противодействию легализации преступных доходов на российском страховом рынке? Что необходимо для улучшения качества взаимодействия Росфинмониторинга и страховых организаций?

Приоритетом и среднесрочной перспективой развития финансовых рынков в России является создание международного финансового центра. При этом на уровень инвестиционной привлекательности, темпы роста капиталовложений и, следовательно, на качество развития бизнеса напрямую влияет прозрачность и безопасность национальной экономики. Легализация доходов, полученных преступным путем, способствует коррупции в финансовой сфере, угрожает ее безопасности и надежности. Проникновение в национальную экономику таких доходов может привести к повышению активности преступных сообществ, усилению коррупции и методов недобросовестной конкуренции, переориентации деятельности экономических субъектов в интересах криминальных групп и, в итоге, привести к трансформации экономической системы в целом.

Легализация доходов, полученных преступным путем, создает серьезные препятствия рыночным преобразованиям во всех сегментах общественной жизни, чем нарушает нормальное функционирование экономики, основных экономических институтов и подрывает способность государственной власти регулировать финансовую систему страны и управлять ей. При этом легализованные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, являясь по существу основным источником финансирования террористических и иных преступных групп. Опасность, наносимая этими процессами, вдвойне высока вследствие того, что данная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер. Противодействие легализации денежных средств, полученных преступным путем, осуществляемое на уровне международных стандартов является важным условием развития российского финансового рынка и создания в России международного финансового центра.

Совместно с нашими коллегами из надзорных органов и с участниками финансового рынка нам удалось выстроить эффективную систему взаимодействия по вопросам, связанным с исполнением организациями требований законодательства, противодействующего легализации преступных доходов. Финансовые и нефинансовые организации обязаны принимать предусмотренные законодательством меры, своевременно выявлять и передавать в Росфинмониторинг информацию об операциях, которые могут иметь связь с легализацией доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма.

Из 625 действующих на территории Российской Федерации страховых организаций в 2010 году в Росфинмониторинг направляла сведения 251 организация, то есть 40% страховщиков. В различных регионах доля таких страховых компаний варьировала от 22% до 61%.

Всего в 2010 году от организаций страхового сектора в Росфинмониторинг поступило более 19 тысяч сообщений, содержащих информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом. По сравнению с 2009 годом поток информации от страховщиков увеличился на 20%.

Количество сообщений о сомнительных операциях в 2010 году увеличилось в 2 раза, по сравнению с 2009 годом. Но уровень выявления страховщиками таких операций остается крайне низким - около 9% от общего количества поступивших в Росфинмониторинг сообщений от страховых организаций. При этом о подозрительных операциях Росфинмониторинг в 2010 году информировали около 40 страховых организаций, то есть 15% от числа страховщиков, сотрудничающих с Росфинмониторингом.

Процент использования информации, получаемой от страховщиков в рамках обязательного информирования, достаточно невысок. В то же время та информация о подозрительных операциях, которая выявляется Росфинмониторингом самостоятельно, используется в разоблачении преступной деятельности и других правонарушений практически на 80%.

На сегодняшний день отмечается перемещение серых схем из банков в другие сектора экономики. Особенно ярко это проявляется в распространении схем обналичивания денежных средств и вывода денег в оффшорные зоны небанковскими структурами.
Оценка финансовых потоков участников небанковского сектора показала, что в 2010 году наблюдались факты выводы капитала за рубеж, особенно в оффшоры, в том числе под видом покупки ценных бумаг, движения сомнительных векселей, обналичивания денежных средств. Были выявлены нарушения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в секторе почтовых переводов.

В этой связи хотелось бы обратить особое внимание страхового сообщества на необходимость ведения работы по выявлению подозрительных операций, поскольку это, в первую очередь, защитит саму страховую организацию от вовлечения в противоправные схемах. По оценкам экспертов, доля схем на российском рынке находится в интервале 8-8,5%, при этом значительной остается доля операций по присвоению бюджетных средств. Эксперты выделяют наиболее «схемные» виды страхования – это страхование сельскохозяйственных рисков, страхование грузов, страхование строительно-монтажных рисков, страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков, прочие виды страхования имущества и ответственности.

По итогам анализа информации, содержащейся в федеральной базе данных Росфинмониторинга, мы отправляем в Росстрахнадзор ориентировки о поднадзорных организациях, которые формируют негативные тенденции. Как показывает практика нашей совместной работы, организованное нами тестирование финансовых организаций, которые находятся в зоне риска, и проведение точечных проверок помогло в прошлом году освободить этот сектор от многих недобросовестных участников.

Сейчас на международном уровне наблюдается тенденция ужесточения ответственности за экономические правонарушения и различные формы легализации преступных доходов. Требования и стандарты FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) приобретают более жесткий, наступательный характер, как в сфере законодательства, так и в части правоприменительной практики. Летом этого года FATF будет проводить второй этап оценки российской антиотмывочной системы.

Все это находит свое отражение и в российском законодательстве. Так, в январе текущего года в Российской Федерации вступили в силу изменения, передающие надзорным органам дополнительные полномочия и устанавливающие дифференцированный подход к применению санкций в зависимости от вида нарушений. Это даст возможность надзорным органам применять различные меры наказания исходя из тяжести правонарушения, в частности, теперь введены предупредительные меры воздействия, что позволяет не применять штраф (раньше штрафы применялись в обязательном порядке). В то же время размер штрафных санкций, налагаемых по законодательству на граждан, увеличивается до 50 тысяч рублей, на организации – до 1 миллиона рублей. Расширен перечень видов ответственности для должностных лиц (введен новый вид ответственности – дисквалификация).

В заключение хотелось бы отметить роль Всероссийского союза страховщиков, который является промежуточным звеном между Росфинмониторингом, Росстрахнадзором и поднадзорными страховыми организациями. Руководство ВСС имеет тесные рабочие отношения с Росфинмониторингом и принимает активное участие во всех наших межведомственных группах. Мы хотели бы призвать членов ВСС и другие страховые организации принимать активное участие в нашей совместной работе, потому что успешная работа системы противодействия легализации преступных доходов невозможна без эффективного использования потенциала страхового сообщества.


28 марта 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Учет и отчетность, Исследования, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.67 (голосовало: 3 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: