Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Обязательное страхование, Налоговый климат, Учет и отчетность, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
Страховой рынок не только может, но и должен стать чище
Янков Кирилл Вадимович
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России
страхование сегодняКакова современная ситуация в сфере взаимодействия налоговых органов и страховых организаций России? Как налоговый климат влияет на состояние российского страхового рынка?

Сегодня налоговая нагрузка на сектор страхования в России составляет около 3%. Для сравнения, в среднем по финансовой деятельности налоговая нагрузка в Российской Федерации составляет 9,8%. Сложившийся в России размер налоговой нагрузки на страховщиков соответствует международному опыту. В частности у такой компании, как AIG, налоговая нагрузка составляет 2,96%, Financial Prudential – 3,42%.

Законодательством установлен особый порядок налогообложения страховых организаций. Во-первых, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС (ст. 149 Налогового Кодекса). Во-вторых суммы НДС по другим операциям страховая компания может относить на расходы в полном объеме (ст. 170 Налогового Кодекса), либо использовать раздельный учет затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам и предоставлять НДС к возмещению из бюджета и зачетов сумм НДС по облагаемым операциям.

Следует отметить, что страховщики занимаются специфическими операциями, влияющими на их налогообложение. Например, выплата агентских вознаграждений, существенно сокращает налогооблагаемую прибыль и зачастую используется для незаконного ухода от налогов.

В нашей практике выявлен ряд подобных примеров. Затраты на оплату вознаграждения за оказание услуг страхового агента учитываются страховой организацией в составе расходов для целей налогообложения. Доля указанных расходов в общей сумме расходов, понесенных при осуществлении страховой деятельности, может составлять от 5 до 25%. Результаты проверок страховых компаний показали, что если доля агентских вознаграждений составляет более 8-10%, то риск неоправданных, экономически нецелесообразных расходов по выплате агентских вознаграждений значительно возрастает.

В ходе налоговых проверок некоторых страховых компаний были выявлены договоры с фиктивным агентами, зачастую с фирмами-однодневками. Анализ движения денежных средств, уходящих из страховых компаний как агентское вознаграждение, показывает, что это нередко заканчивается обычным обналичиванием. Например, страховая компания, заключившая агентский договор с некоей фирмой, относит сумму начисленного агентского вознаграждения себе на расходы. Но при проведении встречной проверки устанавливается, что руководство этой фирмы-«агента» не подписывало никаких договоров и актов выполненных работ со страховщиком.

Существует также проблема отнесения на расходы сумм перестраховочной премии по договорам исходящего перестрахования. Страховая организация может сама перестраховать риск выплаты страхового возмещения по заключенному договору страхования у другого страховщика, перечислить последнему перестраховочную премию и отнести ее на расходы в целях налогообложения. При проверке этой деятельности налоговые органы зачастую устанавливают, что договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, имеющими лицензию, выданную в Службе страхового надзора, однако не осуществляющими никакой реальной страховой и перестраховочной деятельности. Данные организации не располагаются по указанному адресу, не имеют сотрудников, а все их акционеры, отраженные в отчетности для регулятора на бумаге, отсутствуют физически. Денежные средства, приходящие на счета указанных организаций, в дальнейшем разными способами выводятся из легального оборота. Таким образом, реквизиты и расчетные счета таких фирм фактически используются для обналичивания денежных средств за вознаграждение.

Так в ходе проведения выездной налоговой проверки одной страховой компании было выявлено, что на расчетный счет данной организации поступали денежные средства под видом страховых и перестраховочных премий. При этом установлено, что никаких страховых или перестраховочных услуг данная организация оказать не могла. Руководитель организации отказался от причастности к финансово-хозяйственной деятельности компании. Подобные организации и имена их руководителей становятся известными налоговым органам, и к ним применяются соответствующие меры.

Существуют также манипуляции со страховыми выплатами, которые используются как уход от налогообложения и способ обналичивания денежных средств.

На совещании в августе 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев говорил о необходимости повышения качества работы механизмов, обеспечивающих защиту прав участников страховых правоотношений, и предупреждения манипуляций на страховом рынке и недобросовестного поведения страховщиков. Мы уверены, что страховой рынок, не только может, но и должен стать чище. И это будет, в том числе, результатом совместной работы страховых организаций и налоговых органов.

Федеральная налоговая служба рассматривает страховые компании и Всероссийский союз страховщиков как возможных партнеров в решении важных задач, которые стоят перед нами. Например, сейчас активно обсуждаются вопросы оценки недвижимости. Конечно, для нас оценка недвижимости важна с точки зрения налоговой оценки. Ведь сейчас ни для кого не секрет, что та оценка, которая применяется для исчисления налога на имущество, прежде всего налога на имущество граждан, в десятки и сотни раз меньше той суммы, на которую данную недвижимость владельцы страхуют. Мы знаем, что застраховано сейчас около 10% недвижимости. Более того, мы не предлагаем по всем застрахованным объектам недвижимости автоматически брать страховую сумму в качестве налоговой оценки, потому что понимаем: если применять такой подход, то через год застраховано будет уже не 10%, а 5% недвижимости, многие откажутся от страхования.

Процесс изменения подходов к оценке имущества - длительный, он связан с кадастровой оценкой объектов капитального строительства. Решением этой задачи сейчас занимается Росреестр и Минэкономразвития. Но я думаю, что в итоге страховая оценка должна быть учтена в финальной кадастровой оценке имущества и использоваться как один из источников для налоговой оценки в целях налогообложения. Мы готовы продолжать диалог со страховым сообществом по данному направлению.

В ряде случаев, когда страхование является обязательным, нас со страховщиками объединяет то, что и налоговые органы, и страховщики собирают обязательные платежи. Только мы собираем налоги, а страховые компании - обязательные платежи страховой премии по обязательному страхованию. В тех случаях, когда страхование является обязательным (а это ОСАГО, страхование особо опасных объектов и, возможно, другие виды страхования, которые впоследствии будут объявлены обязательными) можно было бы подумать о более тесной координации и более тесном сотрудничестве. Возможно, требуется обсудить какие-либо предложения по изменению законодательства, по технологии взимания тех или иных налогов и уплаты обязательных страховых платежей. Мы ждем предложений от ВСС и страховых компаний. Мы рассматриваем страховое сообщество не только как налогоплательщиков, но и как возможных партнеров.


1 апреля 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Налоговый климат, Учет и отчетность, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 2.67 (голосовало: 6 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
4 апреля 2011 г. 15:35 Участник рынка
Я себя под Лениным (ФНС) чищу
Остаётся только приветствовать оперативность, с которой органы государственного управления реагируют на поручения Президента. Единственное, что хотелось бы видеть - отсутствие избирательности по отношению к установкам высшего политического руководства страны. В частности, исполнять не только задачи по укреплению дисциплины и ответственности во всех сферах общественно-экономической жизни, но и по ликвидации избыточной административной нагрузки на бизнес.

К сожалению, в практике российского страхового рынка по-прежнему присутствуют операции, далёкие по своей сути от страховых. Однако, это не может служить поводом к тому, чтобы подозревать преступную деятельность в нормальных страховых бизнес-процессах. В частности, таких, как взаимодействие страховых компаний и страхователей через страховых агентов.

Согласно п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на величину понесенных им расходов, при условии, что расходы являются обоснованными и документально подтвержденными.

Документально подтвержденные расходы признаются таковыми, если они оформлены документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. А обоснованными – если они экономически оправданы и выражены в денежной форме. Или, как говорит законодатель в п. 1 ст. 251 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

То есть для того, чтобы страховщики могли отнести выплачиваемое страховым агентам вознаграждение к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п.п. 8 п. 2 ст. 294 НК РФ), необходимо, чтобы, во-первых, вознаграждение платилось агентам за осуществление действий, направленных на заключение страхователями со страховыми компаниями договоров страхования и их последующее исполнение - в результате чего страховая компания получает доход в виде страховой премии (п.п. 1 п. 2 ст. 293 НК РФ). И, во-вторых, чтобы присутствовали надлежащим образом оформленные документы – Акт приёма-сдачи выполненных работ (оказанных услуг и т.п.), счёт или счёт-фактура (при применении страховыми агентами общего режима налогообложения).

Каких-либо других оснований для признания (или непризнания) выплаченного страховым агентам вознаграждения в качестве расходов Налоговый кодекс не даёт. Поэтому указания на предельный размер агентского вознаграждения или его максимальную долю в общих расходах страховщика являются неправомерными.
Действительно, если взять средний уровень расходов на ведение дела (РВД) российских страховщиков (частью которых как раз и является выплачиваемое страховщиками агентское вознаграждение) - 43% страховых взносов по данным заместителя генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» П. Самиева (http://www.asn-news.ru/blogs/11/post/43), и среднюю величину вознаграждения страховых агентов - 20% от страховых премий, то получается, что доля агентского вознаграждения в расходах отечественных страховых компаний составляет в среднем 46,51%. То есть цель деятельности всего страхового рынка России – сознательное уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль! При таком подходе ещё более вопиющей выглядит ситуации на зарубежных страховых рынках, где размер вознаграждения является не менее, а в некоторых случаях и более высоким. Но и это еще не всё. В советский период развития страхового рынка, когда не было никаких «фирм-однодневок», а все функции по страхованию были сосредоточены в руках государства в лице Госстраха СССР (для обслуживания внутренних потребителей) и Управления иностранного страхования Министерства финансов СССР (для удовлетворения страховых потребностей участников внешнеэкономической деятельности) – величина комиссионного вознаграждения агентов Госстраха доходила до 15%-25%! То есть, в соответствии с изложенной в статье логикой, следовало бы привлечь к ответственности руководство всей системы советского страхования, несмотря на то, что их усилиями и стараниями честных тружеников-агентов (из которых так называемых «штатных» агентов даже в острую фазу системного кризиса 1993 года было 131 271 человек по сравнению с 28 736 человек в 2009 году) было застраховано 78% населения.

Поэтому хотелось бы, чтобы в своей деятельности государственные органы руководствовались не умозрительными, полностью переворачивающими ситуацию с ног на голову показателями, а исключительно нормами действующего законодательства и целью расширения (а не удушения) экономической деятельности, в следствие чего будут расти и налоговые поступления в государственный бюджет.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: