Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право, Страховое мошенничество, Суды и расследования
Обман со стороны страхователя. Как бороться?
Пономаренко Виталий Викторович
Партнер ЗАО «Первая Юридическая Сеть»
страхование сегодняС какими проблемами сталкиваются российские страховые компании при оспаривании договоров страхования, заключенных под влиянием обмана со стороны страхователя? Какие законодательные изменения могли бы помочь устранить эти трудности?

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания недействительной сделки, совершенной под влиянием обмана, по иску потерпевшего (ст.179 ГК РФ). Есть специальная норма, касающаяся ситуации, когда при заключении договора страхования имеет место обман страхователем страховщика относительно обстоятельств, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и убытков от его наступления, если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику (ст. 944 ГК РФ). На первый взгляд, после прочтения этой нормы кажется, что все просто: после заключения договора (а, как правило, этот вопрос возникает на стадии урегулирования заявленного убытка) страховщик выясняет, что в заявлении на страховании были указаны не соответствующие действительности сведения, и эти сведения для страхователя являлись заведомо ложными, и этого достаточно для заявления иска о признании договора недействительным. Однако на практике все получается не так просто.

Практикующим страховым юристам хорошо известно, что шансов на признание договора страхования недействительным в подобной ситуации немного – суды крайне неохотно идут на применение такой возможности защиты страховщика от обмана. Мотивируется это, как правило, удивительно, с точки зрения права – например, тем, что страховщик при заключении договора не осмотрел имущество (как будто это оправдывает ложь страхователя) или тем, что это не состоит в причинно-следственной связи с наступлением убытка (вопреки указанию закона о том, что обстоятельства, о которых письменно запросил страховщик при заключении договора страхования, в любом случае считаются существенными). Высшие судебные инстанции не намерены внести ясность в этом вопросе правоприменения. Как следствие, страховщики нередко вообще отказываются от использования такого инструмента защиты своего нарушенного права.

С нашей точки зрения, такая практика ставит стороны в неравные условия. Страховщик, безусловно, вправе проверять действительность сообщаемых ему сведений при заключении договора. Однако, во-первых, он не всегда обязан это делать, и, во-вторых, у него не всегда есть возможность это сделать. Как, например, в личном страховании – выяснить информацию о состоянии здоровья человека, получившего ипотечный кредит в банке и страхующего свою жизнь и здоровье. И в этом случае страховщики по такой судебной практике лишаются права оспорить договор страхования вследствие введения в заблуждение. Несмотря на то, что это обычное правило, которое применяется к любым договорам, в том числе и к договорам страхования, в результате перекоса в судебной практике у страховщика зачастую нет возможности защищаться таким образом.

Представляется, что для цивилизованного выхода из сложившейся ситуации необходимо изменить законодательство. А именно - вместо права оспорить договор страхования наделить страховщика в подобной ситуации правом не исполнять договор, то есть правом отказать в выплате. Подобная норма не нова для нашего законодательства. Статьей 250 Кодекса Торгового мореплавания предусматривается, что при несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом если при заключении договора морского страхования отсутствовали ответы страхователя на вопросы о сведениях, запрошенных страховщиком, страховщик не может впоследствии отказаться от исполнения договора морского страхования на том основании, что такие сведения ему не сообщены. Мы считаем целесообразным перенести аналогичную норму в Гражданский Кодекс для всех договоров страхования. И тогда суды, с одной стороны, будут наделены правом оценить, насколько то или иное обстоятельство существенное, а с другой стороны, страховщику будет проще бороться с недобросовестными страхователями, которые ради того, чтобы минимизировать страховую премию готовы сообщать неверные сведения.


4 мая 2012 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страховое мошенничество, Суды и расследования
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.07 (голосовало: 14 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
16 мая 2012 г. 22:01 Вячеслав Николаевич
Обман со стороны страхователя.
Уважаемый , Виталий Викторович!

Да вот простите ВЫ меня, ВАША статья совсем не актуальная. Обман со стороны страхователя - это копейки по сравнению с обманом Страховщика своего страхователя. Только за последний год посчитайте сколько СК свалили с рынка припрятав денюжки клиентов, сколько по России покалеченных людей без качественной мед помощи, сколько не доплаченных убытков. Вот где деньжище крутится, вот где темы для семинаров и направление для изменения законодательства.
22 мая 2012 г. 16:44 Доброжелатель
Не путайте кислое с пресным
Статья хорошая. Она демонстрирует безысходность ситуации. И уход "по-английски", отчасти, связан с поведением отдельных, но весьма многочисленных жуликов.
23 мая 2012 г. 10:50 Олег
«Изменить законодательство» - дело бюрократичное.

Есть более эффективный и менее затратный способ. До сих пор страховщиками не создана «Единая Федеральная база данных лиц с негативной репутацией и с которыми не рекомендуется сотрудничать» (засвеченных жуликов говоря по-русски).
23 мая 2012 г. 12:35 Хлопкороб_из_Антарктиды
Для Олега - так потому не создана, что ее создание совершенно незаконно
А участвовать в незаконных операциях страховщикам не хочется.
Есть закон о персональных данных - никогда не слышали? Есть презумпция невиновности. Есть статьи УК и АПК - о нанесении вреда чести и достоинству, об ущербе репутации... Придет прокурор к владельцам такой базы - мало не покажется.
Просто страховщикам лень сажать мошенников - эта работа вполне отстраивается на индивидуальном уровне. Берут за ж...., стрясают свои денежки - и отпускают на волю - идти "бомбить" коллег по цеху.
Так о чем речь тогда вообще?
Каждый за себя! А на рынок- плевать.
23 мая 2012 г. 14:04 Олег
Про закон слышал, не слышал, чтоб прокурор, которым Вы так напуганы, к кому-нибудь из владельцев таких баз приходил.

зы. Так же есть закон и о свободе слова, согласно которому любое лицо может высказать свое мнение о другом лице не оскорбляя его честь и достоинство, никогда не слышали? Никакой прокуров не может запретить, например "во всеуслышанье не рекомендовать сотрудничать с тем-то". Где здесь нарушение закона?
23 мая 2012 г. 16:17 Хлопкороб_из_Антарктиды
Ну - попробуйте, только лучше где-то в сторонке...
Рекомендовать не работать с кем-то по причине его "негативной репутации" - нельзя совершенно точно. Попробуйте публично заявить, что у некого гражданина РФ "негативная репутация" - и Вам быстро объяснят, что свобода слова - совсем не абсолютная ценность и что порочить кого-то публично - до решения суда - прямо запрещено законом.
А другим законом запрещено копить данные на человека без его ведома и этим же законом разрешено человеку с этими данными знакомиться и требовать их удаления, если их накопление ему не нравится.

Так что советую детально изучить ГК РФ и Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
Я уже молчу о публичном характере некоторых видов договоров страхования - если в Вашей компании на основании "негативной репутации" или под каким-то еще предлогом откажутся страховать ОСАГО у гражданина РФ, он может заставить Вас заключить с ним договор через суд, а уж РСА и ФСФР просто скушают Вас за такие проделки...
24 мая 2012 г. 00:21 Автор отзыва
Давайте жить дружно.
Уважаемые!

Не надо искать ответ в несовершенстве написанных Человеком законов. Мы живём на круглой Земле и ходим ножками, вверх головой. И это не прописано Человеком. Так и в страховании.

Человек покупает не полис, а НАДЕЖДУ, что если случится беда, то Страховщик будет один из первых, кто прейдет на помощь. Кто успокоит, вытрет сопли, соберёт все справки, справедливо посчитает убыток Человека, а не СК. Решит проблему. Тогда Человеку воровать у СК будет стыдно, как воровать в церкви.

А на деле что?
Страховщик не только ни чего не решает, а создаёт сложности и усугубляет беду Человека. Заведомо, своего Клиента считает МОШЕННИКОМ. И всё придумывает , законные способы надуть первым своего Клиента.

Вы Страховщики сами породили мошенников , которых в рядах страхователей гораздо меньше ,чем в Ваших рядах. ПА-ЗОР , Вам Страховщики! ПА-ЗОР!!!
30 мая 2012 г. 11:56 Ольга
Проблема действительно существует, однако, полагаю, не стоит переносить данную норму в ГК.
Так, существенность обстоятельств для определения степени риска может и должен определять Страховщик, а сообщить неверные сведения Страхователь может и по неведению ... Поэтому нормы ГК содержит указание на "заведомо ложные сведения". Да, эту "заведомость" предстоит доказывать, и судебная практика говорит о том, что некоторым страховщикам это удается сделать.
9 ноября 2013 г. 05:22 дмитрий
два месяца назад приобрел свой первый автомобиль в кредит,навязали добровольную страховку с франшизой(я и знать не знал что это такое)страховку вписали в сумму кредита,а франшиза обязательное условие банка.Недавно произошло мелкое ДТП я обратился в свою страховую компанию,а они мне -надо оплатить франшизу,получается я за свои же деньги оплачиваю ремонт авто,я решил изменить условия страховки,а они мне говорят что условия страховки обязательное требование банка и менять ничего нельзя,я обратился в банк с заявлением рассмотреть условия страхования в персональном порядке и изменить.банк прислал ответ:все страховые нюансы ВЫ решаете самостоятельно.
я даже не знаю теперь как поступить,это же настоящее мошенничество.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: