Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Форум
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Инструменты, Регулирование
Спецдепозитарий – неработающее решение для назревших проблем
Григорьев Александр Валерьевич
Генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», председатель правления до 07.04.2014 г.
страхование сегодняСможет ли такая мера, как введение спецдепозитариев, способствовать усилению реального контроля за состоянием активов и резервов страховщиков?

Недавно в закон о страховом деле были внесены поправки, которые вводят новые принципы контроля за активами страховщиков. В соответствии с ними, с июля 2015 года страховщики жизни и компании, занимающиеся обязательными видами страхования, а также пенсионным страхованием, должны будут хранить ценные бумаги, в которые размещены их резервы и собственные средства, в специализированном депозитарии. По замыслу авторов этих поправок надзорные органы смогут лучше контролировать активы страховщиков и оценивать их качество.

На мой взгляд, спецдепозитарий не сможет четко и качественно решить эту задачу. Более того, это «ноу-хау» отечественной законодательной и регулирующей мысли, которой нет нигде в мире, и на мой взгляд, это просто свидетельство неэффективности и неспособности действующего надзора очистить рынок от «рисования» балансов.

Первое возражение заключено в том, что сегодня более 60% активов, указанных и «нарисованных» в балансах – это денежные инструменты (банковские векселя, банковские депозиты и пр.), которые не подлежат учету в спецдепозитариях. А у тех компаний, кто «рисует» отчеты, эта цифра еще больше. И если векселя банков еще можно как-то поставить на учет в спецдепе (для этого придется переписать массу инструкций ЦБ и Минфина, а заодно и инструкций по бухгалтерскому учету), то как спецдеп будет учитывать депозиты, особенно короткие, мне вообще не ясно. В акциях и облигациях, учитываемых обычными депозитариями, у страховщиков размещено не так много средств, и их можно поставить под контроль и проверять хоть сейчас, без всяких депозитариев. Вопрос - что это даст надзору? А что делать с недвижимостью? Ведь нынешний порядок регистрации объектов недвижимости вообще никак не стыкуется с требованиями Минфина к страховщикам ни по срокам, ни по сути. А как раз в недвижимости страховщиков и в производных инструментах по ней «зарыто» много интересного.

Второй тезис: как разделить в активах компании резервы по обязательным видам, подлежащим контролю и остальным? Значит, надо составить новые инструкции по требованиям к размещению покрытия резервов и капитала.

В-третьих, по замыслу разработчиков поправок, основная функция спецдепозитария – контролировать соответствие приобретаемых страховщиком активов приказам № 100н и 149н. Но те, кто предложил эту идею, видимо, просто плохо понимают принципы страхового и бухгалтерского учета. Например, страховщик сегодня покупает здание, а вчера он оплатил крупный убыток, по которому еще не пришло возмещение от перестраховщиков – состояние резервов изменилось и вчера, и сегодня. И как спецдепозитарий сможет это отслеживать? У такого крупного страховщика как «Ингосстрах» в день проводится около 50 тысяч операций, которые ежедневно влияют на размер резервов. Фактически страховщик должен будет предоставлять в спецдепозитарий ежедневный баланс. А значит, все разговоры о том, что ежедневная отчетность пока вводиться не будет и работа спецдепозитариев позволит отложить эту меру, оказываются пустыми.

А как решить проблемы с программным обеспечением? Ведь спецдепозитарий должен иметь программные средства, позволяющие проводить ежедневный мониторинг изменения активов каждого страховщика. Программа, которая позволяет составлять ежедневный баланс, создавалась в «Ингосстрахе» 15 лет, и на рынке нет ничего подобного. Сколько времени потребуется спецдепозитариям на создание аналогичного программного обеспечения?

Страховщики должны будут выполнить требование закона и у себя создать абсолютно новые программные средства, позволяющие вести ежедневный баланс? Сколько это будет стоить, сколько времени это займет? Кто-нибудь реально оценивал последствия для рынка этих «нововведений»? Что будут делать надзор с теми, кто это не сделает? Отзывать лицензии?

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и кадровые вопросы. В одном только «Ингосстрахе» финансово-экономическое подразделение и бухгалтерия – это суммарно 350 человек, сколько же тогда сотрудников должно работать в спецдепозитарии, чтобы все это проверять? Сотрудники спецдепозитария не просто должны соответствовать определенным требованиям (их пока еще никто не сформулировал, каким), в нем должны работать профессионалы, разбирающиеся и в страховом деле и в бухгалтерском учете. Откуда они возьмутся? Может быть, страховщики, которым придется сдавать данные в спецдепозитарии, отдадут туда своих лучших сотрудников? Сомневаюсь.

Еще более спорный тезис о том, что введение спецдепозитариев станет наказанием для «плохих» страховщиков. Ведь у «плохих» страховщиков вообще нет никаких резервов, все деньги ими уже выведены, спецдепозитарию там делать будет нечего.

«Ингосстрах» много лет твердит о том, что необходим другой путь. Прежде всего - введение МСФО и актуарного аудита. Понимая, что это не возникнет одномоментно (хотя если бы Минфин и Страхнадзор послушались бы нас лет 5-6 назад, то мы бы сейчас имели уже совершенно другое качество надзора). «Ингосстрах» неоднократно предлагал принципиально другую систему контроля, построенную на экспертных показателях - индикаторах. Например, если в портфеле страховой компании 60 % занимает ОСАГО, 20 % - каско, 20 % - ответственность, то коэффициенты резервов этой компании в соотношении к сборам и примерная структура активов для выполнения обязательств тоже ясна. При таких индикаторах и при введении института кураторов надзор относительно небольшим количеством сотрудников будет в состоянии контролировать те 200 - 300 компаний, которые сейчас реально работают. И при этом достаточно будет простых программных средств на базе EXCEL, чтобы понять, что творится у той или иной компании. А поняв, надзор должен будет проводить реальную проверку конкретной компании – и все! Никакой спецдеп не нужен.

В целом, норма о спецдепозитарии, вызывает массу вопросов. Весь этот проект скорее напоминает поверхностные изыски дилетантов, далеких от реалий страхового рынка и не представляющих бухгалтерский учет, но стремящихся доказать что они что-то делают.

В Центробанке РФ за многие годы выработан принципиально другой, более высокий уровень качества надзора за банками. И у меня есть надежда, что новый мегарегулятор сначала глубоко изучит данный вопрос, прежде чем необдуманно подходить к принятию решений, способных ввергнуть рынок в кризис, но ничего не дающих для реального улучшения его качества.


26 августа 2013 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Инструменты, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 9.61 (голосовало: 18 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Реклама