Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховой надзор, Учет и отчетность, Регулирование, Управление
Сближение страхового надзора с банковским – первые шаги
Федорченко Людмила Михайловна
Партнер Аудиторско-консалтинговой группы «Информаудитсервис», исполнительный директор НП «Национальная страховая гильдия»
страхование сегодняНа какие изменения в системе надзора за страховыми организациями со стороны ЦБ рекомендуют обратить внимание аудиторы? Какие изменения в контрольно-надзорной практике, сближающие страховой надзор с банковским, реализованы уже в настоящее время?

На текущий момент одной из наиболее актуальных тем является изменение системы надзора Центрального банка за страховщиками в части контроля правил противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Наши клиенты-страховщики неоднократно сообщали нам о вызовах в Центральный Банк генеральных директоров страховых компаний по вопросам применения правил ПОД/ФТ.

Фактически мы наблюдаем ситуацию, при которой Центробанк начал применять банковские стандарты контроля к страховым организациям. Правила ПОД/ФТ в банках контролируются очень тщательно и скрупулезно, а страховые компании сдавали свои правила за подписью генерального директора достаточно формально. Сейчас производятся выборочные проверки страховых компаний с вызовом генеральных директоров с требованием отчитаться по каждому из несоответствий, существующих на данный момент в их правилах.

Наиболее типичные проблемы, выявляемые при этом ЦБ, – это отсутствие системы контроля по структурным подразделениям страховой компании и неправильно прописанная система сообщений.

Проверки планируется проводить с июля по сентябрь 2014 года, в том числе путем направления в компании письменных запросов. Список проверяемых компаний формируется ЦБ методом алфавитной выборки.

Мы помогаем нашим клиентам подготовиться к таким проверкам. Наша позиция: если клиент находится у нас на обслуживании по РСБУ-аудиту, то мы консультируем его бесплатно в течение года по возникающим вопросам. Для некоторых клиентов мы, во избежание возможных претензий и штрафов, готовим новую, актуализированную под запросы ЦБ редакцию правил ПОД/ФТ.

К сожалению, типовых правил, даже для банков, не существует. Однако для банков были введены минимальные требования, которые банк должен соблюдать при разработке своих правил. Они включают достаточно большой набор характеристик того, каким образом в банке ведется мониторинг противодействия легализации денежных средств, с какой периодичностью, какими силами, каковы формы сообщений, которыми рапортуют о результатах структурные подразделения, как проводится обучение сотрудников в разрезе ПОД/ФТ.

Каждый сотрудник, имеющий контакт с наличными денежными средствами, должен быть обучен по данной теме. Соответственно, если мы говорим о страховой компании, у которой есть агентский канал продаж, она становится в этом смысле достаточно уязвима. Но сейчас это еще поле для креатива и поиска понимания, как лучше эту часть контролировать. Центробанк пока в отношении агентского канала особые меры к страховым компаниям не применяет. Но думаю, рано или поздно, к этому тоже придут. Про компании, к которым уже были применены проверочные мероприятия, нельзя сказать, что это обладатели крупнейших агентских сетей, скорее, это компании со сбалансированными каналами продаж, то есть было бы неверно считать, что выбирались прицельно компании с большим оборотом наличных денежных средств по территории России.

Штрафные санкции к страховым компаниям по нарушениям в данной сфере могут достигать 700 тысяч рублей. Четкой процедуры по порядку наложения штрафа, может ли этому сопутствовать предписание и т.д. на сегодняшний день не существует. В случае, если проверка прошла с положительным исходом, то есть представители страховой компании, вызванные в ЦБ, признают, что в ее правилах было что-то сделано неправильно, компании дается время на исправления. Если она исправляет правила и  направляет их в ЦБ в нужном виде, санкции ограничиваются устным порицанием, без штрафов и предписаний. Мы очень надеемся, что в большинстве случаев ЦБ будет действовать в отношении страховщиков именно таким образом. Для банков же чаще применялись штрафы.

В то же время, с учетом того, что по страховым компаниям пока нет статистики и практики работы в данной области, заранее предсказать решения ЦБ сложно, поэтому страховщикам следует уделять пристальное внимание данной теме, чтобы не было никаких неожиданных неприятностей.


25 августа 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Учет и отчетность, Регулирование, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 6.33 (голосовало: 9 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: