mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Каталог страховых сайтов
Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
04.07.2019  |  просмотров: 117

Гостиница «Боярский двор» — «Hôtel Boyarski Dvor». Открытка 1903-1908 гг. (Источник pastvu.com)

Чтобы познакомиться с одними из лучших образцов архитектуры стиля модерн, или ар-нуво, не обязательно ехать в Западную Европу. В Москве множество роскошных особняков, построенных в этом элегантном и даже чувственном стиле конца XIX — начала XX веков. Однако страховым компаниям дореволюционной России при строительстве собственных домов всегда нужен был размах. Так что формат особняка не входил в сферу их интересов просто в силу размеров таких построек. Кроме того, в отличие от тиши Пречистенских переулков или аристократизма Поварской, страховщикам нужно было строить непременно в самом центре города и на самом видном месте. Было ли это требованием эффективного вложения средств страховых обществ или же пресловутой потребностью русского купца, ставшего промышленником, коммерсантом и банкиром, подивить весь мир, точно сказать нельзя. Вероятно, что без личных амбиций людей богатых и известных, как это было во все времена, не обошлось. Здание, о котором пойдёт рассказ сегодня, огромно. Ну а как же могло быть иначе! — скажете вы, уже зная о доходных домах Северного страхового общества, Первого российского и общества «Россия». Помимо своего размера, оно впечатляет техническими новшествами и дизайном фасада. И в довершение, в этом здании начала XX века была реализована концепция многофункционального комплекса, в котором разместились магазины, конторские помещения и гостиница. Но начнём наш рассказ с истории страхового общества, которому здание принадлежало.

Комплекс, известный как гостиница «Боярский двор», по адресу Старая площадь дом 8, был построен на деньги Московского страхового от огня общества. Это была одна из самых успешных страховых компаний дореволюционной России. Основанное в 1858 году, Общество, в полной мере отвечая своему названию, стало первым в стране, имеющим штаб-квартиру в Москве. Инициатором учреждения выступил обрусевший немец, барон Лев Герасимович Кнопп (1821 — 1894 гг.), крупный промышленник и один из ведущих текстильных фабрикантов России. В числе прочих учредителей были известный предприниматель и купец Алексей Иванович Хлудов (1818 — 1882 гг.), фабрикант и книгоиздатель Козьма Терентьевич Солдатенков (1818 — 1901 гг.) и другие. Перечисленных выше предпринимателей помимо огромных личных капиталов объединяло ещё одно общее дело. Все они числились учредителями Товарищества Кренгольмской мануфактуры. На момент основания в 1857 году это была крупнейшая в мире ткацкая фабрика, расположенная в городе Нарва, Эстония.

Имена и авторитет основателей нового страхового общества послужили прекрасной рекламой для организации подписки на миноритарный пакет акций страховой компании. Да так, что газеты рассказывали о ночных очередях и утренней давке в местах продажи бумаг у контор спекулянтов, которые каким-то образом (у спекулянтов всегда всё появляется «каким-то» образом) умудрились скупить акции для перепродажи. В 1862 году из-за огромных пожарных убытков Общество было поставлено на грань разорения. В следующем году собственники сменили всё руководство компании, пригласив на должность управляющего специалиста по огневому страхованию из Магдебургского страхового общества в Германии. К середине 70-х годов XIX века новое правление вывело компанию в одного из лидеров страхового рынка России, и в этом качестве она оставалась вплоть до национализации отрасли большевиками в 1918 году. К завершению портрета страхового общества стоит добавить, что его акции относились к высокодоходным ценным бумагам, при этом рыночная политика компании всегда была консервативной. С 1902 года акционеры даже во время волнений 1905-06 годов получали стабильный дивиденд в размере от 40 до 60 рублей на акцию номиналом 200 руб. Московское страховое одним из первых среди российских обществ в начале XX века вышло на рынок США, сначала в качестве перестраховщика, а затем, купив лицензию и задепонировав 500 тысяч долл. на счетах Казначейства (на начало XX века сумма равная примерно 1 млн. руб.), приступило к операциям по прямому страхованию имущества от огня.

В 1914 году четвертая часть из 16-милионных активов Московского страхового общества приходилась на недвижимость. Дом Общества «Боярский двор», без сомнения, стал одной из самых дорогих его инвестиций. Гостинично-офисный комплекс расположился на внутренней стороне стены Китай-города, по краю возвышенности, известной как Псковская горка — одном из семи холмов, на которых по преданию стоит Москва. Уже в конце XVIII века местность у подножия холма за Китайгородской стеной получила название Старая площадь, хотя на самом деле, как и сейчас, это была улица. Площадью её назвали в связи с тем, что это было место бойкого торга — знаменитой московской Толкучки, где торговали старьёвщики. Толкучка в красках описана во множестве источников, в частности, в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Исторически Старая площадь возникла позднее Новой площади, уходящей от нее в сторону Лубянки. Такие вот топографические чудеса случаются на карте Москвы.

Вид на Старую площадь и Китай-город, Псковская горка. До строительства гостиницы «Боярский двор». Фото 1887 год. (Источник pastvu.com)

В черте бывших стен Китай-города находилось большое количество монастырей с принадлежащими им подворьями — постройками разного назначения. На территории одного из таких подворий по проекту архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859 — 1926 гг.) и был выстроен «Боярский двор». Фёдор Шехтель является одним из самых известных архитекторов дореволюционной России и самым влиятельным среди соотечественников, работавших в стиле модерн (ар-нуво). К числу знаменитых построек Шехтеля принадлежат здание Ярославского вокзала, типографии газеты «Утро России», Торговый дом Московского купеческого общества, множество роскошных особняков — всего 210 работ преимущественно в Москве и Подмосковье. Наверняка некоторые из тех, кто прогуливался по Камергерскому переулку в центре Москвы, обращали внимание на необычный дизайн уличных фонарей. Они выполнены также по эскизам Шехтеля. Получив в 1901 году звание академика архитектуры после создания ансамбля российских павильонов для Международной выставки в Глазго (Великобритания), Шехтель тем не менее никогда не имел диплом архитектора.

Работы по строительству «Боярского двора» велись три года. В 1903 году в ежедневной газете «Новости дня» в заметке от 24 сентября (7 октября по новому стилю) публика извещалась о следующем: «...На Старой площади введено в эксплуатацию 5-этажное здание Московского страхового общества, построенное по проекту академика архитектуры Ф.О. Шехтеля. Фасад дома облицован глазурованным серо-зеленым кирпичом, главный вестибюль украшен витражом, изображающим Кремль при заходе солнца. Значительная часть здания сдана Богородско-Глуховской мануфактуре. Первые три этажа с подвалами рассчитаны на торговые помещения и конторы, четвертый и пятый — заняты гостиницей «Боярский двор». Несмотря на то, что строительство было закончено в 1903 году, часть здания сдавалась в аренду уже в 1901. Упомянутая в заметке мануфактура, расположенная во Владимирской губернии, производила хлопчато-бумажные ткани и принадлежала Морозовым — одним из богатейших предпринимателей России. Одним из крупнейших пайщиков этого предприятия до конца XIX века был уже упомянутый в начале статьи инициатор создания Московского страхового общества барон Кнопп, также крупнейший текстильный фабрикант. На этом примере хорошо видно, как формируются торгово-промышленные конгломераты с обслуживающим их финансовым сектором в виде банков и страховых обществ, находящихся в руках всё тех же собственников.

Гостиница «Боярский двор». Интерьеры. Вензель М.С.О. в верхней части расшифровывается как Московское страховое общество

Часть Старой площади внутри стен Китай-города. Справа — арочные окна комплекса Боярский двор. Фото 1914 года (Источник pastvu.com)

При проектировке здания перед архитектором Шехтелем стояла задача сделать его заметным, ведь на момент постройки обзор нижних этажей со стороны Старой площади закрывала Китайгородская стена. Сейчас на месте снесённой в 1934 году стены находится зелёный пригорок с деревьями, отделяющие дом от проезжей части. Повторяя очертания стены, дом как бы выглядывал из-за массивного древнего укрепления, визуально служа его продолжением. В этой связи весь основной декор фасада сосредоточен в верхней части здания. Протяжённый фасад создаёт ощущение определённой монотонности, и чтобы изменить это восприятие, архитектор использует ритм различных вертикальных элементов (балконов, пилястр и карнизов), которые притягивают всё внимание к верхней части здания. С технической точки зрения «Боярский двор» отвечал всем требованиям своего времени и даже предвосхищал их. Это было очень передовое здание с собственной электростанцией и 12 лифтами. В каждом номере гостиницы находился телефон. О таких базовых вещах, как паровое отопление, собственные ванные комнаты и ватерклозеты можно даже не упоминать. В разгар Первой мировой войны в 1914-15 гг. в одном из номеров гостиницы «Боярский двор» останавливался будущий любимец Сталина писатель Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков). Здесь его посещали знаменитый оперный певец Фёдор Шаляпин и будущий нобелевский лауреат по литературе писатель Иван Бунин.

Дом Московского Страхового общества. Холл 2-го этажа конторы Морозовых (1902 год) (Источник pastvu.com)

После Октябрьской революции и переезда в 1918 году большевистского правительства из Петрограда в Москву, здание было отдано под нужды Наркомзема — Народного комиссариата земледелия. Можно сказать, что большевики завели новую традицию занимать лучшие дома бывших страховых обществ, располагая в них комитеты, комиссариаты и молодую советскую бюрократию. Однако Наркомзем находился здесь недолго и уже в 1933 году переехал в специально построенное для него по проекту Алексея Щусева здание в стиле конструктивизма на Садово-Спасской улице. Освободившееся помещения бывшего «Боярского двора» занимают различные отделы ЦК КПСС, что весьма символично, ведь работники центрального комитета партии стали своего рода новой кастой, новыми боярами. В советское время говорили, что политика у нас однопартийная, но многоподъездная. Согласно этому принципу, здания аппарата ЦК КПСС на Старой площади получили свою «подъездную» нумерацию по отделам. В модерновом «Боярском дворе» разместилась элита Коммунистической партии — Международный отдел ЦК. Здания на Старой площади и за ней представляли из себя целый мир, существовавший по своим правилам и разумениям, где работало около 2000 человек, как на средней по размерам фабрике. Как пишет очевидец, надо было видеть эту публику, которая разом в 6 часов вечера выходила из всех подъездов: в белых рубашках и — обязательно — галстуках. Совсем рядом, в здании по адресу Старая площадь дом 4 находился центральный комитет ЦК КПСС, где на пятом этаже находился кабинет Сталина и комнаты его канцелярии. Мы не случайно отвлеклись от «Боярского двора». Весь огромный аппарат коммунистической партии на протяжении 30-х годов XX века постепенно заселял дома на Старой площади, а позднее, всё разрастаясь, начал строить под себя новые. С тех пор словосочетание «старая площадь» в разговорном языке приобрело новый смысл и стало синонимом высшей власти. В настоящее время здания на площади занимает Администрация Президента России. Тем самым, «Старая площадь» остаётся синонимом власти в России и по сей день.

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад