Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Кадры, Управление
Управлять будущим
Кургин Евгений Анатольевич
Генеральный директор ЗАО «Медицинские технологии – МТХ» АФК «Система»
страхование сегодняПроблема управления в российском страховании исследуется многими аналитиками. Однако эта тема не может быть исчерпана, поскольку менеджмент в условиях развивающегося рынка постоянно открывает для себя новые задачи. Двенадцатилетний стаж президентства в «РОСНО» и опыт руководящей работы в Российском Союзе Автостраховщиков позволили Евгению Кургину изучить российский страховой менеджмент изнутри и со стороны.

страхование сегодняЧто, на Ваш взгляд, самое главное в управлении страховой компанией?

Страховая компания – это маленькое государство. В управлении компанией, как и в управлении страной, необходимо быть специалистом в разных областях, руководитель должен выстраивать систему менеджмента в трех направлениях: создание страховых продуктов, продажи их и управление финансами. Блюдо должно содержать все три ингредиента в равных пропорциях, и его компоненты не стоит перемешивать. Беда российского менеджмента в том, что руководители наших страховых компаний далеко не всегда следуют этому проверенному рецепту.

 

страхование сегодняПочему так происходит?

Рынку не хватает хороших управленцев, поскольку большинство вузов не преподают страховой менеджмент как отдельную дисциплину и страховым компаниям редко везет с подбором универсальных страховых менеджеров, поэтому приходится опираться на молодые кадры, но необходимо будет потратить много времени и сил, чтобы новички стали классными специалистами. Поэтому мне, например, приходилось либо привлекать профессионалов из других областей и обучать их страхованию, либо набирать молодых ребят из числа студентов или выпускников и, обучив их, за несколько лет делать из них действительно грамотных менеджеров среднего звена. Для молодого человека в 23-25 лет страховая компания - это хороший старт для будущего роста. Хотя, конечно, нельзя ожидать, что за 3-4 года неопытные студенты могут превратиться в гуру страхования.

 

страхование сегодняВы некоторое время учились страховому делу в Майами. Как обстоит дело с кадрами в США?

На мой взгляд, там, как и у нас, достаточно проблем с персоналом. В США более чем 100-летний опыт подготовки кадров для страхового рынка значительно упростил ситуацию, но и там ощущается дефицит высококлассных топ-менеджеров и продавцов. Для России же само «страхование по западному образцу» - в новинку, и отечественные вузы еще не успели наладить широкомасштабный выпуск квалифицированных страховых кадров. Поэтому трудно сравнивать кадровые проблемы в России и в США.

 

страхование сегодняКакие принципы западного менеджмента пригодились бы нашим руководителям?

В первую очередь, стандарты управления, которые давно определены, а руководители должны четко понимать, что управление нельзя построить без стратегии развития страховой компании. В зарубежных компаниях для этого обычно создаются стратегический и бюджетный комитеты, куда входят не только акционеры, но и топ-менеджеры. Они разрабатывают стратегию, на базе которой формируется бюджет и план компании от 3 до 15 лет. А в России пока даже бюджеты имеются не во всех компаниях. Многие компании живут «одним днем». Современное российское страхование начиналось в тот период, когда непрогнозируемые изменения в экономике происходили чуть ли не каждый день, инфляция была очень высокой. Отечественный рынок страхования представлял собой большое минное поле. Акционеры и руководители за эти 15 лет привыкли к работе в ожидании форс-мажора, поэтому теперь при формировании стратегии им трудно перестраивать свою психологию. Необходимо понять, что управление «с дальним прицелом» гораздо эффективнее, и психологически надо себя перестраивать. Я тоже сначала, когда начинал в «РОСНО», упорно доказывал, что в России ничего нельзя планировать на долгий срок. Но оказалось, возможно.

 

страхование сегодняКакие еще предрассудки остались в страховом бизнесе с 90-х годов?

Тогда страховая компания многими воспринималась как простой в употреблении насос для выкачивания наличных денег. Некоторые организации до сих пор работают в таком режиме, прикрываясь страховой деятельностью. Кроме того, акционеры и менеджеры по-прежнему стремятся извлечь средства из этого бизнеса, а развитее требует инвестиций, в результате чего в долгосрочной перспективе получают меньше, чем могли бы. Сами по себе страховые компании не растут, как на дрожжах – их капитализация увеличивается слишком медленно. В России действуют около 1200 страховщиков, по совокупному объему уставного капитала они собирают 144,6 млрд. руб. страховых премий. Для сравнения капитализация одной крупнейшей американской компании AIG составляет $172,3 млрд. Отечественным компаниям приходится 5-10 лет идти к достижению стабильного состояния. А на этой ступени неокрепший организм необходимо финансово поддержать, дать ему время для развития, а не лишать последних денег.

 

страхование сегодняПоследние полтора года Вы работаете на фармацевтическом рынке. Чем, на Ваш взгляд, здесь модели управления отличаются от страхования?

Как я уже говорил, в страховании необходимо следить и за продажами, и за созданием продукта, и за управлением финансами. Фармацевтический менеджмент не столь многообразен. Здесь есть один принципиальный момент – правильно выбрать продукт, который собираешься продавать, поскольку решение принимаешь сегодня, а результат узнаешь только через два года. В течение этого периода менеджер может только следовать намеченному курсу, никуда не сворачивая, даже если его продукт оказывается не привлекательным для рынка. Руководитель не в силах поменять продукт, ему остается лишь корректировать политику реализации товара. Поэтому в фармацевтическом менеджменте важнее не стратегическое мышление, а упорство.

 

страхование сегодняА нет ли планов вернуться в страхование?

Пока нет. Для чего вернуться? Руководить одним из конкурентов «РОСНО»? Работать против «РОСНО»? Эту компанию я считаю родной. Иногда оказываю помощь друзьям, коллегам по страховому бизнесу, но это больше хобби. Хотя я и работаю на другом рынке, но люблю страховой рынок, живу его заботами - слежу за новостями, общаюсь со страховщиками. Все-таки страхование - это приличный отрезок моей жизни.

 

страхование сегодняНедавно вышла Ваша книга о страховом менеджменте. Не могли бы Вы рассказать о ней поподробнее?

Да, несколько месяцев назад я выпустил учебник для студентов, рассказывающий об управлении страховой компанией, о целях и задачах страхового менеджмента. Книга охватывает маркетинг, аналитику, контроль, планирование, персонал, IT-технологии. В книге я постарался учесть практический опыт своей работы и результаты ряда моих научных исследований.

 

страхование сегодняА если пригласят читать лекции по управлению в страховании, согласитесь?

Книга написана не для того, чтобы пылиться на полке. И предложения такого рода поступают, но это для будущего, а пока я не собираюсь переходить на преподавательскую работу.

И в заключение хотелось бы пожелать страховому рынку и его менеджерам успехов в их работе.


9 марта 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Кадры, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.00 (голосовало: 8 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
10 марта 2006 г. 14:32 Maria
При том содержании учебных программ, которое сегодня есть, наверное, это очень хорошо, что "отечественные вузы не успели наладить широкомасштабный выпуск" таких дипломированных страховщиков (то есть потенциальных безработных). Компании, в лучшем случае, как совершенно справедливо отмечает Евгений Анатольевич, готовы набирать студентов и сами их несколько лет доучивать. Вот только тогда они смогут работать, и то не на всяком участке. Выпускник претендует на должность в стиле "продажи не предлагать", а работы, совсем не связанной с продажами, в страховании очень мало, и эти места уже все давно заняты родными и близкими начальства. А выпущенный страховой кафедрой дипломник к этому совершенно не готов, он считает себя крутым специалистом, хотя работодателю его знания теории страхового фонда, общественно-исторических типов страхования и тому подобной ерунды - абсолютно не интересны. Если же он кроме страхования знает хоть что-то еще, с бОльшим удовольствием он применит свои способности где-то еще...
10 марта 2006 г. 15:56 Узуньян Р.Р.
отзыв на интервью
Евгений Анатольевич - опытный руководитель. Его оценки проблем управления страховыми компаниями интересны и ценны.
Отсутствие стратегий в страховых компаниях - очевидное явление, это отмечал и Николенко Н.П. Отсюда непоследовательность в развитии, шараханье, непредсказуемые решения(в том числе и для собственных сотрудников).
О персонале. Убежден, что серьезный ресурс для роста и развития компаний в изменении политики управления персоналом, в привлечении широкого слоя сотрудников к решению управленческих задач, в раскрытии их потенциала.
10 марта 2006 г. 22:12 Автор отзыва
В некотором смысле, согласна с Узуньян Р.Р. Вся беда в том, что до сих пор, у некоторых руководителей страховых компаний продолжается тенденция к собственному обогащению, в первую очередь, и, среди страховых компании, не все руководители, к сожалению, думают исключительно о развитии и переспективе страхового бизнеса . При этом, в некоторых компаниях, есть, наверняка, сотрудники, имеющие и богатый опыт страхования и опыт административной работы, но их не принимают в расчет... хотя, умный руководитель сумел бы использовать их потенциал в работе. И... умный руководитель будет сам воспитывать себе и административного работника и специалиста , но... на этом не надо экономить... А что касается книги господина Кургина Е.А., как найду - так сразу и прочитаю.. и постараюсь дать честный ответ т.к. знаю Евгения Анатольевича много лет...
12 марта 2006 г. 15:18 Насер
учиться на агента 5 лет в Финансовой академии? Ха-ха
Мария, Вы правы, но лишь отчасти.
Общие темы нужны! хотя бы и для общего развития, в этом лежит одно из отличий ВУЗа от ПТУ.
Трудно себе представить, чтобы человек, проучившийся 5 лет, хотел стать агентом, для этого достаточно 2 недель или всей жизни не хватит. Агент - это определенный тип человека, а не образования. Опять же еще совсем недавно подавляющему числу страховщиков не было нужды в специалистах-страховщиках, для обналички достаточно одного - двух.
СК развиваются, появляются новые потребности - требуются и люди, не склонные к продажам непосредственно, но знающие страхование!
13 марта 2006 г. 11:08 Выпускник Финансовой Академии
В Финансовой Академии не учатся, в ней получают диплом, а учатся, как и подтвердил Кургин, на работе. Ведь полное отстутствие учебы в данном заведении давно уже стало народным студенческим эпосом: "В "Финансовый" очень трудно поступить, но еще трудней оттуда вылететь". А страховая специализация и была отстойником для тех, кого надо выгонять, но вроде как в данном заведении не принято, туда сгоняли двоечников и тех, кто конфликтовал с преподавателями. Даже потом, когда страховой факультет отделили, он все равно остался самым непопулярным, как в студенческой среде, так и по покровительству генералитета.
А что места андеррайтеров появились - не показатель. Во-первых, их мало. А во-вторых, может в РОСНО и не так, но в средних компаниях что такое "андеррайтинг по-русски": садится этот самый "спец" и начинает обзванивать друзей в соседних компаниях , у кого сколько такое стоит(это в лушем случае, а то и просто притворяясь клиентом, пытается выведать секрет у конкурента), потом по средней арифметической выдает некую величину тарифа - вот вам и "знания"...
13 марта 2006 г. 17:58 еще один выпускник ФА
ответ выпускнику
Ну как сказать, с одной стороны, не могу не согласиться, что учатся в основном для диплома, с другой стороны, не соглашусь с утверждением, что если поступишь, то дальше полная халява и про отстойник тоже. Хотя для некоторых категорий студентов это именно так)))))
Насчет андеррайтинга, да, бывает такое, с другой стороны, мне кажется, подобная ситуация является явным упущением управления перестрахования компании (в случае крупных рисков).
15 марта 2006 г. 18:21 Znatok
Стратегия в российских СК
Очень интересна оценка г-на Кургину как инсайдера. Именно внедрение западных подходов к менеджменту и стратегии позволяет страховщику добиться конкурентных преимуществ. И РОСНО - не исключение, скорее наоборот, только благодаря немецкому Allianz, она сегодня является лидером страхового рынка. Стратегия - это характеристика развитого цивилизованного рынка. Хотя говорить, наверно, о цивилизованном страховом рынке в РФ - смешно, его просто нет, здесь просто базар! Поэтому и специалисты невостребованы, разве что, как отмечали выше - агенты по продажам продуктов физ.лицам, да эксперты-оценщиками по ОСАГО! Андерайтинг в российских компаниях как наука вообще отсутствует, а андерайтер даже не является субъектом страхового права! Весь андерайтинг делают за росских страховщиков делают их иностранные партнёры-перестраховщики. Пока в Россию не хлынут иностранцы и не сделают рынок цивилизованным (что представляется весьма сомнительным в ближайшее десятилетие) - ситуация не измениться, в том числе и с подготовкой кадров. Что умеет и знает нынешний выпускник ВУЗа со страховой специализацией - да практически ничего, разве что страховую терминологию. Когнечно в этом есть доля вины и ВУЗов - учебные программы во многих очень примитивны и устаревшие.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: