Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Антимонопольная политика, Компании и капиталы, Тарифы, Агрострахование, Кризис и страхование
ФАС: учитывать интересы страхователей
Кашеваров Андрей Борисович
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)
страхование сегодняАктуальные проблемы антимонопольного контроля за рынком страховых услуг читателям портала «Страхование сегодня» освещает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров.

Мария Жилкина,
 Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)

 

страхование сегодняАндрей Борисович, как бы Вы охарактеризовали изменения, которые привнес финансовый кризис в систему антимонопольного контроля за рынком страховых услуг? На какие актуальные тенденции, порожденные кризисом, теперь приходится реагировать ФАС?

Специфических порождений кризиса мы не наблюдаем, но он, безусловно, обострил ряд ранее складывавшихся негативных тенденций, в частности, ситуацию с демпингом. В целом, я считаю демпинг центральной проблемой страхового рынка на сегодняшний день. Основной вид, где наблюдается демпинг - это автострахование (мы начали наблюдать за этим еще когда начали работать по вопросам банкострахования в части соглашений страховщиков и банков по автокредитам). Кроме того, хотя и в меньшей степени, демпинг поразил такие сферы, как страхование корпоративного имущества и другие виды страхования.

 

страхование сегодняСейчас страховщики заявляют, что банковский канал продаж потерял актуальность. Подтверждается ли это по числу выносимых ФАС в этой сфере решений, или, может быть, оно, напротив, растет?

Нет, роста здесь точно нет, мы, скорее, видим такой усыхающий поток. Нарушения еще встречаются, но в целом есть тенденция к их уменьшению. Тем не менее, до сих пор больше всего рассматриваемых нами дел по страховщикам – именно по статье о запрещенных соглашениях.

 

страхование сегодняВы считаете, это уменьшение результатом кризисных явлений или административных мер, принятых ФАС?

Трудно сказать точно, в каком соотношении, но повлияло и то, и другое. Может быть, даже в равной степени.

 

страхование сегодняВы ожидаете, что какое-то время спустя нарушения в сфере совместной деятельности банков и страховщиков вообще прекратятся?

Думаю, вряд ли. На рынке, так или иначе, всегда были и будут конгломератные соглашения. Может быть, с течением времени они будут модифицироваться, видоизменяться. Но если это выгодно обеим сторонам, то они все равно будут продолжать искать подобные механизмы взаимодействия и сотрудничества. Другое дело, что наша задача – направить их к тому, чтобы стремиться найти формы, которые не противоречат законодательству. Пока в российском законодательстве меры борьбы с этим прописаны не так жестко, как к примеру в Литве. И наше антимонопольное ведомство действует далеко не так жестко, как когда, например, было предписано разделение бизнесов в российской энергетике.

Борьба с запрещенными соглашениями сейчас реализуется другими методами. Мы никогда не шли против рынка, и всегда говорили о том, что отношения между страховщиками и банками надо делать более прозрачными, при этом не запрещая их вовсе. Но здесь обязательно следует учитывать интересы потребителя. Потребителю, с одной стороны, интересно получать все услуги «в одном окне», но с другой стороны, потребителю так же важна возможность выбора и минимизация цены. Поэтому когда формы сотрудничества с банками выстроены под повышение цены и выкачивание денег из потребителя, то даже существенное удобство, оплачиваемое втридорога, клиенту не интересно. Но если система помимо существенного удобства позволит потребителю выбирать, а банкам и страховщикам – конкурировать по вертикали, то это будет оптимальной формой организации такого сотрудничества.

Мы инициировали, а Правительство подписало Постановление № 386. На мой взгляд, это апофеоз того, что мы полагали возможным для сохранения таких форм взаимодействия, которые давали бы соблюдение баланса интересов всех сторон: банков, страховщиков и заемщиков.

 

страхование сегодняПовлиял ли кризис на тенденции в сфере слияний и поглощений, крупных сделок с пакетами акций страховых организаций?

Явного влияния нет и никаких видимых изменений в период кризиса в этой сфере не наблюдалось. Может быть, те, кто не выдержал последствий кризиса, и будут поглощены более сильными. Но пока это, по сути, единичные случаи, массового характера это не носило, никаких знаковых событий не происходило. Все укладывалось в среднестатистические показатели по слияниям и поглощениям, которые мы имели обычно. Может быть, только быстрота рассмотрения этих вопросов в ФАС сообразно условиям кризиса была нами повышена: такого рода сделки в период кризиса рассматриваются в течение 5-10 дней. Кризис предопределил соответствующую реакцию с нашей стороны, он вообще всех заставил ускориться и принимать решения быстрее.

 

страхование сегодняА на других финансовых рынках были изменения динамики M&A?

Нет, все сказанное касается любого финансового рынка. На банковском рынке были единичные «экстренные слияния», они всем известны, но никакой массовости здесь не было.

 

страхование сегодняПриостановился ли из-за кризиса поток иностранных инвесторов в финансовую сферу России?

Хороший вопрос. Боюсь, что та информация, которой обладаем мы в этой сфере, не показательна, поскольку ФАС занимается только очень крупными сделками. Пороговые значения установлены по российскому законодательству таким образом, что приобретение мелкого банка происходит без нашего на то согласия. И сказать со сто процентной точностью, в каком состоянии движение иностранного капитала здесь, я тоже не могу. Прошел ряд крупных сделок с его участием, всем известных, но они планировались и начинались до кризиса.

 

страхование сегодняВы можете прокомментировать факты ухода ряда международных страховщиков с российского рынка? Будет ли этот тренд продолжаться, не является ли он знаком того, что иностранные финансовые организации могут потерять интерес к России?

Все кризисные явления, которые происходили где бы то ни было - в Азии, в США или где-либо еще – сопровождались оттоком иностранного капитала. Это общая тенденция, присущая всем финансовым рынкам: когда кризис, иностранные инвесторы изымают капитал из страны, причем отовсюду, из любых отраслей. Если мы посмотрим, скажем, на колебания российского рынка ценных бумаг, то там последствия этого видны предельно четко: пришли нерезиденты – рынок поднялся, ушли нерезиденты – рынок опустился, притом что доходность наших предприятий не поменялась. Причина оттока – не в самом рынке, а в том, как возникают кризисы где-то за пределами страны. Так и для страховщиков ничего специфического в этой ситуации ухода иностранных компаний нет, просто иностранные собственники гасят свои убытки, которые они несут за пределами России, за счет того, что изымают деньги из нашей страны.

 

страхование сегодняИностранцы изымают, а российские ведомства, наоборот, готовы вложить средства в создание своих страховых организаций (Минсельхоз, АИЖК и др.), и Ваше антимонопольная служба участвовала в рассмотрении вопросов их создания…

На мой взгляд, это отчасти абсолютно логичный процесс. Если мы, извините за каламбур, не застрахованы от прихода-ухода нерезидентов, естественно возникает желание страховаться, создав свои собственные структуры, которые из страны не уйдут.

 

страхование сегодняНо и риски тогда тоже никуда не уйдут, останутся на собственной ответственности?

Если говорить об экономике в целом, то вообще-то серьезные риски в последнее время наша страна получает практически только извне, своих не добавляет. Более того, совокупный госдолг России (внутренний и внешний) равен приблизительно 125 миллиардам долларов США, а наши накопления в стабфонде составляют те же 125 миллиардов. Только две страны в мире не имеют превышения государственного долга: Россия и Люксембург. Это на недавней встрече отмечал даже Николас Кнауф – один из самых активных немецких бизнесменов, инвестирующих в нашу страну. Россия в этом смысле вполне самодостаточна. То есть я не хочу сказать, что у нас нет потребности в иностранных инвестициях – она, конечно же, есть всегда, в противном случае развитие просто бы остановилось. Чем страна комфортнее для инвестиций, тем она богаче. Поступлений не может быть слишком много, всегда есть куда развиваться. Но вот с точки зрения снижения рисков, мы действительно сейчас чувствуем себя вполне комфортно и имеем хорошие условия для ведения бизнеса.

 

страхование сегодняЧем конкретно завершилось рассмотрение экспертами ФАС вопроса о создании единого страховщика АИЖК?

Наши специалисты тесно работали с АИЖК до момента создания этой компании. Сначала отношение к идее создания компании, куда будут переноситься все риски, было у них резко отрицательное, потому что в первых редакциях документов компании АИЖК явно наблюдалось лоббирование интересов по созданию единственного страховщика, предлагающего монопольную емкость. Но затем были озвучены аргументы руководства этой компании, о том, что именно с помощью такого института развития можно дать старт этому новому рынку. Вот институты развития мы поддерживаем. Пока страховщикам еще не понятно, входить ли на этот рынок, который настолько велик, можно запустить государственную компанию. И такой опыт есть и за рубежом, в частности в Штатах, где на подобном рынке работали две компании с четкими ограничениями полномочий. Поэтому в результате проведенных с АИЖК совещаний была достигнута договоренность о порядке их работы на перестраховочном рынке в качестве института развития.

 

страхование сегодняА как разрешилась ситуация вокруг создания единой перестраховочной емкости по агрострахованию (СПЕ)?

Вообще ситуация на рынке агрострахования связана с так называемым «горизонтальным» соглашением. Постановление Правительства № 1091 от 31.12.08 серьезно ограничивало страховые компании по сельхозстрахованию. Нарушение, казалось бы, очевидное, но понадобился ровно год, чтобы провести изменения в это постановление. Сегодня исключены все необоснованные ограничения и остались только требования к устойчивости страховщиков.

Сегодня обсуждается закон «Об обязательном сельхозстраховании» и другие «глобальные» предложения о том, как реформировать сельхозстрахование в России. Позиция экспертов ФАС такова: надо сконцентрировать внимание совсем не на том, насколько это будет обязательный вид страхования, а как сделать этот продукт реально нужным фермеру. Обязательность в этом смысле никаких проблем не решит, это будет очередная нагрузка для фермеров, дополнительный налог на них. Поэтом необходимо привлечь к обсуждению данных проектов представителей фермерских ассоциаций, чтобы учесть их потребности. Необходимо также уточнить перечень объектов страхования и страховых рисков, а также способы, которыми государство может стимулировать приобретение данного продукта.

Как показывает зарубежный опыт, эти методы стимулирования могут быть совершенно различными. Например, в некоторых странах, чтобы простимулировать страхование, фермерам за счет государства выдаются защитные сетки от градобития, но только в том случае, если есть договор страхования урожая. При разработке таких методологий важно учесть необходимость избегать мошенничества, исключить сговоры фермера со страховщиком, внедрить стандарт услуги (возможно, даже стандартный полис), стандарты урегулирования убытков, четко прописать формирование страховых резервов, включая резерв катастроф и создать систему страховой экспертизы, которая в настоящее время фактически отсутствует. Кроме того, обсуждается вопрос об участии государства в выплатах по катастрофическим убыткам, когда погибло 80-100% - страховщики такие убытки просто не потянут. Вообще вопрос, должно государство участвовать в выплатах или субсидировать фермеров при уплате страховой премии – один из центральных. Позиция нашего ведомства – что скорее, все-таки целесообразно совместное участие государства и страховщиков именно в страховых выплатах. Такая модель, на наш взгляд, даст толчок не только развитию страхования на селе, но и самого сельского хозяйства. Ну а то, что сейчас предлагается и лоббируется некоторыми объединениями сельхозстраховщиков, особенно в связи с обязательным страхованием, похоронит на корню идею агрострахования как такового, разозлит фермеров и создаст социальную напряженость. Когда определенные страховщики жестко лоббируют свои интересы вплоть до обязательного страхования, то другие силы, во главе с ФАС и Минфином вынуждены отстаивать другую, более либеральную точку зрения. В результате совместных усилий, может быть, родится что-то рациональное. И любые вопросы в этой сфере будут решаться с учетом того, что нельзя поддерживать страховщиков за счет того, кто и так находится не в лучшем состоянии – сельскохозяйственных производителей.

 

страхование сегодняКакие меры предпринимает ФАС в отношении ограничения демпинга на рынке прямого страхования?

Нами были разработаны предложения, центральная идея которых заключается в том, чтобы квалифицировать демпинг как недобросовестную конкуренцию и на основе этого применять соответствующие механизмы воспрепятствования ей. Уникальность нынешней ситуации с демпингом на страховом рынке в том, что поведение небольших по размеру страховых организаций определяет поведение всех участников рынка, включая крупнейших, которые вынуждены необоснованно снижать тарифы. «Монстры» идут за маленькими недобросовестными игроками, чтобы не терять клиентов, и невольно следуют их логике поведения. Это вызывает реальную опасность для рынка - подобное поведение становится общей нормой для всех.

 

страхование сегодняИ как долго сохранится подобная ситуация, по Вашим прогнозам?

Скажем так, с этим нужно начинать бороться более активно, тогда демпинг остановится. Соответственно, чем быстрее начать эту борьбу, тем легче будет взять под контроль ситуацию. Будет ли это реализовываться инструментами Росстрахнадзора или ФАС, принципиального значения не имеет.

Мы предлагали следующий алгоритм: если участники рынка видят, что кто-то демпингует, соответственно, они должны обращать внимание нашего ведомства и Росстрахнадзора на эти факты. В свою очередь, мы готовы запрашивать мнение Росстрахнадзора и ВСС, и при наличии их заключений, что это демпинг, признавать это фактом недобросовестной конкуренции.

 

страхование сегодняВы можете привести примеры каких-то рассмотренных ФАС дел, касающихся именно цены на страхования?

Самый громкий пример – дело отбора страховщика естественной монополией МРСК-Центр. При оценке страховщиков там применялись требования, противоречащие закону 94-ФЗ и другим нормативным актам.

Вообще, хотя в законе нет понятия «дискретности цен» и формально предполагается, что должен выигрывать тот, кто предлагает лучшую цену, но реально заказчик делит разброс предлагаемых цен на определенные уровни и объединяет компании в несколько ценовых групп. Компании, попавшие в одну группу, получают один и тот же балл при существенно различающейся цене, тем самым в оценке нивелируется показатель цены, нередко большинство участников конкурса получают одинаковый балл. Следовательно, в действие вступают какие-то другие критерии, которые в методике оценки у данного заказчика имеют значительный вес. Все это может иметь своей целью создать преимущества для одной конкретной страховой компании. Примерно так был выстроен конкурс в МВД, который выиграла компания РОСГОССТРАХ, а также в МРСК-Центр, который был сделан под СОГАЗ. К таким критериям, искусственно создающим конкурентное преимущество одной компании, относятся: рейтинги малоизвестных рейтинговых агентств, доля в портфеле компании определенной узкоспециализированной группы рисков, наличие сертификата менеджмента качества по ISO и т.п. Это более сложно доказывать, чем просто несоблюдение требований закона, и комиссия по таким случаям работает длительнее, но мы все равно боремся с этим. В случае, если с такими нарушениями договор заключен на длительный срок – идем в суд. Если договор истекает раньше, чем можно провести судебное разбирательство, мы требуем конкурсную документацию на следующий год согласовывать с нами и ставим этот вопрос на контроль.

 

страхование сегодняА примеры действий ФАС в том, что касается противодействия занижению цен страховщиками?

Понимая серьезность проблемы, мы еще полгода назад проводили совещания с ФССН и ВСС. При поступлении сигнала из этих организаций принимается решение о наличии недобросовестной конкуренции. Весь вопрос только в том, что такое демпинг. Демпинг – это, прежде всего, недоформирование резервов. Вследствие падения цены рушится вся система нормативных показателей по резервам, а значит, такая неустойчивая компания представляет угрозу для общества, для страхователей, и ее должен наказывать страхнадзор. Естественно, мы не хотели бы применять никаких мер к страховщику, который снижает цену, не нарушая правила (например, компенсирует свои потери за счет прибыли, если ему иначе нет возможности выйти на рынок), но никак не за счет резервов. Снижение цен – нормальный инструментарий, наряду с развитием агентских сетей и пр., для развивающихся крупных проектов, в том числе с иностранными инвестициями. На товарном рынке демпинг вообще законен, антимонопольные органы никогда не вмешиваются в эту ситуацию, если нет ситуации злоупотребления доминирующим положением. Но на страховом рынке все иначе, здесь речь идет о защите прав инвесторов, страхователей и государственных интересов. Тут есть другая опасность: если выявлен факт недобросовестной конкуренции, то в судебном порядке могут поступить иски от тех, кто считает себя пострадавшими от действий данной компании, то есть фактически от ее конкурентов…

Возможно, для того чтобы ФССН могла более эффективно бороться с демпингом и недоформированием резервов, ей необходимы новые инструменты, позволяющие отслеживать состояние резервов на текущий момент. Возможно использование оценочного субъективного мнения экспертов, в качестве которых могут использоваться заключения ВСС и ФССН, а также результаты независимого актуарного аудита. Это бы давало возможность обнаруживать ситуацию до того, как нужны уже однозначные жесткие меры, а действовать на стадии выявления тенденции. Но все же лишение лицензии – это санкция, несоразмерная со штрафом по недобросовестной конкуренции (до 500 тысяч рублей).

 

страхование сегодняКак, с точки зрения антимонопольного законодательства, можно оценить идею создания «союз союзов» на страховом рынке?

В принципе, идея это не новая, ее обсуждали еще в рамках дискуссии по закону о СРО. Она вполне нормальна, если участники рынка хотят объединиться - у них должна быть возможность это сделать. Главное, чтобы создатели такого союза не пытались монополизировать свою функцию, не препятствовали созданию других ассоциаций и не мешали страховщикам общаться с госорганами и заниматься лоббированием. Кто будет входить в «союз союзов» – это должны решить сами участники, но нам кажется, в частности, что не стоит игнорировать и региональные ассоциации. Если они в состоянии собраться, выразить собственное мнение и выполнить условия членства, то почему бы их и не пустить туда, не ограничивая круг участников исключительно ассоциациями по видам страхования. Нас в большей степени настораживает система принятия решений в союзе: ассоциация должна отражать мнение всего сообщества, а не части страховщиков, занимающих определенные доли на рынке. Поэтому принципиально важно, как будут формироваться органы управления в этом союзе. Мы уже имеем опыт с РСА, там органы управления формируются таким образом, что рынком можно манипулировать в интересах меньшинства компаний, занимающих большую долю на рынке. На наш взгляд, нужен другой принцип, каждый участник должен иметь право голоса. Мы поддерживаем предложение Минфина дать в президиуме квоты для крупных страховщиков, для региональных страховщиков или для каких-то еще типов страховых компаний, представители которых выбираются прямым тайным голосованием общих собраний - чтобы выбирались те люди, которые имели реальный авторитет на рынке, а не просто компании отсекались по доле на рынке. Тогда и проблем по линии ФАС не будет никаких – они выбраны всем сообществом общим голосованием.

 

страхование сегодняВозвращаясь к вопросам состояния макроэкономической среды, в которой работают страховщики, считаете ли Вы реальной угрозу второй волны кризиса или это больше спекулятивные разговоры?

По всем экономическим теориям после падения есть только один путь – это подъем, вопрос только в том, когда именно пройдена эта точка максимального падения. На мой взгляд, сейчас она пройдена, начался подъем, и для того, чтобы сразу же после подъема случился новый спад и откат на нижние позиции, должно было бы случиться нечто совсем особенное. Например, какие-то дикие ошибки менеджмента какой-то очень крупной международной организации, ведущие к тому чтобы она развалилась, и под ее обломками начали разрушаться все мелкие компании. Ведь когда уходят маленькие компании, этого никто не видит, но как только посыпался Lehman Brothers, он под своими разрушающимися активами стал хоронить всех остальных. Но для России это опять же внешняя угроза, а внутренних угроз, я полагаю, сегодня нет. У нас достаточная подушка безопасности, которая позволила блокировать внешнюю угрозу.

Внешняя угроза реализуется сегодня, главным образом, через снижение совокупного спроса. Поэтому если спрос на внешних рынках будет расти, мы будем подниматься вместе с этим спросом.

 

страхование сегодняТо есть модель W вы исключаете?

Все кризисы за последние 30 лет (мировые 1976, 1986 и 2008 гг., плюс мы еще получили свой кризис в 1998 году) характеризовались четкой цикличностью (около 10 лет) и никакой второй волны там не было. И оснований, откуда ей взяться сейчас, я здесь также не наблюдаю. Ни в одном из глубоких кризисов последнего времени никаких вторых волн не наблюдалось, там одна нижняя точка. Когда шло падение российского рынка, ходил анекдот: «Мы достигли дна. И начали его копать». Но я думаю, сейчас раскопки закончены.


15 июля 2010 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Компании и капиталы, Тарифы, Агрострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.85 (голосовало: 13 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
16 июля 2010 г. 09:22 Guest
что такое демпинг
//Демпинг – это, прежде всего, недоформирование резервов.Вследствие падения цены рушится вся система нормативных показателей по резервам, а значит, такая неустойчивая компания представляет угрозу для общества, для страхователей, и ее должен наказывать страхнадзор. Естественно, мы не хотели бы применять никаких мер к страховщику, который снижает цену, не нарушая правила (например, компенсирует свои потери за счет прибыли, если ему иначе нет возможности выйти на рынок), но никак не за счет резервов. //
Полное непонимание, что такое демпинг, тарифы и резервы! По РСБУ маленьким будет только РНП, который собственно идет под досрочное расторжение. Но здесь все честно: мало заплатил - мало получишь при расторжении. А резервы убытков будут формироваться из реальных заявленных убытков (РЗУ) и статистики развития убытков (РПНУ). И никакой связи с премией тут нет.
Нужно смотреть итоговую убыточность и фин. рез-т. Если результат плохой, он может привести к убытку. Это отразится на фактической марже платежеспособности. При этом, если у страховщика большой запас капитала (превышение над нормативным), то с точки зрения надзора все будет нормально.
16 июля 2010 г. 13:41 Роман
"Мы предлагали следующий алгоритм: если участники рынка видят, что кто-то демпингует, соответственно, они должны обращать внимание нашего ведомства и Росстрахнадзора на эти факты. В свою очередь, мы готовы запрашивать мнение Росстрахнадзора и ВСС, и при наличии их заключений, что это демпинг, признавать это фактом недобросовестной конкуренции."

Молодцы, повеселили. Самим работать не с руки, будем бумажки катать туда-сюда.
19 июля 2010 г. 14:02 VDM
РНП
"...РНП, который собственно идет под досрочное расторжение..."
Ого... Оказывается незаработанная премия ниакого отношения к неисткшему риску не имеет.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: