Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Регионы, Тенденции, Управление, Автострахование
Эффективная региональная политика – прибыльный рост
Глухов Андрей Сергеевич
Генеральный директор ООО СК «Гелиос»
страхование сегодняЗакрытие убыточных филиалов ряда федеральных страховых компаний заставило экспертов говорить о бегстве страховщиков из проблемных, с точки зрения ОСАГО, регионов. Но так ли это, действительно ли масштаб остроты проблемы в регионах настолько велик и неразрешим? Можно ли развивать региональный бизнес прибыльно? Обо всем новом, что происходит сейчас на региональных рынках, читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает генеральный директор ООО Страховая компания «Гелиос» Андрей Глухов.

Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)

 

страхование сегодняАндрей Сергеевич, как руководитель страховой компании, основной бизнес которой сосредоточен в регионах, ощущаете ли Вы заметную перегруппировку сил в связи с сокращением страховщиками убыточных подразделений и моторных портфелей в регионах? Рентабельно ли сегодня быть компанией с обширной географией?

Общая тенденция, на мой взгляд, позитивна и заключается в том, что большинство страховщиков стали ориентироваться не на сборы, а на финансовый результат. И именно с региональных подразделений многие компании начали внедрять более осознанную и здравую политику, направленную, в первую очередь, на достижение прибыльности. Несмотря на это, пока региональный бизнес в большинстве страховых компаний остается убыточным, прежде всего, за счет высоких расходов, причем не только самих филиалов, но и расходов на их администрирование.

Крайне важно, чтобы в результате попыток улучшения рентабельности и возможного сокращения регионального бизнеса не пострадал клиент. Ведь все понимают, что если какая-то деятельность убыточна, то ни одна разумная страховая компания не будет ее продолжать, работать себе в убыток. Поэтому здесь очень важно найти компромисс между интересами потребителей и страховщиков.

Поэтому я бы сейчас говорил не об активной перегруппировке сил, а о попытке выстроить здоровый страховой рынок, учитывая интересы потребителей, страховщиков и государства, с учетом региональной специфики.

Разница между отдельными регионами заключается, главным образом, в том, что в силу разных условий работы по автострахованию (тарифных коэффициентов по ОСАГО, активности автоюристов и пр.) какой-то регион оказывается более, а какой-то менее убыточен для страховщиков.

 

страхование сегодняРазница обусловлена только разным профилем автосегмента? Или влияют и какие-то другие факторы, например, себестоимость организации бизнеса в том или ином регионе?

Поскольку драйвером на любом региональном рынке, безусловно, являлось автострахование, а нынешние проблемы автосегмента сделали работу в нем неприбыльной для страховщиков, то это главная причина. Плюс, конечно, у большинства страховщиков бизнес сегодня операционно дорогой. Залогом успеха развития широкой прибыльной региональной сети является правильная операционная модель. Примеры таких компаний на региональных рынках есть.

 

страхование сегодняКак сворачивание бизнеса по ОСАГО федеральными страховщиками в проблемных регионах отражается на местных рынках? Кто-то подбирает портфели уходящих компаний вместе с убытками?

Сейчас в российском страховании практически любой оставленный портфель будет тут же кем-то подобран – во-первых, в силу высокой конкуренции, во-вторых, потому что еще далеко не все страховщики поставили во главу угла рентабельность бизнеса. К сожалению, на рынке остаются страховщики, которые ориентированы не на рентабельность, а на показатели объема собираемой премии, уровня продаж.

Возможно повторюсь, но важно создать условия при которых страховщикам выгодно работать в этом бизнесе, а клиент получает качественный продукт. Это предотвратило бы уход страховых компаний с рынка.

 

страхование сегодняСуществуют предложения, как, например, обязать страховщика, если уж он получил лицензию на ОСАГО, продавать полисы в каждом своем подразделении, во всех субъектах федерации – что Вы скажете по этому поводу?

Государство, конечно, может поставить страховщика перед выбором: либо работать в ОСАГО повсеместно, либо не заниматься вообще. И тогда страховая компания может принять решение отказаться от участия в ОСАГО. Примеры таких страховых компаний, собственно, уже есть. Страховые компании, вообще никогда не занимавшиеся ОСАГО, тоже успешно существуют.

Так что я здесь за экономическую свободу. Ситуация, когда государству «надо», а страховщики несут убытки, не нормальна, но и обратная ситуация, когда социально-общественные задачи не выполняются, точно также недопустима.

 

страхование сегодняЧто происходит в регионах, не относящихся к числу остро проблемных по автострахованию? Повышается ли там активность федеральных лидеров, вынужденных искать новые «центры прибыли»? Насколько добросовестно ведется конкуренция?

Безусловно, в стране есть более и менее интересные с точки зрения развития страхования регионы. Но на данный момент я не ощущаю, что так уж много федеральных страховщиков сегментирует регионы и выбирает более подходящие для работы. У нас если уж брались развивать федеральную сеть, то разворачивали ее по всей территории страны, если теперь решают, что ее надо сворачивать – то тоже по всей территории. В общем, страховая компания, в принципе представленная на региональных рынках, работает практически повсеместно.

Пожалуй, только кризис ОСАГО заставил страховщиков задуматься о сегментировании регионов. Но о сворачивании вообще присутствия в отдельном регионе речи не идет, сокращение касается в большей степени рынка ОСАГО.

При этом есть примеры страховщиков, которые достаточно серьезно погорели именно на региональном бизнесе, и начинались проблемы именно с автострахования. Я сейчас говорю о примерах, которые всем известны, достаточно крупных компаниях, которые на протяжении длительного времени имели работающую сеть и значительное региональное присутствие, но за последний год в принципе завершили свою деятельность.

 

страхование сегодняНо Ваша компания сегментирует регионы, отбирает приоритетные зоны развития в соответствии с меняющимися рыночными условиями?

Стратегия развития компании не изменилась, приоритетные регионы – это, по-прежнему, Дальний Восток и Сибирь. С одной стороны это сложилось исторически, с другой, этому есть объяснения. Уровень проникновения страхования на Дальнем Востоке и в Сибири был ниже, что позволяет развиваться и дает дополнительные возможности. И то внимание, которое государство сегодня уделяет развитию Дальнего Востока и Сибири, воспринимается нами как хороший знак для присутствия в этих регионах.

Конкуренция на рынках Дальнего Востока и Сибири несколько ниже, а сам по себе рынок там даже более перспективный и привлекательный, чем в европейской части.

 

страхование сегодняПо территории Дальнего Востока и Сибири Вы почувствовали, что стали чаще приходить клиенты, которым где-то отказали в полисе ОСАГО или завысили тариф по добровольным видам?

Да, однозначно, почувствовали. Не могу оценить это в цифрах, но такой тренд есть. В ряде регионов Сибири и Дальнего Востока ощущается дефицит полисов. Скажу больше, далеко не всегда он вызван нежеланием компаний продавать, иногда бланков полисов просто нет. Сейчас и регулятор, и РСА работают в том направлении, чтобы обеспечить полисами всех, чтобы люди могли застраховаться и в проблемных регионах. Но пока факт остается фактом: если раньше невозможно было представить очередь из желающих получить полис, сейчас такая ситуация в некоторых регионах наблюдается. Людям приходится обходить не один офис страховых компаний в надежде получит желанный полис ОСАГО. Мечта страховщиков сбылась, но, к сожалению, совершенно не в том виде, как хотелось бы.

 

страхование сегодняА поработать, например, в Крыму Вы не собираетесь?

В Крым мы пока не собираемся. Общая стратегия компании – постепенное продвижение с востока на запад. Нелогично было бы с Дальнего Востока пытаться зайти сразу в Крым. Если в ходе дальнейшего развития бизнеса, акционерами будет поставлена задача выхода на рынок европейской части России, то дойдем и до Крыма. Но на сегодняшний день такой вопрос не стоит.

 

страхование сегодняЧто касается самого Дальнего Востока, этот регион в связи с прошлогодним наводнением упрекали в очень низком проникновении страхования, особенно по страхованию физлиц, сейчас что-то меняется?

Ситуация медленно, но неуклонно улучшается. В части страхования имущества физических лиц, личного страхования Дальний Восток, может, не лидирует по уровню проникновения, но культура страхования там не самая плохая. Это подтверждает то, что за последнее время наметился тренд к повышению интереса к страхованию. Не знаю, насколько уж на это повлияло прошлогоднее наводнение или пожары и засухи предыдущих лет, но глобально изменения к лучшему есть.

 

страхование сегодняКак реструктуризация региональной части органов страхового надзора в рамках ЦБ (перегруппировка на 3 укрупненных центра компетенции - Москва, Петербург, Новосибирск) может отразиться на ситуации в регионах? Ваши ключевые регионы попадают под ведение самого удаленного Новосибирского подразделения ЦБ, как Вы думаете, в связи с этим может измениться качество взаимодействия с надзором?

Сложно предполагать, как все это будет осуществляться на практике. Но я не думаю, что на региональном уровне качество надзора значительно улучшится или ухудшится. Думаю, основное взаимодействие надзора с рынком и его участниками все-таки осуществляется на федеральном уровне. Другой вопрос, насколько ЦБ, имея только три представительства, сможет переваривать тот объем информации, который он будет получать. Но уверен, это вопрос времени.

 

страхование сегодняЧто происходит в регионах в части кадрового обеспечения работы страховщиков? Обычно федеральные страховщики, работающие в регионах, жаловались на нехватку и недостаточную квалификацию местных кадров, может, теперь за счет сотрудников сокращаемых филиалов дефицит будет устранен?

Совершенно не согласен с подобными заявлениями. Проблема кадров – это не проблема регионов, она есть везде, более того, в регионах она стоит даже менее остро, чем в Москве. В столице кадровый рынок перегрет, уровень зарплатных ожиданий соискателей не отвечает уровню их отдачи в работе. В регионах уровень запросов более адекватен тому, что человек может дать профессионально. Да там даже просто больше людей, которые хотят и могут работать! В этом отношении работать с персоналом в регионах намного легче. А Москва – не самый простой регион в области подбора кадров, хотя, казалось бы, есть огромный выбор.

 

страхование сегодняРанее Вы анонсировали ряд продуктов компании «Гелиос» для элитарного сегмента, выражали свою готовность активнее работать с VIP-клиентами, в том числе в столице. Отразилось ли ухудшение макроэкономических условий на работе в этом сегменте, возникают ли здесь какие-то новые сложности?

Конечно, мы почувствовали на себе за последний год достаточно заметные изменения в секторе privat-banking и, как следствие, в privat-insurance. Но с точки зрения потребностей состоятельных клиентов в страховой защите, ничего принципиально не ухудшилось. Даже наоборот, теперь такие клиенты больше обеспокоились сохранностью своего имущества, и соответственно, его страхованием. Во всяком случае, снижения спроса на такие продукты мы уж точно не наблюдаем.

 

страхование сегодняЧто, на Ваш взгляд, в целом, необходимо для повышения эффективности страховщиков на всей территории России?

Я считаю, что в целом, тренд в этом направлении правильный. Есть два мерила эффективности бизнеса компании: с одной стороны, это клиент, с другой – акционер. Задача регулятора при этом, обеспечить с одной стороны выполнение всех общественных функций, а с другой, создать условия для полноценного развития отрасли.  Именно совокупность всех этих факторов, на мой взгляд, и должна помочь страховому рынку выздороветь.

Сегодня, бизнес страховщиков низкорентабелен. Но то, что сейчас об этом начали открыто говорить – это уже хорошо.

Главное, чтобы потом, когда рынок начнет выздоравливать, компании снова не пошли в том же направлении, в котором двигались до недавнего времени, и рынок опять не начал болеть теми же болезнями, как это часто бывает.


24 июня 2014 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Управление, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.86 (голосовало: 14 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
23 июля 2014 г. 15:32 Валерий
Региональное автострахование
Проблемность ОСАГО в регионах, как правило, создают сами страховщики.
Полностью поддерживаю Ваше рассуждение: «… региональный бизнес в большинстве страховых компаний остается убыточным, прежде всего, за счет высоких расходов, причем не только самих филиалов, но и расходов на их администрирование.»
К сожалению, страховые компании, тратя деньги на администрирование, ставят планы только по сборам страховых премий, не думая о том, как сформировать качественный пакет страхователей, сократить расходы по содержанию региональных представителей и организовать минимизацию урегулирования убытков. Отказы в выплатах и растягивание времени рассмотрения заявлений по УУ приводят к значительному увеличению судебных дел и естественно к удорожанию доли выплат.
Ваша фраза:"Поэтому здесь очень важно найти компромисс между интересами потребителей и страховщиков."
Компромисс может существовать и технология продаж, правда отличающаяся от привычной, тоже есть. Причем практика четко показывает гарантию допустимой убыточности. Но почему то страховщики не желают переходить на цивилизованные отношения с группами страхователей физических лиц сформированных брокерами. Гоняясь за партнерскими договорами с корпоративными клиентами и используя методы вызывающие агрессию со стороны страхователей физических лиц, вряд ли удастся получить хороший экономический эффект. Все же доля страхователей физических лиц значительна, особенно в автостраховании.
Наша компания работает на рынке страхования Республики Башкортостан как страховой брокер более 15 лет. В связи с основным спросом продуктов автострахования(в своей основе естественно ОСАГО) пришлось наращивать опыт именно в данном массовом виде страхования. Готовы к обсуждению и взаимовыгодному сотрудничеству со страховой компанией признающей существующие законы и готовой пойти на компромисс и внедрить новую технологию работы с регионами.
Далее следует адрес компании - его можно запросить в редакции портала "Страхование сегодня".

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: