mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Прямая речь

  Полный список материалов

  Маркетинг, За рубежом, Игроки, Хайтек и инновации
Китайский страховой бизнес в условиях цифровой экономики – компания ZhongAn Online
Ефремов Алексей Михайлович
Руководитель представительства АО «СОГАЗ» в Китае
страхование сегодняКак китайские страховщики применяют инновационные технологии в своей работе?

По уровню и масштабу цифровой экономики Китай занимает лидирующие позиции в мире. В настоящий момент вклад этого сегмента экономики в китайский ВВП уже достигает 30% и есть все предпосылки для его дальнейшего роста. По прогнозам Boston Consulting Group, к 2035 году цифровая экономика Китая создаст более 400 млн. рабочих мест, а стоимость китайского интернет-бизнеса достигнет 16 трлн.долл.

Важным показателем уровня развития цифровизации является электронная торговля, где Китай обладает абсолютным лидерством. По данным западных аналитиков, к 2022 году объем электронной коммерции в Китае составит около 1,8 трлн.долл., в то время как в США онлайн-продажи будут немногим более 700 млрд.долл.

По развитию технологий в сфере искусственного интеллекта (ИИ) Китай также занимает передовые позиции, в том числе по объему инвестиций в ИИ-стартапы. Так, в 2017 году из всего мирового объема инвестиций в поддержку таких стартапов, 48% пришлись на Китай и только 38% – на США. В этой связи планы китайского руководства превратить Китай к 2030 году в глобальный центр инноваций в ИИ-сфере кажутся вполне реалистичными.

Не лишним будет напомнить также и об успехах Китая в области продвижения мобильной связи 5G с ее огромной, по меркам сегодняшнего дня, скоростью обмена данными.

Таким образом, цифровизация пронизывает практически все сферы жизни китайского общества и создает принципиально новую реальность. Для рядового потребителя это проявляется, в частности, в возможности получения все большего спектра услуг с минимальными затратами усилий и времени. Именно удобство, простота и скорость становятся главными критериями при выборе способа получения услуги. То, что еще вчера казалось удобным и технологичным (например, оплата банковской карточкой), сегодня воспринимается уже как анахронизм.

Главным «окошком» для выхода во внешнюю среду стал смартфон, который для китайца значит намного больше, чем для американца или француза. Так, житель Китая использует смартфон для покупок в 50 раз чаще, чем житель США. Огромное количество мобильных приложений привело к тому, что среднестатистический китаец практически живет в смартфоне. Смартфон становится еще более незаменимым по мере появления удобных так называемых мини-программ, которые не надо скачивать из App Store или App Gallery (китайский популярный магазин приложений) – они уже встроены в существующие приложения и управляются ими, что делает жизнь потребителя еще более удобной и комфортной.

Совершенно очевидно, что для страхового бизнеса, особенно применительно к массовым видам страхования, цифровая экономика открывает огромные перспективы – в том числе и потому, что новые цифровые технологии вызывают к жизни и новые продукты, а также новые каналы дистрибуции, что очень важно в условиях определенной исчерпанности традиционых подходов.

Сегодня ни одна страховая компания не может оставаться в стороне от возможностей, которые предоставляет цифровая экономика и новые страховые технологии, но максимального эффекта от цифровых инноваций справедливо ожидать прежде всего от тех компаний, для которых InsurTech является основой и главным движителем их бизнеса.

В качестве объекта анализа для этой статьи была выбрана компания ZhongAn Online, которая позиционирует себя как «высокотехнологичную страховую компанию».

ZhongAn зарегистрирована в сентябре 2013 года. Это первая страховая компания в Китае, которая получила лицензию на право ведения деятельности исключительно через интернет. Учредителями компании выступили три гиганта финансово-страховой сферы: Ant financial services group (самая дорогая финансовая компания в мире, которая в свою очередь является «дочкой» другой компании с мировым именем - Alibaba Group), Tencent (крупнейшая в мире инвестиционная компания, владелец самого популярного в Китае мессенджера Вичат) и страховая группа Pingan (самый дорогой в мире страховой бренд по версии BrandZ).

Учредители (в настоящий момент они являются основными акционерами с суммарной долей 33,9%) рассматривали создание компании как перспективный венчурный проект, который должен был быстро и хорошо «выстрелить». Предполагалось, что уже на начальном этапе компания найдет свою нишу на рынке, максимально используя хорошие стартовые возможности (т.е. возможности своих «звездных» учредителей), и постепенно станет «глобальным лидером страховых инноваций», оставив позади конкурентов за счет цифровых технологий и низких операционных затрат.

Что показали прошедшие 5 лет? Насколько удачно «выстрелил» этот венчурный проект?

Всего за один год после своего создания, к декабрю 2014 года, компания продала около 1 млрд.страховок и нарастила клиентскую базу до 200 млн.человек. Этот результат в значительной степени стал возможным благодаря тесному сотрудничеству с родственной компанией Alibaba, обладающей крупнейшей платформой электронной торговли Taobao. Что касается видов страхования и страховых продуктов, то на том этапе ZhongAn ориентировалась на дешевые полисы с коротким сроком действия, в том числе полисы, которые можно отнести к категории «экзотических» (типа «страховок от сильной жары») или даже «эпатажных» – типа «страховок от алкогольного опьянения» во время футбольных матчей. Целью продаж таких «несерьезных» страховок было в том числе привлечение внимания многомиллионной аудитории к имени компании, что на начальном этапе было особенно важным.

Серьезного успеха компания добилась в 2015 году, когда ей удалось привлечь инвестиции на сумму 931 млн.долл. от группы инвесторов, включая Morgan Stanley. В результате этой сделки компания была оценена в 8 млрд.долл. и вошла в перечень «стартапов-единорогов», то есть таких стартапов, которые в короткое время обеспечивают капитализацию проекта в 1 млрд.долл. и выше. Кстати, это единственный пример такого рода в китайской страховой сфере и, возможно, в мире.

Далее компании продолжал сопутствовать финансовый успех. В сентябре 2017 года компания провела IPO на Гонконгской бирже, сумев разместить акции на сумму 2 млрд.долл. К концу 2018 года общая капитализация компании достигла уже 44,8 млрд.долл., то есть за три года стоимость компании выросла более, чем в 5 раз!

Насколько адекватна цена компании результатам ее страховой и инвестиционной деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим финансовые показатели компании за последние три года, а также применяемые технологии и страховые продукты.

В 2016 году общие сборы страховой премии составили 3,4 млрд.юаней (496 млн.долл.), в 2017 – 5,95 млрд.юаней (868 млн.долл.) и в 2018 – 11,26 млрд.юаней (1,64 млрд.долл.). Как видим, с точки зрения валовых показателей развитие проходило по весьма крутой траектории, особенно в 2018 году, когда сборы выросли на 89%. Стоит отметить также быстрый рост клиентской базы – в 2018 году компания обслужила более 400 млн. человек. С такими результатами ZhongAn вышла на 12 место среди всех компаний имущественного страхования.

Что касается места и роли компании в сегменте интернет-страхования в целом по рынку, то ситуация выглядит следующим образом: в 2018 году интернет-продажи принесли китайскому рынку 69,5 млрд.юаней (10 млрд.долл.), при этом вклад в достижение этого результата компаний онлайн-страхования (в настоящее время таких компаний четыре, включая ZhongAn) составил 23,3 млрд.юаней (3,4 млрд.долл.), или 33,5%. В свою очередь, из этих 23,3 млрд.юаней на долю ZhongAn пришлись, как уже было сказано, 11,26 млрд.юаней, то есть 48% от сборов компаний онлайн-страхования и 16% - от всей брутто-премии по данному сегменту рынка.

Свою политику продаж в рассматриваемом периоде ZhongAn построила на страховых продуктах, связанных со страхованием здоровья, с потребительским кредитованием и автострахованием. Именно эти виды дали компании в 2018 году наибольший результат – рост составил 225%, при этом наибольшие темпы роста показали продукты, связанные с потребительским кредитованием (+241%). В результате удельный вес сборов по этим трем направлениям составил 66% всего страхового портфеля компании.

Одним из главных факторов, обеспечивших высокие результаты по валовым показателям, явилось активное «встраивание» ZhongAn в экосистемы, созданные крупнейшими высокотехнологичными компаниями Китая, в том числе компаниями-учредителями. Речь идет о таких экосистемах, как платформа электронной торговли Alibaba, принадлежащий Tencent мессенджер Вичат (более 1 млрд.пользователей), популярная система продаж туристических путевок Ctrip (также принадлежит Tencent) и др.

Технология работы заключалась в том, чтобы просто размещать свои коммерческие предложения на интернет-ресурсах дружественных компаний в расчете на закон больших чисел. Однако на каком-то этапе это показалось недостаточным, и компания задумалась о создании новых каналов дистрибуции.

В 2017-2018 годах компания нашла новый способ продвигать свои продукты – через внедрение в существующие мобильные приложения собственных мини-программ, или суб-приложений, которые обеспечивают еще более короткий путь к массовому покупателю.

Как это работает можно увидеть на примере мини-программы, разработанной для системы мгновенных платежей Alipay, имеющей более 700 млн. клиентов.

Потенциальный клиент вводит в поисковую строку приложения Alipay название мини-программы, далее он видит предложение бесплатно получить страховку от несчастных случаев на 7 дней со страховой суммой 10 тыс.юаней, а следом клиент видит другие недорогие страховые продукты – страхование здоровья, страхование на время путешествий и т.д. По словам представителя компании, «чтобы подтолкнуть клиента скачать приложение, нужно приложить определенные усилия, а что касается мини-программ, то они (ввиду простоты использования) помогают клиенту легко преодолеть психологический барьер». Такой подход приводит к удивительным результатам - так, в этом году только за одну неделю, предшествующую наступлению китайского Нового года, количество человек, отложивших в своих смартфонах данную мини-программу в закладку «избранное», увеличилось более чем в 20 раз, а количество проданных страховок составило несколько десятков тысяч штук.

По мнению многих аналитиков, широкое применение собственных мини-программ (суб-приложений) – это будущее интернет-страхования.

Итак, с точки зрения валовых показателей компания уверенно движется вперед. Но если посмотреть на результаты компании в разрезе прибыль/убытки, то здесь уже все не так однозначно: в 2016 году компания показала чистую прибыль в размере всего 9,37 млн.юаней (1.34 млн.долл.), а в 2017-2018 годах – убыток в размере 1 млрд.юаней (146 млн.долл.) и 1,8 млрд.юаней (262,7 млн.долл.) соответственно (кстати, с убытками закончили 2018 год и три другие компании онлайн-страхования).

Какие основные факторы привели к отрицательному финансовому результату?

Во-первых, в 2018 году выросли убытки от основной деятельности - по сравнению с 2017 годом рост убытков составил 310 млн.юаней (45,3 млн.долл.).

Во-вторых, существенно снизилась доходность от акций на вторичном рынке, что было вызвано проседанием китайского фондового рынка – по сравнению с 2017 годом доходность от инвестиций в акции снизилась на 332 млн.юаней (48,5 млн.долл.).

Однако основным фактором роста убытков явились крупные инвестиции в разработку и внедрение страховых технологий – в 2018 году на эти цели компания потратила 850 млн.юаней (124 млн.долл.), что на 64% больше по сравнению с предыдущим годом.

Развитие собственной научно-прикладной базы – это краеугольный камень стратегии компании. Естественно, для того, чтобы обслуживать сотни миллионов клиентов и оформлять миллиарды страховок и при этом все делать предельно быстро и технологично, требуется мощное программное обеспечение с упором на искусственный интеллект. В этом плане компания добилась серьезных успехов. По данным китайского портала AI Finance & Economics, по состоянию на 1 июля 2018 года, коэффициент использования ИИ-технологий в компании достиг 70%, что позволило сократить в блоке продаж объем ручного труда на 60%.

Наряду с инвестициями в собственное аппаратное обеспечение и исследования рынков, ZhongAn на протяжении последних трех лет активно инвестировала в создание дочерних технологических компаний. Так, в 2016 году ZhongAn зарегистрировала «дочку» ZhongAn Techology, которая к настоящему времени стала известным брендом в сфере FinTech. Компания специализируется на изучении и внедрении блокчейн-технологий, анализе больших данных (big data), необходимых для формирования точной тарифной политики и создания новых продуктов, а также технологий, связанных с искусственным интеллектом. В 2017 году ZhongAn создала сразу 5 технологических дочерних компаний. В декабре того же года была создана компания ZhongAn Technology International (доля ZhongAn - 51 %) специально для продвижения бренда на рынках стран Юго-Восточной Азии и достижения максимального «эффекта масштаба».

Возникает естественный вопрос: а не надорвется ли компания с таким объемом инвестиций? Не скажется ли это на ее финансовой устойчивости?

Последний официальный отчет по платежеспособности компании (1 квартал 2019 года) показал, что компания по-прежнему обладает хорошим запасом прочности: суммарный коэффициент платежеспособности составил 549%, комплексный рейтинг риска страховой компании (присваивается Китайской комиссией по регулированию банковской и страховой деятельности ежеквартально в рамках программы Solvency-2) сохраняется на хорошем уровне – «В» («капитал относительно невысокий, но соответствует нормативам»), значения остальных показателей также значительно превосходят минимальные требования надзорного органа.

Таким образом, мы видим, что деятельность компании носит не спонтанный, а скорее всего глубоко продуманный характер и инвестиции в создание технологического задела, не подрывая финансовой стабильности, уже сегодня начинают давать ощутимую отдачу.


6 июня 2019 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, За рубежом, Игроки, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: