Альянс (290),
                        10 июля 2014 г.
  
              
                
                    | 
                  
                     
                   | 
                 
                
                        Успеть, пока молодые: PISA бьет тревогу из-за высокого уровня финансовой безграмотности среди школьников 
                        Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее – PISA) впервые оценила финансовую грамотность 15-летних подростков. Уровень финансовой грамотности российских школьников сопоставим со знаниями американских, французских, словенских и испанских учащихся. Взгляд вне рамок PISA: Финансовые знания взрослых также неидеальны. 
						Предыдущая оценка в рамках PISA выявила наличие у 15-летних учащихся навыков чтения, знаний математики и естественных наук. Но каков уровень их финансовых знаний, т.н. финансовой грамотности? Как они управляют банковскими счетами, кредитными и дебетовыми картами, планируют и управляют финансами? Что они знают о таких понятиях, как проценты, сбережения, риски и доходность? Данные аспекты были впервые оценены Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в рамках программы PISA и выявили существенные пробелы в знаниях. Результаты были опубликованы сегодня в Париже в присутствии г-на Анхеля Гурриа, Генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития, и Королевы Нидерландов Максимы, Специальным Адвокатом Генерального секретаря ООН по вопросам финансирования развития. Однако если мы посмотрим на ситуацию в целом, то увидим, что потребность в финансовом образовании у взрослых не менее велика, и последствия такой безграмотности драматичны! 
  15 процентов учащихся в 18 странах (Австралия, Фламандское языковое сообщество Бельгии, Шанхай – Китай, Колумбия, Хорватия, Чехия, Эстония, Франция, Израиль, Италия, Латвия, Новая Зеландия, Польша, Россия, Словакия, Словения, Испания и США), в которых проводилось исследование финансовой грамотности в рамках PISA, в среднем, показали уровень знаний ниже базового. В лучшем случае они смогли принять простые решения по управлению своими ежедневными расходами. Шанхай-Китай показал самые лучшие результаты; за ним с большим отрывом следует Бельгия. 
  Гендерный фактор не оказал значительного влияния на результаты исследования, и это явилось неожиданностью, так как во взрослом сегменте респондентов уровень финансовой грамотности мужчин и женщин существенно различался. Также исследование показало, что дети из обеспеченных семей демонстрируют более высокие результаты. «И это плохие новости, поскольку сложнее будет переломить ситуацию», говорит г-н Гурриа. Королева Максима комментирует: «Результаты требуют от многих стран кардинальных перемен и активных действий». 
  Эффект процентных ставок известен немногим 
  «Удивительно, насколько плохо наши дети подготовлены к жизни в современном мире. Это требует от нас принятия соответствующих мер», - комментирует результаты оценки PISA Бриджит Микса, руководитель Департамента международных пенсионных программ компании Allianz Asset Management. «Только если они будут понимать, как, к примеру, начисляются проценты или как такие продукты, как инвестфонды или страхование, помогают оценить риски и доходность, они смогут самостоятельно принимать информированные решения, обеспечивающие их финансовое благополучие». 
  Однако, подчеркивает Бриджит, исследования показывают, что и у взрослых финансовая грамотность страдает. Согласно результатам предыдущих оценок ОЭСР, у взрослых есть огромный потенциал для развития в этой области -особенно это касается женщин. Исследования, проведенные Аннамарией Лусарди из Бизнес-школы им. Джорджа Вашингтона и Оливией Митчелл из Университета Пенсильвании, подтверждают данные выводы: только 30 процентов респондентов в США имеют представление о том, что такое процентные ставки, инфляция и диверсификация. Аналогичные результаты были получены в Японии и во Франции, однако в других странах показатели были существенно хуже, причем вне зависимости от экономической ситуации в каждой из стран. В Германии, однако, чуть более половины респондентов знали правильный ответ на все три вопроса. 
  Дефицит знаний обходится недешево 
  В ходе своих исследований Лусарди и Митчелл определили, насколько высока цена такой финансовой безграмотности. Финансово безграмотные люди имеют тенденцию брать больше кредитов и платить больше за финансовые продукты. Они переплачивают, пользуются овердрафтами и плохо знают условия взятой ими ипотеки или иных займов. Микса говорит: «Принимая такие неэффективные решения на протяжении всей жизни, они наносят себе существенный финансовый ущерб. Учитывая демографическую динамику, а также тот факт, что правительства и корпорации перекладывают все больше ответственности за пенсионное обеспечение на самих граждан, нам необходимо быть осмотрительными. Население, недостаточно подготовленное для принятия важных финансовых решений – это гарантия социальной катастрофы». 
  Смогут ли помочь образовательные инициативы для детей? 
  Эксперты обсудили, сможет ли финансовое образование для детей помочь решить эту проблему, и тут их мнения их существенно разошлись. В то время как одни считают, что правительства, регулирующие органы и финансовая индустрия должны внедрять инициативы, направленные на развитие финансовой грамотности, с ранних лет, считая это единственным способом научить ответственному финансовому поведению, по мнению других такой подход обречен на провал, тогда как такие инициативы, как финансовый коучинг, позволяют воспитать у подростков ответственность за управление финансами. 
  Микса подводит итог дискуссии: «Совершенно очевидно, что мы не всегда принимаем правильные и разумные решения, однако очень важно дать людям инструменты, которые позволят им принимать осознанные финансовые решения». 
  
 
    
        
            | 
             Краткий обзор результатов исследования финансовой грамотности 
             | 
         
        
            | 
             Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности ниже среднего показателя ОЭСР -13 
             | 
         
        
            | 
             Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности статистически не отличаются от среднего показателя ОЭСР -13 
             | 
         
        
            | 
             Страны/экономики, в которых доля опрошенных с самым низким уровнем финансовой грамотности выше среднего показателя ОЭСР -13 
             | 
         
        
            | 
             Страны/экономики, в которых результаты существенно различаются в зависимости от половой принадлежности, выделены жирным шрифтом 
             | 
         
        
            | 
               
             | 
            
             Уровень финансовой грамотности 
             | 
            
             Относительные результаты по финансовой грамотности в сравнении с учащимися по всему миру с аналогичным уровнем знаний математики и навыков чтения 
             | 
         
        
            | 
             Среднее значение 2012г 
             | 
            
             Процент самых низких результатов (уровень 1 и ниже)  
             | 
            
             Процент самых высоких результатов (уровень 5 и выше) 
             | 
            
             Гендерные различия (мальчики - девочки) 
             | 
         
        
            | 
             Среднее значение 
             | 
            
             % 
             | 
            
             % 
             | 
            
             Разница в значениях 
             | 
            
             Разница в значениях 
             | 
         
        
            | 
             Средний показатель ОЭСР-13 
             | 
            
             500 
             | 
            
             14,6 
             | 
            
             21,2 
             | 
            
             1 
             | 
            
             2 
             | 
         
        
            | 
             Китай (Шанхай) 
             | 
            
             603 
             | 
            
             1,5 
             | 
            
             63,5 
             | 
            
             -1 
             | 
            
             0 
             | 
         
        
            | 
             Бельгия (Фламандское языковое сообщество ) 
             | 
            
             541 
             | 
            
             8,3 
             | 
            
             37,4 
             | 
            
             11 
             | 
            
             9 
             | 
         
        
            | 
             Эстония 
             | 
            
             529 
             | 
            
             4,8 
             | 
            
             26,3 
             | 
            
             -3 
             | 
            
             5 
             | 
         
        
            | 
             Австралия 
             | 
            
             526 
             | 
            
             9,8 
             | 
            
             30,2 
             | 
            
             -3 
             | 
            
             18 
             | 
         
        
            | 
             Новая Зеландия 
             | 
            
             520 
             | 
            
             15,6 
             | 
            
             32,8 
             | 
            
             3 
             | 
            
             12 
             | 
         
        
            | 
             Чехия 
             | 
            
             513 
             | 
            
             9,5 
             | 
            
             22,5 
             | 
            
             6 
             | 
            
             19 
             | 
         
        
            | 
             Польша 
             | 
            
             510 
             | 
            
             9 
             | 
            
             19,7 
             | 
            
             3 
             | 
            
             2 
             | 
         
        
            | 
             Латвия 
             | 
            
             501 
             | 
            
             9 
             | 
            
             15,4 
             | 
            
             -11 
             | 
            
             1 
             | 
         
        
            | 
             США 
             | 
            
             492 
             | 
            
             16,8 
             | 
            
             19,5 
             | 
            
             1 
             | 
            
             1 
             | 
         
        
            | 
             Россия 
             | 
            
             486 
             | 
            
             16 
             | 
            
             14 
             | 
            
             1 
             | 
            
             14 
             | 
         
        
            | 
             Франция 
             | 
            
             486 
             | 
            
             18,4 
             | 
            
             18,3 
             | 
            
             -6 
             | 
            
             -24 
             | 
         
        
            | 
             Словения 
             | 
            
             485 
             | 
            
             16,6 
             | 
            
             14,5 
             | 
            
             -8 
             | 
            
             -8 
             | 
         
        
            | 
             Испания 
             | 
            
             484 
             | 
            
             15,7 
             | 
            
             13,7 
             | 
            
             6 
             | 
            
             4 
             | 
         
        
            | 
             Хорватия 
             | 
            
             480 
             | 
            
             15,5 
             | 
            
             11,4 
             | 
            
             5 
             | 
            
             2 
             | 
         
        
            | 
             Израиль 
             | 
            
             476 
             | 
            
             22,1 
             | 
            
             18 
             | 
            
             -6 
             | 
            
             -5 
             | 
         
        
            | 
             Словакия 
             | 
            
             470 
             | 
            
             21,9 
             | 
            
             13,4 
             | 
            
             -3 
             | 
            
             2 
             | 
         
        
            | 
             Италия 
             | 
            
             466 
             | 
            
             20,7 
             | 
            
             8,6 
             | 
            
             8 
             | 
            
             -14 
             | 
         
        
            | 
             Колумбия 
             | 
            
             379 
             | 
            
             55,1 
             | 
            
             2,1 
             | 
            
             0 
             | 
            
             -5 
             | 
         
        
            | 
             Страны и экономики приведены в порядке убывания среднего показателя уровня финансовой грамотности в рамках исследования PISA 2012.  
            Источник: Базы данных ОЭСР, PISA 2012, таблицы VI.2.1, VI.2.2, VI.2.3 и VI.3.1. 
             | 
         
    
 
Больше информации в нашей инфографике на сайте Allianz.com https://allianz.com/en/press/finliteracy_en.html 
                        
    Все пресс-релизы за 10 июля 2014 г.
                        
    Все пресс-релизы компании «Альянс (290)»
                        
    Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг, За рубежом 
				
				  
				    
				    
						  
					      
					        | В материале упоминаются: | 
					       
					      
					        
					
					  
					     Компании, организации:
				
			 | 
					   
					 
				 | 
					       
					      
					          | 
					       
					     
					    
					 | 
				   
				 
			
			
			
		
					
		
					
		
                    
                     | 
                      | 
                    
                      
                        
                          
                            
                              
                                
                                    | 
                                 
                                
                                   
                                     
                                     Архив пресс-релизов 
                                    | 
                                 
                                
                                  | 
                                    
                                   | 
                                 
                                | 
                             
                            
                               | 
                           
                          | 
                       
                      |