Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Торгово-промышленные Ведомости, 28 марта 2014 г.

Банк «Россия» уступил контроль в «Согазе» до попадания под санкции

Банк «Россия», основным акционером которого является миллиардер Юрий Ковальчук, снизил долю в страховщике »Согаз» за несколько дней до того, как Минфин США наложил санкции на кредитную организацию и Ковальчука, свидетельствует список аффилированных лиц страховой компании.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Закон.ру, 28 июня 2016 г.

ВС дает методичные рекомендации
775 просмотров

Размер ущерба и ответственность страховщика — основные темы свежего обзора практики Верховного суда (ВС) по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Из него следует, что введенная Центробанком (ЦБ) единая методика расчета ущерба применяется, даже если в результате сумма оказывается ниже стоимости ремонта у официального сервисного центра.

Одновременно ВС сохранил акцент на покрытии страховщиком всех возможных дополнительных расходов. Неустойка за нарушение срока выплаты должна рассчитываться с учетом этих расходов, а не только стоимости ремонта, как делают суды. А утрату товарной стоимости можно взыскать со страховщика практически всегда — она не входит в «статистическую погрешность» (10%) при оценке ущерба страховщиком и потерпевшим.

После выхода этого объемного (29 пунктов, 48 страниц) обзора можно сказать, что ОСАГО —одна из самых популярных тем для разъяснений ВС. Последний крупный документ по этому вопросу, постановление Пленума, ВС выпускал чуть более года назад[1]. Не удивительно, что некоторые пункты в обзоре развивают или даже повторяют позиции из постановления Пленума. Однако обзор позволяет увидеть, какие темы наиболее актуальны сейчас. Их три: определение размера страхового возмещения, ответственность страховщика и прямое возмещение ущерба страховщиком потерпевшего.

Размер страхового возмещения

Из обзора следует, что потерпевшим надо быть осторожными, когда они подписывают документы по результатам экспертизы повреждений. В споре, который включен в обзор (п. 18), в пакете документов было соглашение со страховщиком об определении размера возмещения. Такое соглашение лишает потерпевшего возможности взыскивать какие-либо суммы дополнительно. Чтобы сделать это, надо признать само соглашение недействительным. В приведенном в ВС примере потерпевший говорил, что был введен в заблуждение — стоимость ремонта оказалась выше. Однако суды не поверили этому заявлению, и ВС такой подход поддержал.

В обзоре неоднократно подчеркивается обязательность расчета размера возмещения в соответствии с Единой методикой, утвержденной ЦБ 19 сентября 2014 года. Ее надо использовать даже в том случае, если цены на гарантийный ремонт автомобиля потерпевшего в авторизованном сервисном центре оказываются выше. В примере из п. 20 страховщик выплатил потерпевшему 57 тыс. руб., а по ценам авторизованного центра ремонт обошелся в 97 тыс. руб. Проблема заключается в том, что ремонт в машины в других местах лишает права на гарантийное обслуживание. Чтобы сохранить его, потерпевшие должны доплачивать стоимость ремонта сами. Расхождение в расчетах, как правило, связано с тем, что закон и Единая методика определяет размер ущерба с учетом износа деталей.

При этом с причинителя вреда взыскать разницу также не получится. ВС разъяснил, что в соответствии со сложившейся практикой у судов нет оснований для взыскания с причинителя вреда разницы между страховым возмещением с учетом износа и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа (п. 22). Это правило применяется, даже если с причинителя вреда взыскивается ущерб сверх страховой суммы (400 тыс. руб.).

С другой стороны, ВС указал, что расходы на проведение независимой экспертизы всегда должен нести страховщик. Следовательно, если он этого не сделал и выгодоприобретатель вынужден был сам организовывать оценку, эти затраты страховщик должен возмещать сверх страховой суммы — как убытки (п. 23). Иначе могло бы выйти так, что страховое возмещение уменьшалось бы на стоимость независимой экспертизы. В том, что касается ущерба, покрываемого страховой суммой, ВС продолжил настаивать на максимально полном включении в него различного рода расходов. В качестве примера в обзоре приведены почтовые издержки на отправку страховщику заявления о возмещении, расходы на аварийного комиссара и на представителя, который помогает составить претензию к страховщику, нотариальные сборы для заверения копий документов, отправляемых страховщику (п. 10).

Важные уточнения касаются расчета утраты товарной стоимости автомобиля. Во-первых, эта сумма не входит в предусмотренную методикой ЦБ 10%-ую «статистическую погрешность». Она позволяет не возмещать разницу в стоимости ремонта, рассчитанную потерпевшим и страховщиком, если эта разница не превышает 10%. Как ясно из п. 21 обзора, в эти 10% не входит утрата товарной стоимости, которая должна быть компенсирована страховщиком в любом случае. Во-вторых, страховщик должен рассчитать ее, даже если потерпевший об этом не просил. В обзоре, впрочем, не поясняется, как быть, если есть расхождения в оценке утраты товарной стоимости.

Ответственность страховщика

Неустойка за несвоевременную выплату возмещения должна рассчитываться не от стоимости одного лишь ремонта, но и от других расходов, которые понес потерпевший (п. 25 обзора). ВС констатировал, что суды в этом вопросе ошибаются и берут за основу стоимость ремонта. Такая практика противоречит подходу ВС, который, как отмечалось, ориентирует суды на включение в страховое возмещение всех возможных издержек потерпевшего.

Суды, впрочем, легко смогут подорвать ценность этого разъяснения, снижая неустойку по ст. 333 Гражданского кодекса (ГК). Пункт 28 обзора, посвященный этой статье, не дает четких ориентиров, когда ее можно применять. Видно, однако, что явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения ВС предлагает понимать широко. Это не только несопоставимость сумм неустойки и страхового возмещения. Во внимание надо принимать и иные обстоятельства: как быстро заявлено требование о неустойке, выплатил ли страховщик возмещение добровольно и т.д. Это следует и из примера, использованного в обзоре. ВС признал правильным снижение неустойки с 68 до 50 тыс. руб. из-за того, что страховщик к моменту рассмотрения спора выплатил возмещение и истец не возражал против снижения неустойки. Уже это говорит о несоразмерности неустойки последствиям нарушения, считает ВС.

Прямое возмещение ущерба

Несколько пунктов затрагивают проблемы прямого возмещения убытков страховщиком. Это случай, когда потерпевший обращается не в страховую компанию виновника ДТП, а в компанию, которая выдала полис самому потерпевшему. Одна из спорных ситуаций: может ли новый собственник машины, попавший в ДТП, обратиться к страховщику бывшего собственника, если полис покрывает ответственность любого водителя. ВС решил, что для получения прямого возмещения новый собственник должен был самостоятельно застраховать свою ответственность (п. 6).

На прямое возмещение нельзя рассчитывать и в случае, если виновник ДТП не застраховал свою ответственность (п. 11). Объяснение простое: по сути, это упрощенный способ получения страхового возмещения. Но для того, чтобы право на возмещение возникло, ответственность все-таки должна быть застрахована. Также прямое возмещение невозможно, если нет «контактного взаимодействия» между двумя транспортными средствами. Иллюстрация довольно оригинальна: трактор залил горячим битумом крышу и стекло автомобиля потерпевшего, хотя и не сталкивался с ней (п. 13). Зато если условия для прямого возмещения соблюдены, потерпевший должен обращаться за возмещение только к своему страховщику (п. 12).

Подведомственность

Проблемам подведомственности в обзоре посвящен только один пункт. Он касается предпринимателей, которые используют автомобили для коммерческой деятельности, например, таксистов. Иски к страховым компаниям они должны предъявлять в арбитражные суды (п. 1). Впрочем, в использованном ВС примере установить способ использования машины просто: в ее паспорте прямо указано, что ее собственник — предприниматель. Гораздо сложнее, если такого указания нет или если машина используется не только для предпринимательства. Видимо, такие споры останутся в судах общей юрисдикции.

[1] Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Владимир БАГАЕВ


  Вся пресса за 28 июня 2016 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Текущая пресса

28 марта 2024 г.

Амител, Барнаул, 28 марта 2024 г.
250 тысяч полисов ипотечного страхования жилья оформили в прошлом году в Сибири

НИА Хакасия, 28 марта 2024 г.
В России пострадавшим при ЧС в торговых центрах будут выплачивать по 2 млн рублей

ТАСС, 28 марта 2024 г.
В ЦБ поддерживают идею обязательного страхования посетителей публичных мест

Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Страховка от страха

Коммерсантъ, 28 марта 2024 г.
Такси до центра

ТагилСити, 28 марта 2024 г.
Ирбитская ЦГБ получила штраф за приписку медпомощи «пациентке» из Нижнего Тагила

Комсомольская правда-Новосибирск, 28 марта 2024 г.
В Новосибирской области страховой агент присвоила почти полмиллиона

НТВ, 28 марта 2024 г.
Страховые выплаты по рухнувшему мосту в Балтиморе станут рекордными

Авторадио, 28 марта 2024 г.
Данные о полисах у перевозчиков включат в федеральную систему

Forbes Казахстан, 28 марта 2024 г.
В 2023 году казахстанцы стали чаще страховать свои жизни из-за возросших рисков

Российская газета, 28 марта 2024 г.
Единый полис ОСАГО России и Беларуси заработает с 1 октября

РБК.Черноземье, 28 марта 2024 г.
Эксперты оценили климатические риски для агробизнеса в Черноземье

Финмаркет, 28 марта 2024 г.
В 2023 году сборы страховщиков жизни выросли на 51,6%, выплаты - на 33,2% - ЦБ РФ

Деловой Казахстан, 28 марта 2024 г.
Система ОСМС: работа по принципу солидарности

РБК (RBC.ru), 28 марта 2024 г.
Минтранс введет систему проверки страховых полисов у такси

Интерфакс-Азербайджан, 28 марта 2024 г.
Азербайджан и Туркменистан договорились о налаживании сотрудничества в сфере страхования

Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Обрушение моста в Балтиморе может стать крупнейшим страховым случаем


  Остальные материалы за 28 марта 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт