Независимая газета,
24 мая 2018 г.
Система ОМС разворачивается к пациенту
447 просмотров
Изменения в системе обязательного медицинского страхования превращают страховые компании в грамотного и заинтересованного помощника во всех делах, связанных со здоровьем и его сохранением.
Обязательное медицинское страхование стало внедряться в России с самого начала 1990-х годов. Страховая система была призвана заменить собой механизм государственного финансирования здравоохранения, объединив бюджетные источники с отчислениями работодателей. Кроме того, система ОМС должна была внести рыночные принципы в организацию медпомощи: стимулировать конкуренцию медицинских организаций за пациента. Но тогда слабость и недостроенность системы ОМС и перманентный кризис 90-х не дали возможности проявиться ожидаемым эффектам.
Что называется, «на ноги» обязательное медицинское страхование начало становиться только в начале 2000-х. С этого времени происходит постепенное вовлечение системы ОМС в процессы модернизации и реформирования здравоохранения. «Учетно-расчетные» функции, долгое время остававшиеся чуть ли не исключительным содержанием работы системы, стали дополняться решением специфических для здравоохранения задач.
Так, например, внедрение новых видов медицинской помощи, прежде всего – высокотехнологичной (ВМП), потребовало не только модернизации медоборудования, обучения врачей, реорганизации системы оказания медпомощи, но и включения экономических механизмов обеспечения доступности новых видов лечения для населения. Порядок прямого госфинансирования через выделение квот конкретным НИИ и клиникам изжил себя с приближением объема ВМП к расчетной потребности страны и кратным (почти в четыре раза за последние шесть лет) увеличением числа оказывающих ВМП медорганизаций и их распространением по всей стране. Адекватным решением оказалась система ОМС, путем погружения в которую «созревших» для этого видов ВМП и обеспечивается их доступность для граждан.
Причем, как утверждают представители медицинского сообщества и пациентских организаций, финансирование ВМП через систему ОМС оказалось предпочтительнее и для пациентов, и для здравоохранения в целом, нежели прямое госфинансирование через систему квот. ОМС в отличие от системы квот дает пациенту право выбора медицинского учреждения, в котором он может получить соответствующую услугу. Это создает конкуренцию между медорганизациями и стимулирует повышение качества и улучшение условий медобслуживания.
Но главные изменения в системе ОМС начались после того, как Минздрав несколько лет назад стал активно продвигать принципы пациентоориентированной медицины. Министр Вероника Скворцова, сама врач и ученый, способный находить нестандартные решения, решительно вменила медстраховым компаниям новые для них функции. Она определила это так: «Важнейшее участие в реализации принципа пациенто-ориентированности системы здравоохранения должны принять страховые медицинские организации. Именно они должны стать защитниками главного права каждого человека на сохранение здоровья и наряду с этим должны стать мотиваторами к ответственному поведению, здоровому образу жизни, активной профилактике».
Известные ранее рядовым застрахованным гражданам только тем, что выдают полисы, страховые организации, работающие в системе ОМС, стали создавать масштабную инфраструктуру взаимодействия с гражданами и нарабатывать для этого соответствующие медицинские компетенции. С 2016 года поэтапно был создан институт страховых представителей, в обязанности которых входит непосредственное взаимодействие с застрахованными, их информирование по возможностям получения медицинской помощи, сопровождение при организации оказания медпомощи, защита их прав и законных интересов в сфере ОМС. Особая задача страховых представителей – информирование и мотивирование граждан к заботе о своем здоровье, ведению ЗОЖ, своевременному прохождению диспансеризации и лечения по ее результатам. Судя по тому, что один из основных трендов современной медицины – концентрация внимания на сохранении здоровья и профилактике болезней – в последние годы дошел и до России, задачи страховых представителей в этом направлении в дальнейшем, надо полагать, будут серьезно расширены.
Корпус страховых представителей по всей стране достигает сегодня 9 тыс. человек. Немаловажно, что его работа финансируется не из фонда ОМС, а самими страховыми компаниями.
Как показал апрельский опрос ВЦИОМ, роль страховых представителей уже в значительной мере осознана и востребована в обществе. Их наиболее полезными функциями опрошенные назвали: контроль за качеством медицинских услуг и соблюдением сроков госпитализации (49%), информирование и напоминание о диспансеризации (43%), помощь пациентам в разрешении конфликтов (23%).
Конечно, новые задачи страховых компаний и института страховых представителей не будут с первого же дня выполняться идеально. Но факторов, которые постепенно начнут вращать колесики этого механизма в нужную сторону и с должной скоростью, теперь достаточно. Это и целенаправленные усилия Минздрава, и контроль со стороны Фонда ОМС, и заинтересованная активность граждан, получивших теперь в лице системы ОМС грамотного ассистента в своем взаимодействии с системой здравоохранения. Более того, с переходом системы ОМС на совсем другой режим взаимодействия с застрахованными, у страховых компаний появляется серьезный мотив работать лучше. Ведь гражданам теперь станет не все равно, в какой компании оформлять полис. Люди пойдут туда, где получат более внимательное отношение и более квалифицированную помощь. Благо менять свою страховую компанию по ОМС каждый имеет право раз в год.
Галина ГРАЧЕВА
Вся пресса за 24 мая 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 марта 2024 г.
|
|
cbr.ru, 19 марта 2024 г.
Автомобилисты стали чаще страховаться по каско: итоги страхового рынка за 2023 год
|
|
Банки.ру, 19 марта 2024 г.
Названы самые аварийные автомобили
|
|
Российская газета онлайн, 19 марта 2024 г.
Юрист Ковалев предупредил об ответственности за мошеннические схемы с ДТП
|
|
РИА Пензенской области, 19 марта 2024 г.
«Росгосстрах» подтвердил лидерство в страховых выплатах за дома и дачи россиян
|
|
Коммерсантъ, 19 марта 2024 г.
Перестраховался на восемь лет
|
18 марта 2024 г.
|
|
AK&M, 18 марта 2024 г.
BNP Paribas планирует выкупить долю китайской Fosun в Ageas за $816 млн
|
|
Биробиджанская звезда, 18 марта 2024 г.
ОСАГО сделали удобнее
|
|
Москва FM, 18 марта 2024 г.
Работодатели расширяют программы корпоративного страхования сотрудников
|
|
BFM.Ru, 18 марта 2024 г.
ЦБ: работодатели привлекают новых сотрудников благодаря введению ДМС
|
|
Медвестник, 18 марта 2024 г.
Банк России отчитался о росте рынка ДМС
|
|
ТАСС, 18 марта 2024 г.
Mirror: некоторые британцы сами удаляют зубы из-за отказа врачей принимать новых пациентов
|
|
Frank Media, 18 марта 2024 г.
НПФ и страховщиков хотят обязать согласовывать свои названия с ЦБ
|
|
Правда.ru, 18 марта 2024 г.
Будет ли страховая платить по ОСАГО, если пассажир при открытии дверей повредил другое авто
|
|
Sputnik Казахстан, 18 марта 2024 г.
Частная поликлиника в Астане получала деньги за умерших детей и переехавших граждан – ФСМС
|
|
Правда.ru, 18 марта 2024 г.
На Тайване мужчина сидел в ведре с сухим льдом 10 часов ради страховки и лишился ног
|
|
Интерфакс, 18 марта 2024 г.
Минфин предложил обязать НПФ и страховщиков согласовывать свои названия с ЦБ РФ
|
|
Право.Ru, 18 марта 2024 г.
«Росгосстрах» взыскал с экс-главы дочерней компании 1,2 млрд руб.
|
 Остальные материалы за 18 марта 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|