Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Известия, 24 апреля 2014 г.

Россиян простимулируют страховать жилье налоговыми льготами

По информации «Известий», Центробанк разрабатывает свой вариант законопроекта о страховании жилых помещений граждан при участии государства — предложения регулятора были представлены на прошедшем вчера совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


страхование сегодняИзменения в регулировании страхования авиационных рисков и их влияние на качество защиты в случае авиакатастроф


Гражданская авиация, 19 апреля 2008 г.

Изменения в закон внесены, но проблемы остались
3402 просмотра

В последнее время в прессе много внимания уделяется вопросам страхования ответственности авиаперевозчика. Следует отметить, что данные публикации не всегда отражают существо проблемы и часто оказываются конъюнктурными и противоречивыми, вводящими читателей в заблуждение. Хотелось бы приостановить этот поток негативной информации, касающейся вопросов страхования и урегулирования претензий по ответственности авиаперевозчика перед пассажирами, и осветить указанные проблемы с точки зрения профессионалов.

Немного информации по истории вопроса. Законодательной нормой, установившей обязанность авиаперевозчика страховать свою ответственность перед 3-ми лицами, пассажирами, грузовладельцами, является Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно требованию Воздушного кодекса минимальная страховая сумма, на которую должен застраховать свою ответственность авиаперевозчик перед пассажиром за его жизнь и здоровье, составляет 100 тыс. рублей. Данная норма была установлена в 1997 году в МРОТ и на протяжении 10 лет не корректировалась в сторону увеличения. После тяжелейших авиационных катастроф 2006 года Президентом и Правительством России было дано поручение разработать и внести изменения в соответствующие статьи Воздушного Кодекса, касающиеся повышения лимитов ответственности авиаперевозчика за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

04 декабря 2007 года был принят Федеральный закон № 331-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный Кодекс Российской Федерации». Изменения коснулись только статьи 117 («Ответственность авиаперевозчика») и статьи 133 («Страхование ответственности перед пассажиром»). Все остальные нормы, регулирующие страхование ответственности авиаперевозчика перед 3-ми лицами и грузовладельцами, а также страхование лётного состава авиакомпаний остались в прежнем виде. Изменения, внесённые законом в страхование ответственности авиаперевозчика перед пассажиром таковы:

1. Вводится обязательный вид страхования при установлении страховых тарифов страховщиком.

2. Устанавливаются минимальные размеры страховых сумм, в пределах которых страховщик обязуется возместить пассажиру воздушного судна причинённый вред, в отношении:

- жизни пассажира – не менее 2.025.000 рублей на каждого пассажира;
- здоровья пассажира – не менее 2.000.000 рублей на каждого пассажира и
багажа – не менее 600 рублей за каждый килограмм веса багажа;
- вещей при пассажире – не менее 11.000 рублей на каждого пассажира.

3. Минимальные страховые суммы устанавливаются только при выполнении внутренних воздушных перевозок. При выполнении международных воздушных перевозок размеры страховых сумм должны соответствовать международным нормам, правилам и договорам Российской Федерации.

4. Страховая выплата распределяется между выгодоприобретателями пропорционально их количеству.

5. Выгодоприобретатели имеют право предъявлять требования о возмещении причинённого вреда как к страхователю, так и непосредственно к страховщику.

6. Страховщик осуществляет страховую выплату в течение 30-ти дней со дня предоставления необходимых документов.

7. Порядок реализации прав и обязанностей сторон определяется Типовыми правилами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна, которые должны быть утверждены Правительством Российской Федерации.

Несмотря на такие положительные с точки зрения социальной значимости моменты, как увеличение страховых сумм и сокращение сроков выплат, новый закон не решил полностью старые проблемы и одновременно создал для участников авиационного рынка новые. Страховщики оценивают принятый закон с точки зрения выполнения его норм – как именно будут ими организованы страховые выплаты. Основная задача страховщика-профессионала в контексте рассматриваемого закона заключается в выполнении основной функции страхования – компенсационной. Существующая практика судебного и досудебного урегулирования претензий пассажиров к авиаперевозчику показала, что некоторые вопросы, касающиеся учёта интересов пассажиров, авиаперевозчиков и страховщиков, не были учтены в новом законе.

За годы существования российского рынка авиационного страхования произошло не так много авиакатастроф, чтобы говорить о том, что многие страховщики накопили богатый опыт в урегулировании претензий, связанных с ответственностью авиаперевозчика перед пассажирами. ЗСАО «Лексгарант» впервые столкнулось с необходимостью урегулирования убытка, связанного с гибелью большого числа пассажиров, в 1994 году, когда произошла катастрофа самолета А 310 под Новокузнецком. В практике авиационного страхования (как в российской, так и в международной) проблемы, возникающие с урегулированием претензий пострадавших и родственников погибших пассажиров, являются самыми тяжёлыми.

Урегулирование исков по гражданской ответственности авиаперевозчика перед пассажирами является довольно длительным процессом и определяется законодательством страны, где происходят судебные заседания. Для того, чтобы участники авиационного рынка представляли себе проблемы, с которыми им придётся столкнуться после введения нового закона, хотелось бы отметить следующие основные аспекты урегулирования претензий, связанные со спецификой авиационного страхования, а именно: организационный, методический и судебный. Создать единую технологию для всех случаев урегулирования претензий по искам гражданской ответственности авиаперевозчика невозможно, т.к. каждое авиационное происшествие имеет свои особенности. Можно говорить только об общих базовых принципах урегулирования и взаимодействия страховщика и авиакомпании (страхователя) в кризисной ситуации.

Организационный аспект. Необходимо наличие определенного (т.н. «кризисного») плана действий как в авиационной, так и в страховой компаниях на случай серьёзных авиационных происшествий и катастроф. В действительности такой план имеется только в некоторых крупных российских авиакомпаниях, а в страховых компаниях, не профессионально занимающихся страхованием авиационных рисков, подобный план отсутствует. Основные моменты данного плана действий выглядят примерно следующим образом:

1.Формирование центра (штаба) управления кризисной ситуацией;

2. Организация работы сформированного центра (штаба), включая определение круга лиц, имеющих доступ к информации, согласованные выступления и заявления перед родственниками погибших и в СМИ; привлечение сотрудников авиакомпании, страховой компании, психологов, медицинского персонала, юристов для работы по приёму родственников пострадавших (погибших) пассажиров.

- Выпуск отдельных и совместных пресс-релизов по мере осуществления расследования авиационной катастрофы.

- Организация работы пресс-служб компаний, отслеживание и мониторинг информации и публикаций в СМИ с целью недопущения искажения обстоятельств происшествия и ситуации, которые имели место в действительности.

- Выделение «горячей линии» для консультаций и работы с родственниками погибших на базе авиакомпании.

Учитывая повышенное внимание российских СМИ к авиакатастрофам, урегулированию исков и особенно к размеру страховых выплат, необходимо своевременное, но дозированное предоставление информации прессе на первоначальных этапах расследования авиакатастрофы для того, чтобы «сбить» ненужный ажиотаж общественности и перевести весь процесс урегулирования претензий в нормальное рабочее русло.

Рост юридической грамотности российских потребителей авиационных услуг приводит к тому, что большинство судебных исков, предъявляемых пострадавшими в связи с авиационными происшествиями, оформляется через адвокатов. Поэтому особое внимание страховщикам и авиакомпаниям следует обратить на оформление страховых документов, чтобы исключить судебные иски в дальнейшем.

Технология урегулирования претензий по ответственности авиаперевозчика перед пассажирами имеет 2-х уровневую структуру и выглядит следующим образом.

1-й уровень: Авиакомпания совместно со страховщиком разрабатывает и реализует план действия по урегулированию претензий.

2-й уровень: Страховщик в свою очередь с привлечением брокера и перестраховщиков (лидеров) совместно составляет план урегулирования исков, назначает сюрвейеров, адвокатов и соответственно резервирует сумму страховых выплат для урегулирования данной претензии. Решается вопрос выработки совместной тактики и стратегии урегулирования претензий и порядка их оплаты (досудебного и судебного).

До начала урегулирования претензий определяется статус воздушной перевозки (внутренняя, международная), выявляются иностранные пассажиры на борту и страны приобретения авиабилетов. Это необходимо для установления максимальных лимитов возмещения ущерба родственникам погибших и пострадавшим.

Проводятся предварительные консультации с родственниками погибших и принимаются заявления о возмещении вреда (багаж, количество иждивенцев, моральный вред) для определения общего объёма и характера претензий и создания страховщиком максимального резерва для страховых выплат.

При этом вопрос компенсации морального вреда требует отдельного рассмотрения. В настоящее время в Российской Федерации действующими нормативными документами страхование ответственности перевозчика за причинение морального вреда не предусмотрено и на практике не применяется. Размер компенсации определяется исключительно судом в зависимости от характера физических и нравственных страданий потерпевшего.

Методические аспекты.

На основе анализа судебной практики урегулирования претензий страховщики в настоящее время имеют дело с двумя видами исков:

- возмещение имущественного вреда, вреда багажу и вещам при пассажире;
- возмещение морального вреда (причинение физических и нравственных страданий).

Выплаты страхового возмещения (обеспечения) осуществляются по решению суда и в досудебном порядке по неоспоримой части – по той части исков, которая подтверждается документами (расходы на погребение, ритуальные услуги, потеря заработка (дохода), вызванная утратой кормильца, и другие расходы).

Компенсация морального вреда осуществляется за счёт средств авиакомпании исключительно по решению суда.

Какие проблемы могут возникнуть в суде у страхователя и страховщика? Если страховые документы оформлены в соответствии с действующим законодательством и Правилами страхования, то судебные процессы не затягиваются и шансы адвокатов родственников погибших трактовать правила и условия договора страхования по своему усмотрению и строить на этом судебный процесс – снижаются.

Ещё одна существенная проблема - понятие определения «расходы на погребение» в правилах страхования и в решениях суда. В Правилах страховщиков фигурируют три варианта: расходы на погребение, расходы на захоронение, ритуальные услуги. Что требуют истцы при обращении в суд? Им должны быть компенсированы расходы на погребение и на установку памятников после года захоронения. Что это означает? После выплаты страхового возмещения, полностью компенсирующего расходы истцов на погребение, истцы требуют от страховщика компенсацию дополнительных расходов, связанных с установкой памятников спустя 1 год после захоронения. Стоимость памятников оценивается истцами по разным искам от 500 тыс.руб. до 3 млн. руб. и выше. Возникает вопрос о создании определенной собственности на территории захоронения на средства страховщика. Данные расходы к затратам на погребение не относятся и по новому закону исчерпываются суммой в 25.000 руб. Также по новому закону предусмотрена возможность осуществления предварительных выплат (компенсация расходов на погребение) в случае гибели пассажира.

Обратимся ещё раз к рассмотрению вопроса компенсации морального вреда. Иски по компенсации морального вреда составляют в общем количестве предъявляемых исков к авиаперевозчику максимальную величину. В сумме страховой выплаты пассажиру или выгодоприобретателям компенсация морального вреда по новому закону не предусматривается. Размер компенсации определяется исключительно по решению суда и подлежит возмещению авиаперевозчиком. В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ на нарушителя возлагается обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинён жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности. Основания и размер компенсации определяются правилами, предусмотренными гл.59 и ст.151 ГК РФ. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера и компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств и индивидуальных особенностей потерпевшего. Что это означает? Судья, как правило, даёт субъективную материальную оценку морального вреда в зависимости от характера моральных страданий и количества погибших родственников и степени родства: дети, внуки, близкие родственники. Сумма компенсации по существующей на сегодня судебной практике определяется каждым судьёй индивидуально и составляет в среднем из расчёта от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. на одного погибшего. Соответственно, чем моложе истец, тем сумма компенсации меньше, т.к. пострадавший может в какой-то мере адаптироваться после авиационной катастрофы, например, выйти замуж или жениться, родить детей и т.д. Чем старше потерпевший, тем сумма компенсации выше.

В зарубежной практике страхование морального вреда существует довольно давно и имеет солидную методическую базу, а не субъективное мнение судьи при оценке ущерба. В российской практике моральный вред находится в исключениях страховых покрытий.

Судебный аспект (практика ведения судебных процессов).

Как было ранее сказано, практически все исковые заявления, предъявляемые в связи с авиакатастрофами, оформляются через профессиональных адвокатов. К сожалению, складывается впечатление, что целью большинства исковых заявлений является не защита интересов потерпевших, а манипулирование сознанием истцов для собственной рекламы, создание имиджа успешных и дорогих адвокатов. Как это ни печально, но следует констатировать, что в последние годы судебные процессы в связи с авиакатастрофами превратились в рынок, на котором действует жёсткая конкуренция среди адвокатов. Это превращается в определенную сферу бизнеса, функционирующую по своим законам. Данное обстоятельство необходимо учитывать и разделять собственно процесс урегулирования исков и PR-акции адвокатов.

Особое внимание следует обратить на текст исковых заявлений. В большинстве исков идёт подмена понятий, преднамеренно смешиваются понятия личного страхования и страхования ответственности.

Как показала практика, исковые требования предъявляются одновременно в два адреса, а не в один из двух:

- к авиакомпании – возмещение морального и материального вреда;
- к страховой компании – возмещение материального вреда.

Это означает, что истцы хотят получить двойное возмещение. Данное противоречие новый закон также не устранил. Широкий перечень выгоприобретателей, имеющих право на получение страховой выплаты в рамках договора обязательного страхования, требование распределить выплату пропорционально их количеству, очевидно приведёт к росту судебных исков и к усложнению процедур урегулирования претензий.

Для того, чтобы определить сумму исков, связанных с возмещением материального вреда, нужны документы, подтверждающие причинение вреда и размер нанесенного ущерба. Основной материальный ущерб - это утраченный багаж и вещи при пассажире. По новому закону максимальная сумма выплат может составить 23 тыс. руб. Естественно, ряду адвокатов такого рода иски будут просто не интересны. Как правило, подобные претензии удовлетворяются страховщиками в досудебном порядке по неоспоримой части.

Для того, чтобы минимизировать финансовые потери и сохранить репутацию компании, авиаперевозчикам следует серьёзно задуматься о качестве действующего страхового покрытия и не экономить на страховании. Необходимо страховое покрытие, которое в полном объёме обеспечит страховые выплаты в соответствии с действующим законодательством в случае серьёзного авиационного происшествия и позволит избежать авиакомпании банкротства.

В этой связи хотелось бы дать некоторые рекомендации авиакомпаниям:

1. Провести в кратчайшие сроки ревизию действующих полисов (договоров) страхования гражданской ответственности авиаперевозчика в целях увеличения лимитов ответственности перед пассажирами, принимая во внимание, что 2.025.000 рублей – минимальная страховая сумма, которая будет выплачиваться в случае гибели пассажира практически в 100 % случаев.

2. Внести изменения в построение страховой защиты по ответственности авиаперевозчика, а именно: оформить единый полис страхования с включением положений обязательного страхования ответственности перед пассажирами. Может возникнуть ситуация, при которой авиаперевозчику понадобятся два полиса (по требованию авиационных властей): «обязательный» - страхование ответственности перед пассажирами с минимальными лимитами ответственности и «добровольный» - страхование ответственности перед 3-ми лицами, пассажирами (с более высокими лимитами) и грузовладельцами. При этом следует иметь ввиду, что стоимость нового страхового покрытия, если и будет отличаться по стоимости от действующего, то незначительно и не ляжет тяжким бременем на финансовые результаты авиакомпании. Больше всего могут пострадать авиакомпании, занимающиеся исключительно чартерными внутренними пассажирскими перевозками и имеющие страховые полисы ответственности авиаперевозчика перед пассажирами с минимальными лимитами.

В настоящее время при участии страховщиков Минфином РФ разработан проект типовых правил обязательного страхования - новый страховой продукт, касающийся обязательного страхования ответственности авиаперевозчика перед пассажирами в соответствии с нормами нового закона. После утверждения Типовых правил он будет представлен участникам авиационного рынка.

Главная цель страховщиков - не сбор страховых премий, а урегулирование убытков, выражающееся в законном и справедливом возмещении затрат, понесенных страхователем.

Ирина КОСОГОВА, Заместитель генерального директора ЗСАО «Лексгарант», Вице – президент Российской Ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), кандидат экономических наук


  Вся пресса за 19 апреля 2008 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Авиационное страхование, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Текущая пресса

24 апреля 2024 г.

Тверские ведомости, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области активно страхуют своё здоровье и автомобили

Интерфакс, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченные предложили ограничить почтовые обращения из-за «лукавых посредников» в ОСАГО

Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
ИИ необходимо тщательно контролировать, но он принесет пользу страховой отрасли

СенатИнформ, 24 апреля 2024 г.
В Генпрокуратуре предлагают упросить механизм страховых выплат бойцам СВО

ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Рабочая группа по СВО предложила дать опекунам погибших бойцов право на выплаты

Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Будущее экосистемы страховых претензий

Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Генпрокурор предложил упростить назначение страховых выплат участникам СВО

Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Кто такие «страховые помогайки»

korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ

korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный выявил недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско

Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП

Афанасий-биржа, Тверь, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области чаще всего страхуют здоровье и автогражданскую ответственность

Ведомости, 24 апреля 2024 г.
Альфа-банк, «Альфастрахование» и «Билайн» создают новую компанию

ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Матвиенко предложила проработать вопрос страхования жилья на случай ЧС

Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Рыночная капитализация мировых страховщиков растет по мере улучшения результатов

РИА Новости, 24 апреля 2024 г.
ВСС считает, что нужен перезапуск страхования жилья в регионах

Российская газета, 24 апреля 2024 г.
В России планируют усилить защиту посетителей массовых объектов новым законом


  Остальные материалы за 24 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт