Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Симбирский курьер, Ульяновск, 19 апреля 2014 г.

Жизнь оценили в рублях

Три миллиона рублей – в такую сумму ульяновцы оценивают «стоимость» человеческой жизни. Соответствующее социологическое исследование на днях завершил Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах». Под [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Транспорт России, 9 ноября 2009 г.

Как спасти идею?
1406 просмотров

С нового года отменяется лицензирование – строительная отрасль переходит на саморегулирование. Как сделать этот процесс эффективным и не допустить ошибок, которые бы дискредитировали саму идею саморегулирования? Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказывает генеральный директор САО «ГЕФЕСТ», доктор экономических наук, руководитель рабочей группы по взаимодействию со строительными СРО Всероссийского союза страховщиков Александр МИЛЛЕРМАН.

- Александр Самуилович, расскажите вначале, как кризис повлиял на рынок страхования в строительной отрасли?

- На рынке проблемы те же, что и в экономике страны. Когда уменьшаются объемы строительства - уменьшаются и объемы страхования. Если до кризиса прирост рынка страхования в строительстве составлял до 30% в год, то в текущем году он снизился на 5% по сравнению с прошлым годом. Хотя строительный рынок "просел" гораздо глубже: за первое полугодие - на 18%, но уже в августе-сентябре темп падения замедлился, так что в целом по году снижение, по нашим расчетам, составит 10-12%. Дело в том, что в транспортном строительстве государственное финансирование не уменьшилось. Но оно перераспределилось в пользу трех главных проектов: строительства транспортной инфраструктуры для Олимпиады-2014 в Сочи, а также на Дальнем Востоке - в рамках подготовки к саммиту АТЭС и в Казани. Под эти проекты выделены очень серьезные финансовые ресурсы. Причем, судя по планам, объем инвестиций не снизится и в следующем году. Частных инвестиций практически не предвидится, зато государственные вложения в транспортное строительство увеличатся на 100 млрд. рублей и составят в целом почти 560 млрд. рублей. Поэтому, полагаю, и рынок страхования строительных рисков останется на уровне нынешнего года, а он сегодня оценивается в 14, 5-15 млрд. рублей.

- Как известно, с 1 января будущего года лицензии действовать уже не будут - должен включиться механизм саморегулирования. Но готова ли к этому строительная отрасль?

- Сегодня саморегулированием охвачено не более 20% строительного рынка. В стране было выдано 260 тысяч лицензий на те или иные виды строительных работ. Правда, как считают эксперты, за допусками на строительные работы должны обратиться около 50 тысяч реально работающих организаций. При средней численности 150 членов в СРО, их должно быть создано более 300. Но пока зарегистрировано менее 100. На сегодняшний день подписано всего около 2,5-3 тысяч договоров страхования ответственности членов СРО, в частности, САО "ГЕФЕСТ" заключило более 350 таких договоров. Получается, что большая часть строительной отрасли России должна за оставшиеся полтора месяца вступить в те или иные СРО, чтобы иметь законное право с нового года работать на своих стройках.

- Но при такой спешке можно ведь и наломать дров?

- Безусловно. Если учесть, что сама процедура создания и регистрации каждого СРО занимает несколько месяцев, сделать это за оставшееся время просто физически невозможно. Поэтому можно ожидать, что перед новым годом будут пачками регистрироваться непонятные СРО, которые, в свою очередь, будут спешно выдавать допуски на строительную деятельность. И проконтролировать этот процесс будет очень сложно.

В спешке можно действительно наломать много дров. Могут появиться СРО-"однодневки", которые, выдав допуски, затем исчезнут. Кстати, Интернет уже пестрит объявлениями: "Выдам допуски к строительным работам - быстро и дешево! ". И когда строители будут выбирать, куда вступить - в СРО, где требуют принести кучу документов (лицензию на строительные работы, справку из банка, копии трудовых книжек, сдать экзамены, да еще и заплатить вступительный взнос), или в СРО, где ничего не требуют и взнос - копейки, появится соблазн выбрать ту, где проще. А это влечет за собой серьезные риски. Представьте, что строительной организации, купившей допуск, доверят строить какой-нибудь транспортный объект, к примеру, мост. Где гарантия, что он потом не рухнет?

- Получается, отменили лицензирование в строительстве, поскольку этот механизм оброс "ракушками" бюрократии и коррупции, а теперь те же "болячки" появляются в саморегулировании? Как с этим бороться?

- Бороться очень трудно. Дело в том, что в строительной отрасли одновременно запущено несколько механизмов, каждый из которых, по-хорошему, следовало запускать последовательно - один за другим. В стране одновременно создаются СРО, идет выдача допусков на строительную деятельность и параллельно вводится механизм страхования. При этом регулирующий орган проконтролировать все эти процессы не в силах. Поэтому ответственность за это ложится на сами СРО и национальные саморегулируемые организации. Они лучше всех знают: кто есть кто на строительном рынке. И больше всех заинтересованы в том, чтобы фиктивные СРО не опорочили саму идею саморегулирования.

- А как со страхованием - тоже не все идет гладко?

- Из-за кризиса многие сегменты страхового рынка "съежились", и страховые компании ринулись на строительный рынок. А это портит рынок. Нельзя сегодня страховать розничную торговлю, а завтра - строительство. У каждого продукта своя специфика. Я недавно читал лекцию студентам в Академии народного хозяйства о том, как правильно страховать строительные риски. Нельзя просто подписать договор и ждать, пока закончится срок его действия. Надо знать, что происходило на стройплощадке вчера и что происходит сегодня. Быть в курсе всего, что происходит на строящемся объекте, проверять, не изменились ли проектные решения, технология и качество работ и были ли авралы. Словом, надо вникать во все детали, так как в зависимости от этого будут регулироваться страховые убытки. Для этого в страховых компаниях нужны целые подразделения экспертов - инженеров, специалистов с техническим образованием. У нас в "ГЕФЕСТе", например, многие имеют по два диплома о высшем образовании - по строительному и страховому делу. А если за дело берется не специалист и делает из этого вида страхования розничный "коробочный" продукт - это выглядит по меньшей мере смешно. Но главное, негативно влияет на рынок.

- Какие еще проблемы выявились при формировании системы страхования в СРО?

- Некоторые строительные организации стремятся получить полис для того, чтобы уменьшить вступительный взнос в СРО, а не с целью реального страхования рисков. В результате появляется "имитационное" страхование - договоры заключаются на сумму, которая не соответствует реальным рискам.

Но главное: у страховщиков и саморегулируемых организаций отсутствуют единая политика и взаимопонимание в сфере страхования гражданской ответственности. А в законе о СРО в строительстве не указаны параметры данного страхования - это целиком отдано на откуп самим СРО и страховщикам. Но до сих пор нет согласованных методик оценки рисков и ущерба. Предлагаются разные варианты, в том числе коллективное страхование и страхование с привязкой к конкретному объекту. Некоторые страховые компании, пользуясь этой "чересполосицей" мнений, предлагают "дешевые" условия страхования - с минимальными страховыми взносами и суммами, а также ничтожным объемом страхового покрытия. Тем самым дискредитируются как сами СРО, так и идея страхования ответственности строителей.

- Ну и как же спасти идею?

- Мы в числе первых предложили свой вариант методики страхования ответственности членов СРО. Он был одобрен и рекомендован всему сообществу Российским союзом строителей. Но вскоре стало ясно, что в национальном масштабе эффективно действующая система страхования СРО не сложится. Необходима разработка общенациональных стандартов страхования членов строительных СРО, которые были бы затем одобрены ведущими страховщиками - членами Всероссийского союза страховщиков и приняты строительным сообществом в лице ведущих СРО.

Принятие этих стандартов решит сразу несколько проблем. Во-первых, определит некие ориентиры в страховании. А во-вторых, необходимо дать строителям определенные гарантии выполнения страховыми компаниями своих обязательств. Я думаю, что в конце концов страховщикам придется создать специальный компенсационный фонд, из которого будут осуществляться выплаты, если какой-то страховщик не сможет выполнить свои обязательства. Кстати, при Российском союзе автостраховщиков аналогичный фонд создан по ОСАГО.

- Но почему главную роль в разработке стандартов страхования членов СРО отвели Всероссийскому союзу страховщиков?

- Это крупнейшее профессиональное объединение на страховом рынке. И у него уже есть опыт разработки отраслевых стандартов, в том числе для отраслей, где введено саморегулирование. Кроме того, на правительственном уровне было решено координировать процесс перехода строительной отрасли на саморегулирование. Дано поручение ряду ведомств - Министерству регионального развития, Минэкономики и Минфину России подготовить методические указания по страхованию ответственности членов строительных СРО. Но рабочая группа при ВСС, в которую входят представители 20 крупнейших страховых компаний (в том числе и "ГЕФЕСТа"), начала работу над пакетом документов по "строительному ОСАГО" гораздо раньше - по инициативе самих участников страхового и строительного рынков. И это первый пример, когда система страхования ответственности такой масштабной отрасли, как строительство, внедряется не "сверху", а "снизу".

- А как сами строители отнеслись к попыткам ввести в СРО стандарты страхования?

- Представители крупнейших СРО принимали участие в обсуждении всех документов. И мы постарались максимально учесть их пожелания. Так что можно сказать, что выполняли их заказ. В результате была разработана принципиальная модель единой методологической основы системы страхования в строительной отрасли. На ее базе будут определены регламенты страхования ответственности членов СРО и правила этого вида страхования. Если страховщики и строители станут играть по одним правилам, можно будет проконтролировать качество страхования.

Мы уже разработали для саморегулируемых организаций "Требования к страхованию ответственности членами СРО". Подготовили и Правила страхования ответственности членов СРО для страховых компаний, направив их на согласование ведущим страховщикам. Кроме того, выработаны и общие методические указания, которые уже переданы в Правительство РФ.

В соответствии с этими документами предлагается система двойной страховой защиты ответственности членов строительных СРО. Каждый из них обязан обеспечивать непрерывное страхование своей ответственности по годовому договору страхования, не привязанному к конкретному объекту. Минимальная страховая сумма при этом устанавливается в размере 5% от годовой выручки члена СРО от строительных работ на территории России за предыдущий отчетный год и не может быть менее 5 млн. рублей и более 100 млн. рублей. А члены СРО, которые занимаются сооружением особо опасных или уникальных объектов, если стоимость СМР превышает 100 млн. рублей, а также при выполнении работ по договору подряда стоимостью более 1 млрд. рублей, обязаны страховать свою ответственность в рамках данных проектов.

- По строителям серьезно ударил кризис - смогут ли они оплатить страховые полисы?

- Да, многие жалуются на нехватку средств - надо платить вступительный взнос в СРО, в компенсационный фонд, а тут еще и расходы на страхование. Но при наличии полиса взнос в компенсационный фонд уменьшается с 1 млн. до 300 тыс. рублей. К тому же страхование ответственности членов СРО изначально задумывалось как массовый и доступный продукт. В среднем стоимость страхового полиса на год составляет от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, в зависимости от размера организации, объема и видов выполняемых работ. Это необходимый минимум для возмещения ущерба третьим лицам. И не надо опасаться, что страховка увеличит стоимость строительства, - за лицензию ведь строители платили тоже немалые деньги.

Не стоит обвинять и страховщиков в том, что они якобы навязывают строителям завышенные лимиты и тарифы в рамках этого "ОСАГО". Речь идет об общем объеме страховых премий около 1 млрд. рублей - это менее 1/15 всего рынка страхования в строительстве. Прямо скажем: скромная цифра. Между тем убыточность этого вида страхования велика.

Вместе с тем мы понимаем, что именно этот скромный рынок будет формировать отношение строителей к страхованию.

- Вы говорите, что этот вид страхования убыточен. Но почему?

- Строители часто наносят ущерб здоровью или имуществу третьих лиц, и эти случаи порой невозможно предотвратить. Вот, например, такая история: водитель грузовика вез ночью асфальт и не заметил над дорогой пешеходный переход, в результате повредил его поднятым кузовом. Регулярно происходит также окрашивание машин, припаркованных возле стройплощадок. Бывает, наносится и более крупный ущерб - когда при строительстве повреждают соседние здания или наносят увечья прохожим. Общей статистики не существует, но по данным, которые есть в "ГЕФЕСТе", страховые выплаты происходят по 40% договоров страховой ответственности строителей.

- Но ведь этот полис не покрывает всех убытков?

- Да, он позволяет лишь возместить ущерб третьим лицам, но не самим строителям. Поэтому необходимо комплексное управление рисками. Особенно когда реализуются крупные инфраструктурные проекты. Кстати, многие СРО планируют в дальнейшем потребовать от своих членов страховать не только свою ответственность, но и СМР, и даже персонал. Кстати, наша компания страхует весь спектр рисков - имущество, технику, основные фонды, строительно-монтажные работы, а кроме того, и грузоперевозки.

- В создании системы страхования в СРО пока сделаны только первые шаги. А что будете делать дальше?

- Мы планируем разработать типовые Правила страхования ответственности членов СРО. И рассчитываем, что после лицензирования они будут рекомендованы всему строительному рынку. Такой же пакет документов необходимо разработать и для саморегулируемых организаций изыскателей и проектировщиков. Кроме того, нужны методические рекомендации по тарифам, оценке рисков и ущербов в рамках страхования ответственности СРО. А сделать это непросто. Например, рассчитать уровень тарифов очень сложно, так как статистика, которая должна лечь в основу, утеряна из-за реорганизации ведомств и приватизации строительного комплекса. Нет пока ответа и на вопрос о сроке, на который должен выдаваться полис страхования ответственности проектировщика. Нужна статистика, а ее нет, поэтому придется собирать по крупицам то, что осталось.

Цель всей этой работы - создать систему, которая будет эффективно работать на строительном рынке. Дело это очень важное и очень ответственное. Прецедентов внедрения стандартов необязательного страхования в масштабах отрасли и страны в России еще не было.


  Вся пресса за 9 ноября 2009 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Тенденции, Строймонтаж страхование (CMR), Управление риском, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Текущая пресса

18 апреля 2024 г.

Сельская жизнь, 18 апреля 2024 г.
Страхование как защита от стихии

Финмаркет, 18 апреля 2024 г.
Агростраховщики ожидают сельхозубытков в 5 регионах в связи с введением режима ЧС

Финмаркет, 18 апреля 2024 г.
«Финам» повысил рейтинг акций UnitedHealth до «покупать»

Frank Media, 18 апреля 2024 г.
«Росгосстрах» планирует присоединить СК «Пульс» во второй половине 2024 года

Авторамблер, 18 апреля 2024 г.
В России предложили новый вариант возмещения по ОСАГО

Наша версия, 18 апреля 2024 г.
В Кирове страховщики судятся с автоюристами из-за рекламы

За рулем, 18 апреля 2024 г.
Отказали в краткосрочном ОСАГО — что делать?

Доктор Питер, 18 апреля 2024 г.
Мошенники ловят россиян на новый обман по полисам ОМС

zakon.kz, 18 апреля 2024 г.
Мошенничество с автостраховкой: как распознать обман и избежать штрафа за поддельный полис

Business FM Санкт-Петербург, 18 апреля 2024 г.
Россиянам могут разрешить самостоятельно искать сервис для ремонта автомобиля по полису

Бизнес Грузия, 18 апреля 2024 г.
Страховой сектор Грузии привлек премии на 14, 7 млн. по линии страхования грузов

Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2024 г.
Прибыль киберстрахования высокая, а премии растут медленнее: Fitch

Regnum, 18 апреля 2024 г.
Захарову возмутил отказ страховых выплачивать компенсации за подрыв «СП»

Казахстанский портал о страховании, 18 апреля 2024 г.
Страховщики и страхователи спорят по поводу ИИ в андеррайтинге и урегулировании претензий

Правда.ru, 18 апреля 2024 г.
Это только начало: 1500 обращений на 310 млн рублей поступило в страховые компании после прорыва дамбы в Оренбургской области

Forbes, 18 апреля 2024 г.
«Коммерсантъ» рассказал об основаниях для отказа страховщиков от выплат Nord Stream

Frank Media, 18 апреля 2024 г.
Страховщики «Северного потока» отказываются платить из-за конфликта на Украине


  Остальные материалы за 18 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт