Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  За рулем, 29 марта 2014 г.

Автомобилисты предлагают отменить техосмотр

Наш очередной опрос читателей «За рулем.РФ» касался двух вопросов: «Как вы проходили техосмотр на легковом автомобиле?» и «Как следует реформировать действующий техосмотр?». Выяснилось, что большинство респондентов (60%) добросовестно отнеслись к этой процедуре, но все равно 61% считает, что в нынешнем виде техосмотр бесполезен.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Бизнес-журнал, 12 ноября 2007 г.

Дети анархии
1541 просмотр

Свой Рубикон страховые брокеры перешли летом 2007 года. Точнее, 1 июля, когда процедура лицензирования стала для них обязательной. До введения новых правил в стране насчитывалось около тысячи страховых брокеров. Теперь же официально их осталось менее семидесяти. Что это — тот редкий случай, когда после вступления в силу новых законодательных инициатив целый сегмент рынка в одночасье «исчез с радаров»? На самом деле страховой брокеридж никуда не исчезал. Скорее, как раз теперь начнется процесс формирования этого сегмента в новом, цивилизованном формате.

В среднем страховые брокеры и прочие побочные каналы продаж приносят российским страховщикам около 10% от всего объема собираемых страховых премий, а 90% «поднимают» агенты. Несмотря на эти цифры, ниша, в которой действуют страховые брокеры, далеко не исчерпана. Разве что работать им приходится теперь по-новому. Как минимум, этой группе участников рынка придется не только соответствовать жестким законодательным требованиям, но и заслужить доверие страховых компаний, без чего брокерский бизнес невозможен в принципе. А вот с этим-то как раз могут возникнуть проблемы.

Век невинности

Рынок страховых брокеров начал формироваться в России вместе со всем страховым рынком, около пятнадцати лет назад. Долгое время этот сегмент услуг не привлекал к себе внимания регуляторов, однако в 1995 году Федеральная служба страхового надзора (ФССН) взялась вести реестр брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.

Никаких серьезных ограничений при регистрации тогда введено не было. Подав заявления на включение в реестр ФССН и предоставив необходимые сведения о себе, физические и юридические лица без проблем превращались в страховых брокеров. После включения в реестр они не могли заниматься иной (кроме основной) деятельностью, размещать договоры в компаниях, не имеющих лицензии Росстрахнадзора, участвовать в уставных капиталах страховых организаций, а также владеть акциями, паями или иметь другие права участия в бизнесе страховщиков. Исключить брокера из реестра ФССН могла при условии, что в течение года он не работал в принципе, систематически не выполнял принятые на себя обязательства или самостоятельно сообщил о прекращении деятельности.

С точки зрения регулирования климат выглядел максимально комфортным, так что страховые брокеры начали бурно плодиться. Уже к 1 июля 1995 года их в России было зарегистрировано 1 323. Вот только сами по себе эти данные не давали сколько-нибудь внятного представления о состоянии рыночного сегмента в целом. До 2007 года ФССН лишь собирала информацию о страховых брокерах, но никакого серьезного учета их деятельности не вела. То есть брокеры регистрировались — и на этом их отношения с ФССН заканчивались. Ну не счастье ли? О заработках брокеров знали лишь в фискальном ведомстве, но и там их не группировали, так что истинные объемы бизнеса страховых посредников оставались за кадром.

Беда пришла откуда не ждали. В 2003 году под лозунгом избавления от налоговых «схем» в стране началась масштабная чистка страхового рынка. А тут как нельзя кстати было зафиксировано несколько случаев мошенничества со стороны брокеров. Страховые компании принялись жаловаться на них, причем как своему регулятору, так и в Федеральную антимонопольную службу. Но чего можно было требовать от участников рынка, который регулировался временным положением о порядке ведения реестра страховых брокеров да парой законов, допускающих двоякую трактовку?

Введенные законодательные ограничения коснулись как страховщиков, так и брокеров: в 2003 году были внесены изменения в закон об организации страхового дела в РФ. Согласно этим поправкам не позднее 1 июля 2007 года все брокеры должны были получить лицензию. А в 2006 году Минфин утвердил еще и форму «№1-Брокер» для целенаправленного сбора сведений, подаваемых посредниками в ФССН. Теперь ежегодно не позднее 1 февраля брокеры будут обязаны подавать в ФССН сведения о структуре собственности (включая данные об аффилированности), количестве заключенных сделок с физическими и юридическими лицами, а также с российскими и иностранными страховыми организациями. Так что в 2008 году рынок наконец-то узнает, сколько на самом деле зарабатывают страховые брокеры и кому они принадлежат.

Вопрос этот волнует многих. Предпринимавшиеся в 2005 году попытки оценки основных параметров бизнеса страховых брокеров дали весьма странные результаты. Комиссионные сборы «дочек» международных компаний — «Аон Рус» (AON), «Виллис СНГ» (Willis) и «Марш — страховые брокеры» (Marsh) — описывались миллионами долларов, тогда как вокруг шныряли сотни карликовых фирм, порой обеспечивавших заключение в течение года лишь нескольких страховых контрактов (преимущественно речь шла об автостраховании). Этого хватало, чтобы числиться в реестре ФССН, однако это мало напоминало полноценный бизнес.

Ищу живых!

Времени на подготовку у страховых брокеров было хоть отбавляй, однако лето 2007 года все равно наступило для многих из них неожиданно. Впрочем, не для крупных игроков, которые загодя получили лицензии.

Первым стал «Малакут» (выручка — 316,65 млн рублей, по данным 2006 года; компания специализируется на крупных корпоративных рисках). К июню 2007 года лицензии получили еще девятнадцать страховых брокеров: как независимые («Витомс», «Тиборг» и другие), так и инкорпорированные крупными российскими и зарубежными структурами («ИФД КапиталЪ», «Виллис СНГ», «Сосьете де Куртаж Ре», «РУСЬ-СПАС» и другие).

К октябрю число брокеров с лицензией увеличилось до 64. Пока пальму первенства удерживает Центральный федеральный округ: здесь зарегистрировано 39 таких компаний. В Северо-Западном федеральном округе действует 11 страховых брокеров, в Сибирском — 8, в Приволжском — 4, в Уральском и Дальневосточном — по одному. Остальная территория России, судя по имеющимся в распоряжении «Бизнес-журнала» данным, страховых брокеров не интересует. Но главный вопрос в другом: куда делись девятьсот с лишним бизнесов, попадавших в статистику прежде? Закрылись?

Впрочем, сами участники рынка ничуть не удивлены тем, что популяция игроков после введения лицензирования сократилась на порядок. Гендиректор компании «Малакут» Александр Долгополов убежден, что лицензирование помогло продемонстрировать реальную картину на рынке «живых» брокеров: «Ежегодного обновления лицензии не требовалось. Многие компании получали статус брокера, работали год–два, проводили одну операцию — и все. Они числились в реестре, но не работали».

Кто же работал? По мнению Долгополова — как раз те, кто и прошел процедуру лицензирования с августа по сентябрь.

Заместитель директора страхового брокера «Витомс» Александр Козинов, напротив, считает: раз уж брокеры были заявлены в реестре, значит, они действительно существовали. Однако, скорее всего, деятельность, которую они осуществляли, с трудом укладывалась в определение «брокерский бизнес».

Самое время разобраться в разнице между агентами и брокерами. Согласно закону «Об основах страховой деятельности в Российской Федерации», страховой брокер не может получать вознаграждение за осуществляемую им деятельность от страховой компании. А страховой агент — может. Вознаграждение брокера варьируется в диапазоне 5–25% от страховой премии, агентские же комиссионные составляют от 5-10% (автострахование) до 40%.

Оба варианта бизнеса имеют право на существование, дополняя друг друга, хотя Дмитрий Федотов, генеральный директор компании «Независимость-Финсервис» (входит в группу «Независимость»), недоумевает: «Зачем брать деньги с клиента, который хочет купить, когда можно брать деньги с клиента, который хочет продать?»

Следует заметить, что участники рынка получили возможность в очередной раз продемонстрировать свою смекалку. В условиях, когда хочется угодить и страхователю, и страховщику, владельцы агентских и брокерских бизнесов присматриваются к возможности объединения обеих моделей.

В классическом понимании независимый от страховщиков брокер держит сторону клиента — в отличие от агента, главная задача которого состоит в том, чтобы реализовать как можно больше контрактов конкретной страховой компании и получить с нее причитающееся. Но драки за брокерские лицензии не вышло: те, кто хотел стать официальным брокером, получили этот статус, тогда как остальные предпочли переквалифицироваться в агентов. И если брокер получает вознаграждение от страхователя, то агент — от страховщика или вообще от обеих сторон сделки.

Агентский статус оказался более привлекательным и для кэптивных компаний, работающих с крупными рисками по заказу материнских структур. Так, в составе группы «Независимость» компания «Независимость-Финсервис» выполняет роль агента. Глава компании Николай Федоров подтверждает: «Оставаясь агентом, я могу соблюдать интересы обеих сторон и сохранять незавимимый статус. Безусловно, являясь частью большой структуры-продавца, я нахожусь в более выгодном положении, чем брокер с рынка».

В чем тогда привлекательность брокерского бизнеса? Для немногочисленных пока лицензированных страховых брокеров самым лакомым является рынок крупных корпоративных клиентов. «Компаниям с годовым оборотом до ста пятидесяти миллионов рублей брокер не нужен, — подсчитывает Андрей Долгополов, председатель Совета Директоров страхового брокера «Малакут». — С ними могут работать и агенты, и сами страховые компании. Если же оборот превышает эту сумму, компании есть смысл прибегать к услугам брокеров». Действительно, такие предприятия, как правило, ведут весьма разноплановый бизнес, так что брокер может выступить в роли консультанта, способного разместить риски разных подразделений в разных страховых компаниях и предложить ожидаемые условия страхового покрытия.

Красны девицы

Рынок страхового брокериджа в России буксует еще и потому, что отношения между страховщиками и посредниками до сих пор не сложились.

— Еще несколько лет назад провести четкую грань между понятиями «страховой брокер» и «страховой агент» было весьма проблематично, — говорит ведущий специалист отдела страхования индустриальных рисков ОАО «КапиталЪ Страхование» Евгений Швецов. — Страховым брокером и агентом мог стать практически любой, а смысловую разницу между этими терминами могли сформулировать только хорошо подкованные люди.

— Об удобстве для страховщиков можно будет говорить, когда работа с брокером действительно станет существенным каналом продаж с подтвержденной временем надежностью и экономической целесообразностью. Пока же идет лишь наработка таких каналов, — полагает заместитель генерального директора Страхового дома ВСК Елена Веневцева.

А начальник отдела промышленного страхования ОСАО «Ингосстрах» Максим Алехин уверен: «Для страховщика работа с брокером, не являющимся специалистом в конкретной области, да еще и ориентированным лишь на минимальную цену для клиента (а таких немало), — это не преимущество, а дополнительные временные затраты по разъяснению условий страхования, выражающиеся к тому же в снижении получаемой премии и затратах на комиссию. Поэтому здоровая конкуренция среди брокеров, которая оставит на рынке только профессионалов, пойдет на пользу. Положившись на брокера, который ошибся с выбором страховщика или не до конца учел интересы клиента, страхователь не получит выплату возмещения при отсутствии механизма защиты со стороны законодательства».

Зато сегодня у страховых брокеров наконец-то появилась возможность продемонстрировать суть и смысл своей деятельности всему рынку. «Лицензирование провело грань между брокерами, которые консультируют страхователей и получают от них вознаграждение, и агентами, получающими комиссионное вознаграждение от страховых компаний, — говорит директор по страхованию московского регионального центра группы «АльфаСтрахование» Ирина Шапошникова. — Последних большинство. Страховые брокеры развиваются вместе со всем страховым рынком. Безусловно, этот рынок находится в стадии роста».

Многие страховщики сторонятся брокеров еще и потому, что уверены: агентская сеть — куда более управляемый канал сбыта. «Агенты — это свои сотрудники, а со своими в любом случае проще работать, — поясняет Виктор Лукашенко, руководитель направления по работе со страховыми брокерами страховой компании «РЕСО-Гарантия». — А вот говоря о брокерах, мы имеем в виду независимых юрлиц. У них свои интересы, а жестко влиять на них мы не можем».

Правда, начальник отдела развития партнерских продаж ГСК «Югория» Олеся Абдулазизова не видит больших проблем в «управляемости» брокеров: «В договоре между страховщиком и брокером есть разделы о вознаграждении и о взыскании, которые применяются при различных нарушениях. И эти механизмы прекрасно работают. За небольшие нарушения страховая компания может применить санкцию по начислению процентов. А самое жесткое наказание — лишение комиссионного вознаграждения. Такая мера применяется в крайнем случае».

Тем временем сами брокеры все громче жалуются на несправедливый, по их мнению, режим налогообложения. В Европе как комиссия брокера, так и премия страховщика не считаются прибылью и не облагаются налогом. Отчасти поэтому до 70–80% страховых сделок во Франции и Великобритании осуществляется при прямом участии брокеров. В России же вознаграждение брокера считается прибылью и облагается двадцатичентырехпроцентным налогом.

Что ждет бизнес страховых брокеров? Большинство экспертов говорит о медленном, но уверенном приближении рынка к европейской модели, что будет сопровождаться постепенным снижением доли агентских и возрастанием — брокерских продаж страховых продуктов. Будет расти и число игроков. «Думаю, до конца года добавится еще сорок брокеров, так что мы выйдем на цифру, близкую к сотне», — уверен Долгополов («Малакут»). Но главное, у брокеров еще достаточно времени, чтобы сформировать наконец-то цивилизованный рынок таких услуг, нарастить капитализацию и построить сильные брэнды. Ведь зарубежным страховым и брокерским компаниям будет позволено открывать свои филиалы в России не ранее 2016 года.

Ольга ПУГАЧ


  Вся пресса за 12 ноября 2007 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Брокеры, Тенденции
В материале упоминаются:
Компании, организации:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Текущая пресса

29 марта 2024 г.

ТАСС, 29 марта 2024 г.
Reuters: суд согласился рассматривать в Лондоне иск лизингодателей к авиакомпаниям из РФ

Российская газета онлайн, 29 марта 2024 г.
Обрушение моста в Балтиморе станет крупнейшим случаем морского страхования

Российская газета онлайн, 29 марта 2024 г.
В России увеличилось число страховых случаев из-за повреждений домов снегом

РБК (RBC.ru), 29 марта 2024 г.
ЦБ поддержал страхование крупных объектов после теракта в «Крокусе»

ПРАЙМ, 29 марта 2024 г.
ЦБ поддержал страхование крупных объектов после теракта в «Крокусе»


28 марта 2024 г.

Амител, Барнаул, 28 марта 2024 г.
250 тысяч полисов ипотечного страхования жилья оформили в прошлом году в Сибири

НИА Хакасия, 28 марта 2024 г.
В России пострадавшим при ЧС в торговых центрах будут выплачивать по 2 млн рублей

ТАСС, 28 марта 2024 г.
В ЦБ поддерживают идею обязательного страхования посетителей публичных мест

Московский комсомолец, 28 марта 2024 г.
Страховка от страха

Коммерсантъ, 28 марта 2024 г.
Такси до центра

ТагилСити, 28 марта 2024 г.
Ирбитская ЦГБ получила штраф за приписку медпомощи «пациентке» из Нижнего Тагила

Комсомольская правда-Новосибирск, 28 марта 2024 г.
В Новосибирской области страховой агент присвоила почти полмиллиона

НТВ, 28 марта 2024 г.
Страховые выплаты по рухнувшему мосту в Балтиморе станут рекордными

Авторадио, 28 марта 2024 г.
Данные о полисах у перевозчиков включат в федеральную систему

Forbes Казахстан, 28 марта 2024 г.
В 2023 году казахстанцы стали чаще страховать свои жизни из-за возросших рисков

Российская газета, 28 марта 2024 г.
Единый полис ОСАГО России и Беларуси заработает с 1 октября

РБК.Черноземье, 28 марта 2024 г.
Эксперты оценили климатические риски для агробизнеса в Черноземье


  Остальные материалы за 28 марта 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт