Cтатья об истории внесения изменений, регулирующих законодательство в сфере ОМС. К сожалению, многие из позитивных предложений, обсуждавшихся 10 лет назад, так и не были поддержаны.
Медицинская газета,
24 января 1997 г.
ОМС: два законопроекта — две концепции 1730 просмотров
Острая дискуссия развернулась на парламентских слушаниях в Государственной Думе по проектам федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.
Обсуждались два альтернативных законопроекта. Один из них был внесен правительством России и представлен заместителем министра здравоохранения РФ В.Стародубовым, другой — внесен и представлен депутатом Государственной Думы Е.Горюновым. Правительственный законопроект (см. “МГ” № 103 от 27.12.96) изменяет концепцию Закона о медицинском страховании. Законопроект распространяется только на обязательное медицинское страхование как составную часть государственного социального страхования. При этом имеется в виду, что добровольное медицинское страхование осуществляется сверх программ, гарантируемых государством, и регулируется отдельным Законом РФ “О страховании”. Кроме того, законопроект, как считают разработчики, направлен на упорядочение деятельности фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. В соответствии с Гражданским кодексом РФ фонды ОМС отнесены по организационно-правовой форме к государственным учреждениям, что позволит сосредоточить их деятельность на обязательном медицинском страховании (в том числе выполнении функций страховщика). По концепции правительственного законопроекта, фонды учреждаются органами исполнительной власти, подотчетны им и Федеральному фонду ОМС, а также в определенной мере ставятся под контроль органов управления здравоохранением, так как руководитель фонда назначается по представлению руководителя органа управления здравоохранением. Кроме того, с фондов снимается функция проведения финансово-кредитных операций. Существенно снижена роль страховых медицинских организаций — они исключены из субъектов ОМС и могут привлекаться к страховой деятельности территориальными фондами ОМС лишь в качестве агентов. В законопроекте депутата Е.Горюнова сохранена концепция действующего Закона о медицинском страховании. Внесены изменения, предусматривающие усиление роли частнопрактикующего врача, вводимого в качестве нового субъекта ОМС. Предусмотрены механизмы реализации и защиты прав пациентов в системе ОМС, вневедомственного независимого контроля качества медицинской помощи, эффективной системы сертификации, лицензирования и аккредитации медицинских учреждений и страховых медицинских организаций. Поскольку основной проблемой ОМС в России является недостаточность финансовых средств, в законопроекте предусмотрена процедура одновременного утверждения органами законодательной власти субъектов Российской Федерации территориальной программы, бюджета и соответствующих платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения из бюджета. Что касается базовой программы ОМС, то она должна утверждаться Федеральным Собранием РФ одновременно с утверждением федерального бюджета и тарифа страхового взноса на ОМС. В отличие от правительственного, в законопроекте Е.Горюнова целый раздел посвящен деятельности страховых медицинских организаций, оговариваются их права и обязанности. Мнения выступавших в прениях разделились. Как и следовало ожидать, руководители территориальных органов управления здравоохранением в основном выступили за правительственный законопроект, представители страховых медицинских организаций и их ассоциаций — за законопроект Е.Горюнова. Особую позицию в дискуссии заняли руководители фондов обязательного медицинского страхования, не поддержавшие ни один из законопроектов. Как подчеркнул исполнительный директор Федерального фонда ОМС В.Гришин, правительственный законопроект по существу возвращает здравоохранение к прежней системе финансирования. Лишение фондов ОМС права финансово-кредитной деятельности приведет к тому, что они не смогут проводить централизованные закупки лекарств и медицинской техники, “выбивать” долги с неплательщиков страховых взносов. Вызывает недоумение то, что от участия в государственной политике в области здравоохранения отлучается Федеральный фонд ОМС, проделавший гигантскую работу по созданию инфраструктуры обязательного медицинского страхования (создание классификатора медицинских услуг, медико-экономических стандартов, системы контроля качества медицинских услуг, регистрация плательщиков страховых взносов и т.д.). От принижения роли фондов ОМС, их превращения в расчетно-кассовые центры здравоохранение потеряет многое, а самое главное — независимый, стабильный источник финансирования. Тем более что противоречия Закона о медицинском страховании с Гражданским кодексом можно устранить путем определения в кодексе функций фондов, а не внесения принципиальных изменений в закон. Нынешний Закон о медицинском страховании еще не исчерпал себя: так, на днях на его основании был подписан совместный документ с Государственной налоговой службой о приостановке взимания налога на прибыль с фондов ОМС, что позволит дополнительно дать здравоохранению сотни миллиардов рублей. Надо напомнить и о правовом нигилизме исполнительных властей ряда территорий, игнорирующих исполнение Закона о медицинском страховании, из-за чего здравоохранение теряет триллионы рублей. Федеральный фонд ОМС считает, что страховые компании имеют право на жизнь там, где они работают эффективно, например в крупных промышленных центрах. Итоги парламентских слушаний подвел председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Герасименко. По его мнению, надо думать об удешевлении существующей модели ОМС, но к радикальному изменению закона следует подходить с большой осторожностью, тщательно продумывать возможные последствия, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка. Пока отдачу от реформы не почувствуют на себе пациенты, говорить о ее успехах бессмысленно. Так же бессмысленно спорить о том, кто виноват в кризисе — органы управления здравоохранением, фонды ОМС или страховые компании. За охрану здоровья граждан несет ответственность государство в лице президента, Государственной Думы и правительства, причем сегодня во всем мире эта ответственность усиливается. Но в России реальность таков, что государство перекладывает эту нелегкую ношу на плечи органов управления здравоохранением, систему ОМС, не выделяя при этом достаточных финансовых ресурсов и заморозив страховой тариф на чрезвычайно низком уровне. На парламентских слушаниях, как отметил Н.Герасименко, дискутировали друг с другом лишь медики, так как не выступили с изложением своих позиций представители Минфина и Минэкономики, от которых во многом зависит финансовая ситуация в отрасли. Для доработки законопроектов было решено создать рабочую группу при Комитете Госдумы по охране здоровья, куда будут включены представители всех заинтересованных ведомств. Основная ее цель — представить на Совет Государственной Думы единый согласованный и утвержденный на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья законопроект “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Однако, учитывая альтернативный характер двух законопроектов, привести их к “общему знаменателю” будет чрезвычайно сложно.
Ф.СМИРНОВ
Вся пресса за 24 января 1997 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 апреля 2024 г.
|
|
korins.ru, 25 апреля 2024 г.
Финуполномоченный взыскал страховое возмещение в связи с мошенническим списанием средств с застрахованной карты
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 25 апреля 2024 г.
В Тверской области средняя цена полиса ОСАГО выросла за год на 800 рублей
|
|
Российская газета онлайн, 25 апреля 2024 г.
Аудиторы выявили диспропорции в структуре расходования медорганизациями средств ОМС
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 25 апреля 2024 г.
Жители ХМАО стали реже пользоваться услугами страхования
|
|
РИА Новости, 25 апреля 2024 г.
Минздрав с регионами начал работу по повышению качества управления финансами в медицине
|
|
ТАСС, 25 апреля 2024 г.
Нецелевое использование средств ОМС медорганизациями в 2021-2022 гг. выросло на 22,7% - СП
|
|
ПРАЙМ, 25 апреля 2024 г.
Счетная палата РФ считает, что эффективность использования средств ОМС нужно повышать
|
|
ПРАЙМ, 25 апреля 2024 г.
Страховой рынок РФ в 2024 г вырастет на 2-5% - «Эксперт РА»
|
24 апреля 2024 г.
|
|
Тверские ведомости, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области активно страхуют своё здоровье и автомобили
|
|
Интерфакс, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченные предложили ограничить почтовые обращения из-за «лукавых посредников» в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
ИИ необходимо тщательно контролировать, но он принесет пользу страховой отрасли
|
|
СенатИнформ, 24 апреля 2024 г.
В Генпрокуратуре предлагают упросить механизм страховых выплат бойцам СВО
|
|
ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Рабочая группа по СВО предложила дать опекунам погибших бойцов право на выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Будущее экосистемы страховых претензий
|
|
Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Генпрокурор предложил упростить назначение страховых выплат участникам СВО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Кто такие «страховые помогайки»
|
|
korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ
|
 Остальные материалы за 24 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|