Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Динамика рынка, Тенденции, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
Рынок страхования СМР – тенденции и проблемы
Сулейманов Радий Туранович
Начальник отдела страхования технических рисков департамента корпоративного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняКаковы основные тенденции на рынке страхования строительно-монтажных рисков (СМР) на территории России? Как повысить глубину проникновения страхования в строительство?

На сегодняшний день на рынке СМР сохраняется главная тенденция к существенному росту объема собираемых премий. Сборы за 2010 год составили 18, 7 млрд.руб. По мнению большинства экспертов, данная тенденция роста рынка сохранится и усилится. В частности, «Эксперт Ра» прогнозирует рост рынка до 22,5 млрд.руб. в текущем 2011 году. На мой взгляд, это спорное утверждение, я бы давал более осторожные прогнозы. По моему мнению, рынок СМР будет демонстрировать рост сборов на 10-12 % в год.

Вторая тенденция – это падение цен. Все последние годы мы наблюдали снижение тарифных ставок в секторе СМР. К сожалению, в большинстве случаев приходится говорить о демпинге. В то же время, снижение ставок сопровождалось существенным увеличением числа объектов, получающих страховую защиту.

Следующая тенденция – выраженный рост убыточности страхования СМР. При показателе нетто-выплат по СМР всего 10,5 %, убыточность в некоторых секторах уже достигла от 30 до 40 %. Пока это достаточно приемлемая цифра для данного вида бизнеса. Однако я связываю определенные проблемы в будущем с тем, что рост убыточности продолжается. Ключевой вопрос здесь – обгонит ли рост убыточности рост премий? Ответ на него зависит, главным образом, от того, есть ли на рынке резерв для дальнейшего падения ставок (с учетом перестрахования)?

На мой взгляд, уровень тарифных ставок и сейчас запредельно низкий, за исключением ряда особых сегментов типа государственного транспортного строительства. В относительно простых и массовых сегментах типа жилищного строительства, в последние годы ставки буквально провалились. Уже сейчас, например, объекты, возводимые 1,5-2 года и имеющие шлейф гарантийного срока покрытия, предлагаются нам в перестрахование по 0,03-0,04 % при достаточно невысоком уровне франшиз. Это ставки, несопоставимые с достаточно широким объемом покрытия. Демпинг в СМР уже обогнал даже страхование имущества, где в кризис падение ставок было наиболее значительным.

В то же время, уровень убыточности в 40 % – это уже само по себе серьезный сигнал. А если он и дальше будет продолжать расти (а рост портфеля, по закону больших чисел, будет обязательно сопровождаться повышением убыточности), объемы выплат могут впрямую подойти к объему сборов, и убыточность через 5-6 окажется на уровне средне-европейской (80-90 %).

В связи с этим, дополнительную актуальность приобретают вопросы перестрахования. Пока у крупных компаний проблем, связанных с передачей в перестрахование или повышением тарифов перестраховщиков, не наблюдается. Не секрет, что для западного перестраховочного рынка российский рынок СМР был очень интересен, особенно с учетом наблюдаемой динамики роста сборов страховой премии. Однако по мере того, как перестраховочный рынок столкнется с серьезной убыточностью по СМР, сразу возникает некое повышенное внимание к ситуации в этом сегменте. Пока иностранные перестраховщики, несмотря на весь свой традиционный консерватизм, осознанно идут на поддержку российского рынка и тех страховых программ, которые мы пытаемся у них защитить. Однако чем дальше, тем больше усилий от наших страховщиков требуется для грамотного обоснования, почему мировые лидеры перестрахования должны нас здесь поддерживать.

Постепенно возрастает роль страховых брокеров на рынке СМР, многие клиенты обращаются к брокерам для оптимизации своей страховой защиты. Изменяются запросы страховых брокеров: они конкурируют друг с другом и стараются обеспечить максимальный уровень страховой защиты для своих клиентов по СМР. Нам и нашим партнерам по перестрахованию все чаще приходится предлагать такие виды страховой защиты, с которыми ранее на российском рынке не сталкивались, а сейчас они становятся актуальными, их запрашивают брокеры и клиенты.

Тем не менее, на рынке СМР сохраняется существенный уровень недострахования. Традиционно считалось, что уровень проникновения страхования был наивысшим в сегментах государственных строительных проектов, проектов участием с иностранных компаний и серьезных финансовых институтов, а частное строительство имело минимальное проникновение страхования СМР, да и сами объемы частного строительства в кризис были невысоки. Однако я бы не согласился с мнением ряда экспертов, что доля страхования СМР частного строительства слишком мала. Известен ряд застрахованных проектов, в частности, в добывающей промышленности и в системе транспортировки нефтегазовых энергоносителей, осуществленных исключительно за счет кредитов частных банков и собственных средств данных компаний, без государственного финансирования. Более того, система менеджмента крупных частных компаний и холдингов предусматривает адекватную систему управления рисками, поэтому для таких компаний актуальны вопросы организации страховой защиты строительства объектов, которые реально увеличивают объем основных средств данной компании, или реконструкции ее основных фондов. И общий подход направлен на то, чтобы такие объекты все-таки страховать, а объем премии по таким объектам весьма существенный. Однако если проанализировать ситуацию в разрезе регионов и сегментов строительной отрасли, то во многих из них уровень проникновения и объем рынка СМР по коммерческим контрактам действительно все еще остаются небольшими.

Как изменить ситуацию и повысить уровень проникновения? Прежде всего, страховщикам необходимо изучить, какова общая схема организации строительства, кто основные стороны (подрядчики, субподрядчики и т.д.) и какие интересы есть у каждой из сторон. Они могут иметь принципиально разные финансовые интересы. Если, например, подрядчик не закладывает в смету расходы на страхование, если заказчики не настаивают на внесении в договор подряда требования о таком страховании, то застраховать такой объект практически невозможно. Как бы страховщик не хотел заключить договор и  разъяснял подрядчику, как это избавит его от рисков, он ответит, что у него реально нет на это средств, и разговор на этом, скорее всего, закончится. А у заказчика ситуация несколько иная, он априори более заинтересован в качественном результате строительных работ, которые выполняет подрядчик, поэтому с ним работа по активным продажам может быть результативной.

Серьезным механизмом, побуждающим строительные организации к страхованию, остается банковское кредитование. Любой строительный проект, как правило, требует заемных средств. Банки, обеспечивающие финансирование строительства заемными средствами, подталкивают заказчиков обязывать подрядчиков страховать эти риски в свою пользу либо самому организовывать это страхование за счет собственных средств или привлеченных средств банка. Разумные требования банков по организации страховой защиты объекта финансирования – это очень серьезное подспорье для страховщиков. И чем конкретнее эти требования формулируются банками, чем точнее банки определяют, что должно страховаться, от чего и в каком объеме, тем лучше общий результат. Но есть и существенный минус: чаще всего банки ограничиваются требованием страхования объекта строительства в размере выделяемой кредитной линии. Это серьезно снижает объем страховой премии, и соответственно, общий объем рынка в этой части. Эту проблему тоже нужно решать, потому что достаточно, чтобы один крупный банк, осуществляющий системное финансирование строительства, ввел ограничение подобного рода, чтобы последствия стали очень заметными. И не всегда удается убедить подрядчиков и заказчиков, что страхование нужно им самим, вне зависимости от пределов банковского финансирования. Кроме того, возникает путаница, если привлекаются средства не одного, а нескольких банков – в каком объеме тогда должен быть застрахован объект и как будет осуществляться возмещение ущерба?

Тем не менее, несмотря на все дискуссионные вопросы, активное включение банков в систему организации страхования строительных рисков – это одна из реальных возможностей для того, чтобы мы – страховщики – могли убеждать заказчиков в необходимости страхования.

Кроме того, страховое сообщество и само предпринимает определенные усилия, направленные на пропаганду страхования, разъяснения его условий, изменение менталитета менеджмента строительного бизнеса. Руководители строительных подрядчиков и заказчиков должны научиться правильно расставлять приоритеты. Безусловно, пока приоритетной остается цена полиса по отношению к стоимости подрядных работ, поскольку вопросы оптимизации стоимости строительного проекта вообще являются превалирующими. Но ведь надо еще и оценивать риски. А страхование позволяет переложить существенную часть рисков на плечи профессионалов.

Таким образом, активная просветительская политика страховых компаний, безусловно, необходима, иначе мы фактически не сможем дальше развивать данный рынок. Ну и конечно, для продвижения идеи страхования в массы, страховое сообщество должно подтверждать его эффективность реальными выплатами.


5 октября 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тенденции, Строймонтаж страхование (CMR), Страхование ответственности
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.08 (голосовало: 13 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: