Росгосстрах
mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
24.01.2020  |  просмотров: 1 257

Практически неизвестный при жизни как писатель Франц Кафка (1883 — 1924), опубликовавший лишь несколько своих рассказов, был востребован на поприще настолько далёком от литературы, насколько это можно себе представить. Окончив в возрасте 23 лет нынешний Карлов университет в Праге со степенью доктора права, он устроился на работу в представительство крупнейшей итальянской страховой компании «Ассикурациони Дженерали» (Assicurazioni Generali). И хотя в этой организации Франц Кафка проработал менее года, вся его дальнейшая жизнь была связана со страховой отраслью. О влиянии работы-ради-заработка на творчество одного из самых знаменитых писателей XX века, и об одной практически неизвестной стороне его личности пойдёт речь в сегодняшней публикации.

Франц Кафка. Фотографический портрет 1923 г. (Источник Wikimedia Commons)

В многочисленных жизнеописаниях Франца Кафки его работа в страховании упоминается походя, лишь как обыденная рутина, которой он тяготился на протяжении всей своей жизни. Но было ли это так на самом деле? Основной упор в биографиях Кафки делается на его еврейском происхождении, сложных взаимоотношениях с отцом и семьёй, болезненности и неуверенности в себе, а также неудачах во взаимоотношениях с женщинами. Кафка не любил Прагу, где родился и прожил всю свою жизнь. Вот что Кафка писал по этому поводу своему другу Максу Броду, с которым познакомился во время учёбы в университете, и который стал его душеприказчиком и публикатором сочинений: «Прага не отпускает нас. Ни тебя, ни меня. У этой матушки, — пишет он, трансформируя чешское Maticka Praha, — есть когти. Надо покориться или же... Надо бы поджечь ее с двух концов, поджечь Вышеград и Градчаны — тогда, может быть, удалось бы вырваться. Представь себе этот карнавал!»

Именно в этих условиях становления личности и особенностях жизни писателя пытаются отыскать предпосылки его творчества. Не отрицая всего перечисленного выше нельзя не заметить, что тем самым огромный пласт жизни Франца Кафки — его профессиональная деятельность, оказывается как бы исключённым из поля зрения. В сентябре 1907 года в возрасте 24 лет Кафка в одном из своих писем другу писал: «Я остаюсь в Праге и в течение нескольких недель со всей вероятностью получу должность в страховом обществе. Эти следующие несколько недель мне придётся всецело посвятить себя изучению страхового дела, но это в высшей степени интересно». Однако вскоре оказывается, что работа, на которую его устроил по протекции родной дядя Альфред Лёви, вовсе его не радует. Главным раздражителем выступил фиксированный рабочий день, начинавшийся в 8 утра и продолжавшийся вполне «вегетарианские» для начала XX века 9-10 часов. «Последняя минута работы, — писал Кафка, — являлась трамплином, который моментально настраивал на радость».

Такой рабочий график не оставлял Кафке времени на творчество, и спустя всего 9 месяцев после начала работы в представительстве итальянской компании «Ассикурациони Дженерали» он находит себе более подходящее место. И снова помогли связи. Отец его однокурсника по университету Эвальда Феликса Пржибрама являлся президентом «Пражского агентства по страхованию рабочих от несчастных случаев в Богемии» (Workers’ Accident Insurance Institute of the Kingdom of Bohemia in Prague). Это было солидное государственное учреждение, в котором действовал дискриминационный принцип «numerus clausus», заключавшийся в ограничении количества еврейских служащих в соответствии с их пропорциональным отношением ко всему населению. Протекция президента Общества помогла без труда преодолеть это условие, и 30 июля 1908 года Кафка получает назначение. На новой работе он стал служащим с так называемым «простым посещением», то есть его рабочий день в государственной конторе составлял всего 6 часов. Однако присутствие начиналось всё также рано, а Кафка продолжает писать по ночам, что не могло не отразиться на его и без того слабом здоровье.

Здание Пражского агентства по страхованию рабочих от несчастных случаев в Богемии, где работал Франц Кафка. Фото начала XX в. (Источник vitalis-verlag.com)

Взгляд биографов на профессиональную деятельность Кафки как мучившую его рутину вовсе не является домыслами. Более того, он неоднократно писал об этом сам. Здесь нужно сказать об особенностях личности Франца Кафки. Они хорошо изучены благодаря письмам и дневникам автора, и представляют интерес не только для литераторов, но и психологов. Это был болезненный, неуверенный и, как сказали бы сейчас, депрессивный человек, при этом наделённый обострённым восприятием мира. Кафка страдал хроническими заболеваниями, изводившими его. Помимо туберкулёза, ставшего в конце концов причиной ранней смерти, его мучили головные боли, бессонница, проблемы с пищеварением и в сексуальной сфере. По описаниям и фактам его биографии, Кафка не умел сходиться с женщинами, создавая для себя образы, вовсе не соответствовавшие реальности. Его несколько попыток жениться окончились неудачно. Огромное значение на формирование личности Кафки оказал также его деспотичный отец. Этот образ обезличенного авторитета, давящего своей бессмысленностью и непредсказуемостью, будет неоднократно встречаться в произведениях писателя. Совершенно естественно для человека с такой характеристикой личности переживать как моменты эмоционального подъёма, так и чрезвычайного опустошения и безнадёжности, он чём он регулярно писал в своих мемуарах.

Работа в страховом обществе порой изматывала Кафку. Однако помимо многочисленных жалоб, в своих письмах друзьям и родственникам он также с гордостью описывал успехи на страховом поприще. Кафке исключительно хорошо удавалось делать то, чем он занимался. Он прекрасно разбирался во всех нюансах страхования от несчастных случаев: от риск-менеджмента до вопросов права, финансов и техники. С огромной скрупулёзностью он подходил к составлению ежегодных отчётов, написанных чётким техническим языком со множеством иллюстраций, в то же время понятных широкому кругу заинтересованных лиц. Правление страхового общества, зная о литературных способностях Франца, периодически просило его писать тексты и для публикаций в специализированных изданиях. Эти блестяще написанные тексты составили тот практически неизвестный пласт его литературного, если не сказать более — научного, наследия. Кафка мог часами не находить себе места в конторе Общества, мучаясь нервозностью и отсутствием концентрации, но в письмах к одной из своих невест Фелиции Бауэр он неоднократно отмечал, что работа доставляет ему удовлетворение.

Практически неизвестны широкому кругу читателей серия очерков и эссе, в которых Франц Кафка выступает как реформатор страхования от несчастных случаев и мер безопасности на производстве. Неожиданно обнаруживается, что у Кафки было глубокое понимание современных ему технологий производства, а в его текстах содержатся призывы к проведению индустриальных реформ. В 1910 году с большим энтузиазмом он пишет эссе «О мерах по предотвращению несчастных случаев на строгальных станках». В письме своей невесте Фелиции Бауэр он упоминает эту статью, а также говорит об иллюстрациях к ней. Это был первый случай, когда технические иллюстрации были использованы в отчёте агентства, в котором работал Кафка. Он отмечает, что вопросы безопасности рабочих являются «политическим футболом», когда каждый игрок утверждает, что кто-то другой должен нести за это ответственность. Те компании, которые отказываются внедрять современные методы на производстве, следует относить в категорию более высоких рисков и назначать более высокие премии. Далее в его статье очень подробно показано, как простая модификация деревообрабатывающего станка фактически устраняет риск потери пальцев, а также снижает производственные затраты.

В схожей работе 1914 года «О предотвращении несчастных случаев в карьерах» Франц Кафка иллюстрирует свои предложения фотографиями. Одним из социальных бедствий, упомянутых в этом отчёте, является алкоголизм рабочего класса. В этой же работе он ссылается на владельца карьера, который также являлся владельцем трактира, расположенного поблизости. Другая его работа, написанная в 1915 году «Классификация рисков и предотвращение несчастных случаев в военное время» отражает сугубо прагматичную сторону личности Кафки. В ней он признаёт, что в связи с огромными затратами на ведение войны, невозможно в настоящее время настаивать на реформах мер безопасности на производстве. В своих эссе и служебных записках Кафка приводит аргументы в отношении обязательного страхования, которые актуальны и сегодня. Даже для людей, работающих в области права, его анализ сложных правовых вопросов обеспечивает ясность в отношении законов, которые были плохо прописаны ответственными за них министерствами.

А. Менцель. Железопрокатный завод. Картина 1875 г. (Источник Wikimedia Commons)

В рабочем графике Франца Кафки случались и командировки, но не на конференции с первоклассным проживанием и банкетами, а на фабрики, где он мог видеть собственными глазами, в каких условиях трудятся рабочие. Этот опыт нашёл отражение в восприятии им окружающего мира, а через него, и в бредово-абсурдистской, обволакивающей своей безысходностью атмосфере его произведений. Благодаря работе в страховом обществе Кафка открыл для себя связь людей и производственных станков, что будоражило его воображение и отразилось в описании чудовищной машины из рассказа «В исправительной колонии». Опыт столкновения с реальностью мог выступать и своего рода ограничителем полёта фантазии, как рамки холста являются физическими границами картины художника. Будучи талантливым писателем, Кафка прекрасно чувствовал противоречия современного ему капиталистического общества, в котором огромное количество людей превратилось в биологических роботов и расходную часть бездушных машин — и в смысле механизмов на фабрике, и в смысле механизма функционирования всего общества. Занимаясь страхованием от несчастных случаев, Кафка сталкивался как с травматизмом на производстве, так и с постоянным мошенничеством с отчётностью руководителей фабрик, пытавшимися занижать страховые отчисления.

Не вызывает сомнения, что Франц Кафка был успешным и востребованным специалистом. Он получал регулярные поощрения и продвижения по службе. В 1913 году Кафка становится заместителем секретаря Общества, в 1919 году — секретарём, а в 1922 году — старшим секретарём. Во время Первой мировой войны его не отправляют на фронт, поскольку работодатель ходатайствовал о нём как о работнике, чья деятельность на данном посту является необходимой для страны. Можно предположить, что в этом был интерес и самого Кафки, но на самом деле он готов был отправиться на фронт и опасался, как бы его не забраковали по причине слабого сердца. После Первой мировой войны именно страховому агентству, в которым работал Кафка, поручили обеспечить судьбу инвалидов, вернувшихся с полей сражений. Среди них были и жертвы нервных срывов и психических заболеваний. Так, не будучи на фронте, Кафка лицом к лицу столкнулся с тем, во что превращала людей война.

Франц Кафка — служащий страхового общества. Фото начало XX в. (Источник happinessistheend.blogspot.com)

Со своим руководством у Кафки завязались самые дружеские и даже сердечные отношения, что сложно себе представить, если бы он относился к работе не должным образом. Начиная с 1918 года здоровье Кафки сильно ухудшается и большую часть времени он проводит вне Праги. Руководство страховой компании с исключительным пониманием отнеслось к этим обстоятельствами, и вместо увольнения или выхода на пенсию, ему соглашаются продлевать отпуск по болезни так долго, как это необходимо. И ведь это сейчас мы воспринимаем Франца Кафку как одного из величайших писателей XX века, тогда как при жизни никто бы не стал принимать этот факт в оправдание... просто потому, что об этом никто не знал. Пожалуй, наиболее красноречиво о ценности для страхового общества скажут его собственные слова: «В Праге, — писал он Максу Броду в начале апреля 1918 года, — осуществляют политику, наилучшую из возможных (в плане стараний удержать меня): помалкивают, терпят, платят, ждут. Выносить это нелегко, и, возможно, в следующем месяце я снова стану пражским чиновником».

В мире не так много слов, которые были бы образованы от чьего-либо имени. Очевидно, что личность или деяния такого человека должны однозначно ассоциироваться с устоявшимся значением этого слова. Кембриджский словарь английского языка трактует прилагательное «кафкианский» как крайне неприятный, пугающий, сумбурный. И эти определения, без сомнения, описывают атмосферу тех миров, которые создал Кафка в своих произведениях, и с которыми ассоциируется теперь и сам автор. Однако у этого гениального человека была ещё одна удивительная, совершенно практическая сторона личности. Несмотря на мучавшие его как физические, так и психологические болезненные состояния, Франц Кафка предстаёт в виде успешного и профессионального работника страховой отрасли, с глубокими познаниями и интересом в своей сфере. Он вовсе не был дилетантом, а его научные публикации выполнены на уровне диссертационных работ. Франц Кафка умер 3 июня 1924 году в санатории под Веной из-за обострившегося туберкулёза. В своём завещании другу детства Максу Броду он желал, чтобы всё его неопубликованное литературное наследие было уничтожено. Этого, к счастью для нас, исполнено не было.

Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад