Росгосстрах
mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
28.01.2020  |  просмотров: 1 524

В центре Санкт-Петербурга есть одно удивительное здание. Его фасад, оформленный в стиле редкого для нашей страны северного модерна, пробуждает в памяти образы карело-финского эпоса и картины суровой красоты северной природы. Этот дом можно сравнить с прекрасным музыкальным этюдом, когда по мере его развития становится понятна и вся композиция, а различные элементы дополняют друг друга и отражают задумку автора. В сегодняшней публикации мы предлагаем читателям совершить виртуальную прогулку по одному из самых сказочных домов Северной столицы с интереснейшими элементами отделки. Наш рассказ пойдёт о доходном доме страхового общества «Россия», расположенного на улице Большая Морская д. 35 в Санкт-Петербурге.

Доходный дом страхового общества Россия на Большой Морской в Санкт-Петербурге. Фото начало XX в. (Источник citywalls.ru)

Самое крупное дореволюционное страховое общество «Россия» умело интегрировало образы традиционной русской культуры в восприятие населением собственного бренда. Тщательное внимание уделялось как оформлению полисов, рекламных плакатов и страховых досок, так и архитектуре зданий, строившихся по заказу компании. Возьмём, к примеру, фирменный знак Общества, выполненный в виде восьмиконечной звезды. Форма знака была заимствована из высокочтимой на Руси иконы Неопалимая купина, считавшейся оберегом от пожаров. Вряд ли многие видели эту ассоциацию, но на подсознательном уровне она наверняка работала. Такие красочные фирменные знаки — страховые доски — размещались на фасадах застрахованных домов и служили дополнительной рекламой Обществу. Другим примером может служить образ Родины-Матери в традиционных древнерусских одеждах со щитом, на котором крупными буквами было выведено «Страховое общество Россия». Этот образ использовался как на рекламных плакатах Общества, так и в оформлении полисов. Древнерусская тема, правда с северным акцентом, была реализована и в доходном доме страховой компании в Санкт-Петербурге на улице Большая Морская. В оформлении фасада были использованы рисунки Николая Рериха — всемирно известного художника и философа-мистика. По задумке Рериха, сюжет этих картин отражал нормандскую теорию происхождения племени русов. Всё это придаёт облику здания особый подтекст и дополнительную ценность.

Дом на Большой Морской был построен в 1907 году, когда общество «Россия» уже являлось лидером рынка и крупнейшим собственником недвижимости среди всех прочих страховых компаний. Любопытно отметить, что до этого участок с 1897 года принадлежал французскому страховому обществу «Урбэн». Возможно, что под впечатлением от революционных событий 1905 года, «Урбэн» в том же году предпочло избавиться от ценного, но слабо ликвидного актива. Проект нового здания разрабатывался не самыми известными архитекторами А. А. Гимпелем и В.В. Ильяшевым. Был выбран необычный даже для архитектуры Санкт-Петербурга стиль северного модерна, получившего развитие в начале XX века в таких скандинавских странах как Швеция, Финляндия и Норвегия. Строго говоря, понятие «северного модерна» является изобретением советских искусствоведов. В странах северной Европы это направление существовало в рамках стиля ар-нуво (в русской традиции модерн) и называется национальным романтизмом. Особенностями этого стиля являются интерес к народному фольклору и искусству, а также идеализация национального эпоса. На первый взгляд, благодаря своей стилистике такие здания могу выглядеть гораздо более древними, чем они являются на самом деле. При их строительстве широко использовался натуральный камень, зачастую грубо обработанный, что придавало им до некоторой степени суровый облик. Часть декоративных элементов в перефразированном виде были заимствованы из готики.

Детали фасада с майоликовыми вставками по рисункам Н. Рериха. Современное фото (Источник citywalls.ru)

Итак, начнём с фасада здания. В его облике легко прочитываются мотивы средневековой крепости. На это ощущение работает и рустованный (от лат. rusticus — «деревенский», «неотёсанный») массивным красным гранитом первый этаж, и крупные блоки серого камня верхних этажей. Оригинальная реализация чердачных помещений составляет как бы зубчатую крепостную стену с замковой башней по центру. Такая выступающая деталь крепостных стен называется мерлон (от фр. «простенок») и являлась функциональным элементом средневековых укреплений, в том числе и стен Московского Кремля. Под карнизом дома расположены майоликовые вставки, изначально созданные в мастерской одного из крупнейших русских керамистов Петра Кузьмича Ваулина. К сожалению, оригинальные панно были сбиты в 1960-х годах и восстановлены совсем недавно. Пётр Кузьмич работал в керамической мастерской в Абрамцево, где промышленник и меценат Савва Мамонтов собрал блестящих художников своей эпохи. Вероятно, этим фактом объясняется, что самое известное керамическое панно Москвы «Принцесса Греза», расположенное на фасаде гостиницы «Метрополь», которую и задумал Мамонтов, также создано Ваулиным. Фрески на доме общества «Россия» посвящены теме русского севера и древнерусского войска. Они были выполнены по рисункам из серии «Северная жизнь», созданных Николаем Рерихом в 1905 году специально для оформления здания. Заснеженные пейзажи с конными и пешими войнами на фоне крепостных стен перекликаются с остальными элементами фасада дома и создают у обозревателя в чём-то даже сказочное ощущение.

Интересно отметить и форму окон. Часть их, как окна первого, третьего и чердачного этажей напоминают форму средневекового щита павеза, широко применявшегося пехотой в XIV–XVI веках. Их отличает характерная овальная форма в верхней части окна с небольшим заострением в центре. В целом же, окна здания, как это и принято в стилистике модерна, отражают его функцию. Форма окон средних этажей характерна для конторских помещений, которые там и располагались; эти два этажа были заняты страховым обществом. Окна верхних этажей типичны для квартир, которые сдавались внаём. В нижних этажах дома находились магазины, в частности «Оптик Двора Его Величества и Ее Королевского Величества королевы эллинов» магазин оптико-физических инструментов «И.Э.Мильк». Под эллинами в данном титуле имеется в виду греческая королева Ольга, дочь великого князя Константина Романова и племянница русского царя Александра II.

Надо сказать, что улица Большая Морская, на которой находится дом общества «Россия», до революции 1917 года была одной из самых фешенебельных в Санкт-Петербурге. Улица является одной из старейших в городе, своё название она получила практически сразу после своего образования в 1733 году. В 1754 году на углу Большой Морской и Невского проспекта по проекту архитектора Бартоломео Растрелли был выстроен временный Зимний дворец. Близость дворца привлекает знать и торговцев дорогими товарами. С XIX века в перестроенных зданиях открываются самые дорогие бутики и ювелирные магазины, так что улицу неофициально начинают называть Бриллиантовая. В 1835 году улица получила первое газовое освещение в городе, а в 1884 году появляются первые электрические фонари. Всё это, без сомнения, подчёркивает особый статус Большой Морской. В некотором роде её можно охарактеризовать и «Санкт-Петербургским Сити» по некогда расположенным там штаб-квартирам крупнейших банков, что роднит её с Ильинкой в Москве.

Камин в вестибюле. Современное фото (Источник citywalls.com)

Горельеф лягушки в оформлении подъезда дома. Современное фото. (Источник citywalls.ru)

В самом начале статьи мы сравнили этот дом с музыкальным этюдом, замысел которого раскрывается по мере развития произведения. Фасад здания уже настраивает зрителя на определённую культурологическую тему. Давайте зайдём в подъезд дома. В вестибюле нас сразу же встречает изразцовый камин необычной формы, напоминающий пирамиду или остроконечный шлем, так что тема военных походов на майоликовых вставках на фасаде здания получает своё логическое развитие в интерьерах. Камин находится при входе не случайно. Этот дом можно охарактеризовать как музей печей начала XX века. На всех этажах здания установлены изразцовые камины и печи, выполненные из натурального камня. Причем из почти шестидесяти образцов, которые не повторяются, около половины изготовлены на финских заводах, а другая половина — на немецких. Те, что сделаны в Финляндии, оформлены по образам национального стиля «Калевала», а немецкие — «Югенстиль». Их оформление отражает национальные мотивы стран и вторит всё той же идее об истоках русского народа. Вестибюль также украшен орнаментом с необычными цветами, которые являются стилизованным изображением солнца. Это придаёт дополнительное языческое «звучание» всему оформлению. Это ощущение найдёт своё подтверждение в рельефном фризе вдоль всей подъездной стены и красивейших витражных окнах.

Витраж окна первого этажа. Фото автора 2019 год

Внутренняя арка, отделяющая вестибюль от подъезда. Современное фото (Источник citywalls.ru)

В вестибюле и на всей лестничной клетке вплоть до верхних этажей разворачивается огромная картина жизни севера и его обитателей. Сразу же при входе, теперь уже в виде лепнины, повторяется тема майоликовых вставок с изображениями вооружённых воинов на фоне суровых крепостей, скал и сосен. Символично ещё одно орнаментальное изображение стилизованного солнца, обрамлённое листьями папоротника на внутреннем своде арки, отделяющей собственно подъезд дома от вестибюля. Папоротник, как одно из древнейших растений на земле, в языческой Руси был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну. Языческим богом солнца является Хорс. Таким образом, внутренняя арка дома выступает своего рода границей двух миров: современного христианского и древнего языческого. На нижней площадке лестницы можно различить фигуры ненцев, саней, юрты, многочисленных жителей севера на фоне хвойного леса. Сразу же привлекает внимание горельеф огромной лягушки, как бы выпрыгивающей из подъездной стены. Не обделены вниманием малейшие детали. В чугунную ограду лестницы интегрированы вставки, на некоторых из которых изображен Солнечный крест, более известный как Солнечное колесо — один из древнейших символов в истории человечества. Рельефные изображения сочетаются с красивейшими витражами. Небольшие витражные оконца первого этажа с заснеженными холмами, избами и северным сиянием выглядят как настоящие картины. Благодаря наружной подсветке витражи не поглощают, а излучают свет, и краски смотрятся живыми. На витражах больших подъездных окон верхних этажей можно увидеть красочные орнаменты и снова отсылку к скандинавской мифологии — изображение бога Тора.

Стиль модерн (ар-нуво) называют последним большим стилем в истории архитектуры. Хронологические рамки его очень коротки. Его появление в конце XIX века выглядело как попытка уставшего от чадящих машин и заводов горожанина вернуться к природе и мифам древних народов. В модерне много языческого, так как этот стиль воспевает естественные формы растений, а не математическую симметрию классицизма. Развитие полного фантазии и чувственности модерна было остановлено первой катастрофой XX века — Первой Мировой войной. Дом страхового общества «Россия» на Большой Морской в Санкт-Петербурге можно назвать чужим для своего века. Помимо мировых войн угрозу для здания представлял и новый большевистский режим. В 1955 году вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец и эпохе советского монументального классицизма. Возможно, этим объясняется, что в 1960х годах оригинальные майоликовые панно по рисункам Михаила Врубеля на фасаде дома были сбиты, как элемент излишнего украшательства. Но, к счастью, дом уцелел, как и его удивительные интерьеры. В настоящее время несколько этажей здания занимает Государственный музейно-выставочный центр «Росфото». Также в здании находится Музей Галины Старовойтовой, расположенный в её бывшей депутатской приёмной.

Витраж окна пролёта лестничной клетки. Фото автора 2019 год
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад