Росгосстрах
mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Виртуальная выставка – экспонаты

Основные разделы виртуальной выставки:
Рубрикатор, Ключевые слова, Поиск
 Вернуться на шаг назад
29.07.2021  |  просмотров: 84

Когда речь заходит об Австрии, последнее, о чём вспоминают, так это о её торговом и военно-морском флоте. Между тем, до своего распада в 1918 году, континентальная Австро-Венгерская империя являлась одной из великих морских держав. Во владении короны Габсбургов находилась протяжённая береговая линия вдоль Адриатического моря, в настоящее время большей частью являющаяся территорией Хорватии. Её торговые и политические интересы защищал современный военно-морской флот, на начало XX века состоявший из тяжёлых линкоров-дредноутов, подводных лодок и множества вспомогательных кораблей. Но не о военно-морском флоте Австрии пойдет наш рассказ сегодня. Несмотря на отсутствие каких-либо заморских колониальных владений, в этой стране во второй четверти XIX века была учреждена одна из крупнейших и старейших морских пароходных компаний мира. Судьба её необычна. Создавалась она в качестве своеобразного гибрида страхового общества и информационного брокера, но вскоре учредители приняли решение переориентировать её деятельность. Штаб-квартира компании находилась в древнем приморском городе, первые упоминания о котором относятся ко временам Римской империи. Компания имела сеть налаженных корреспондентских отношений, что позволяло пассажирам без особых сложностей пересаживаться с речных на морские суда и продолжать путешествие всё дальше и дальше, в крупнейшие порты по всему земному шару. Со временем австрийское правительство стало принимать самое деятельное участие в её судьбе, в том числе в виде финансовых вливаний и... назначаемых представителей в совет директоров, требуя взамен лишь малость: долю прибыли и корабли в случае войны. Знакомьтесь — Австрийский Ллойд (Österreichischer Lloyd).

Рекламная брошюра Австрийского Ллойда (Источник earlofcruise.blogspot.com)

Профессор истории торговли при кантонской школе в Люцерне (Швейцария) Юлиус Энгельман в книге с длинным названием «История торговли и всемирных отношений: Для молодых купцов и промышленников, а равно и для коммерческих учебных заведений», изданной на русском языке в 1870 году, пишет: «Самая главная гавань Австрии, Триест, приобрела особенно большое значение в последнюю четверть столетия вследствие основания Австрийского Ллойда — морского пароходного общества — который поддерживает правильные сношения с самыми важными гаванями Греции, Малой Азии, Египта и Европейской Турции. В 1842 году в неё вошло 7 717 кораблей в 436 тыс. тонн; в 1863 году число вошедших судов увеличилось до 10 578, а число тонн до 725 584... В такой же степени увеличился вывоз... Главные предметы ввоза в Триест морем: кофе, сахар рафинад, хлопчатая бумага, гумми (камедь), перец, оливковое масло, сера, рис, изюм, винные ягоды, миндаль, воск и проч... Прежняя царица Средиземного моря, Венеция, ныне занимает очень скромное место». К началу XX века итальянский Триест стал одним из главных портов Средиземноморья, намного опережая по грузовому и пассажирскому обороту порт Венеции, утраченной Австрией по результатам Третьей войны за независимость Италии в 1866 году.

Первыми участниками создания Австрийского Ллойда выступили 7 компаний морского страхования со штаб-квартирами также в Триесте. Международный характер этого начинания подчёркивает тот факт, что в их числе было страховое общество Società Orientale d’Assicurazioni, чьим учредителем являлся Лондонский Ллойд. Подробно о Лондонском Ллойде и истории его возникновения можно прочитать в публикации «Ллойд. Эдвард Ллойд» от 15 марта 2019 года. Видной фигурой в этом проекте был австрийский политический деятель барон Карл Людвиг фон Брук (1798–1860). Судьба этого человека сложилась трагично. В 1821 году фон Брук отправился в Триест для участия в Греческой войне за независимость 1821–1830 гг. После её окончания он принял участие в создании Австрийского Ллойда, изначально названного Триест Ллойд (Trieste Lloyd). Пиком политической карьеры фон Брука можно считать пост министра торговли и общественных работ, во время пребывания на котором он провёл ряд реформ в промышленной политике страны, учредил биржу в Триесте, инициировал постройку важных телеграфных линий, шоссейных и железнодорожных дорог в империи. В 1855 году фон Брук был назначен на пост министра финансов, но из-за неудач Австрии вследствие Второй войны за независимость Италии 1859 года и обвинений в коррупции был снят с поста в связи с «полной утратой доверия императора». На следующий день фон Брук покончил жизнь самоубийством. Спустя месяц после смерти все обвинения в его отношении были сняты.

К.Л. фон Брук. Литография 1849 г. (Источник Wikimedia Commons)

В 1833 году теперь уже 19 компаний морского страхования, ряд банков и 127 частных лиц учредили в Триесте Австрийский Ллойд. Хотя число участников и производит впечатление, оно ничего не говорит о том, насколько же тесен был торговый и финансовых мир тех лет. Поэтому мы считаем нужным рассказать ещё о нескольких учредителях компании. Среди этих 127 частных лиц был итальянский предприниматель и экономист Паскаль Револтелла (1795–1869). Вскоре после основания Австрийского Ллойда он создал компанию по импорту древесины, которая действовала столь успешно, что позволила ему войти в участие многих бизнесов на побережье Адриатики, в том числе стать акционером и ведущим деятелем одного из крупнейших в будущем страховых обществ Европы и мира Assicurazioni Generali со штаб-квартирой... да, снова в городе Триест. Револтелла участвовал в проекте Суэцкого канала, имевшего важнейшее значение для австрийской морской торговли, заняв пост вице-президента управляющей каналом компании. В правительстве Австрии Револтелла имел покровительство уже упомянутого барона фон Брука, что в 1860 году привело к ряду проблем в связи с обвинениями в коррупции на поставках в армию во время войны с Италией. Как и бывший министр австрийского правительства фон Брук, Револтелла был оправдан — в 1867 году император Франц Иосиф даровал предпринимателю баронский титул. Ещё один учредитель, австро-итальянский предприниматель Джузеппе Лаззаро Морпурго (1759–1835), является одной из ключевых фигур европейского страхового рынка: в 1831 году Морпурго основал страховое общество Assicurazioni Generali. На этих примерах хорошо видно насколько переплетены были интересы учредителей новой компании.

Рекламный проспект Австрийского Ллойда (Источник earlofcruise.blogspot.com)

Изначально основными функциями Австрийского Ллойда было предоставление торговцам, судовым агентам и страховым компаниям актуальных сведений по рынкам и морской торговле в Европе и Азии. Компания задумывалась в качестве информационного центра для учредителей, куда должны были стекаться данные от торговых корреспондентов и международных газет, регулярно доставляемых в порт Триеста. Можно предположить, что видение учредителей компании состояло в создании международного информационного хаба, главной задачей которого должно было стать обслуживание интересов местных страховщиков. Эта функция будет восстановлена десятилетиями позднее, но формально уже под другим юридическим лицом. Таким образом, Австрийский Ллойд создавался по образу Лондонского Ллойда, но не всемирного страхового и перестраховочного рынка, каким он является сегодня, а скорее его ранней модели, — места, где всегда можно было узнать о последних новостях обо всём связанным с морским торговым делом.

В качестве сугубо информационного центра Австрийский Ллойд просуществовал недолго. Учредители, связанные с торговыми операциями и их финансовым обеспечением, увидели большие возможности в недавно созданной компании. Уже в 1836 году Австрийский Ллойд начал доставлять почту в порты Адриатического моря. Рейсы осуществлялись между Триестом и Венецией на единственном пароходе. Но это заложило фундамент для расширения операций по перевозке грузов и пассажиров, со временем поставив компанию в ряд крупнейших морских перевозчиков мира и крупнейшего во всём Средиземноморье. В том же году на средства учредителей было заказано шесть пароходов: три по 120 л.с. и три — по 100 л.с. каждый (в России первый пароход был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 году). В апреле 1837 года с лондонских верфей в Триест прибыл современный пароход «Эрцгерцог Людвиг» водоизмещением 310 тонн. Первый пассажирский рейс теперь уже транспортная компания Австрийский Ллойд совершила 15 мая 1837 года. Пароход с 53 пассажирами на борту вышел из Триеста в 5 часов вечера и направился в Константинополь (Стамбул). С учётом захода в ряд греческих портов плавание заняло 14 дней. В первый же год операций «Эрцгерцог Людвиг» попал в несколько аварий, в ноябре столкнувшись сначала с одним французским пароходом, а 17 дней спустя — с другим. Нам не известны подробности этих происшествий, но легко представить себе язвительные комментарии в прессе, что молодая морская держава Австрия тем самым заявляет свои права в Средиземном море, тараня корабли великой морской державы Франции.

Вид на верфь Австрийского Ллойда в Триесте. Фото начало XX в. (Источник Wikimedia Commons)

К 1845 году количество совершаемых рейсов выросло в 4 раза, пассажиропоток — в 20. В компании работали 1049 человек. В 1844 году Австрийский Ллойд заключил, как сказали бы сейчас, код-шеринговое соглашение с Первым Дунайским пароходством (DDSG), которое к 1880 году станет крупнейшей речной судоходной компанией в мире, флот которой насчитывал около 200 пароходов и 1000 грузовых барж. DDSG, заинтересованное в продаже комбинированных билетов из портов на реке Дунай в порты Чёрного моря и далее, обеспечило огромный приток пассажиров Австрийскому Ллойду. В 1852 году рейсы по реке По и из озера Маджоре также стали пересадочными. Операции и география перевозок расширялись. В 1844 году Австрийский Ллойд открыл рейсы из Триеста в Смирну; в 1869-м — Бомбей и Порт-Саид; в 1879-м — Коломбо; в 1880-м — Сингапур и Гонконг; в 1881-м — Нью-Йорк и Рио де Жанейро; в начале XX века — в Австралию, Японию и другие страны. В 1887 году в собственности компании было наибольшее число пароходов числом 86, которые соединяли Триест с десятками портов в разных точках света. Для сравнения, крупнейшее пароходное общество Российской империи «Кавказ и Меркурий» по состоянию на 1914 год владело 76 пароходами, преимущественно речных. С конца XIX века Австрийский Ллойд начинает предлагать туристические круизы. Таким образом, к началу XX века континентальная Австро-Венгерская империя установила морское сообщение со всем миром.

Быстрому развитию операций Австрийского Ллойда способствовала постройка в 1857 году железной дороги, соединившей столицу империи Вену с Триестом. С открытием в 1869 году Суэцкого канала началась торговая экспансия в страны Индийского и Тихого океанов. Но уже задолго до этого, из-за колоссального роста операций и судов в собственности компании, было принято решение о строительстве корабельного дока. На закладке дока 30 мая 1853 года присутствовал австрийский эрцгерцог Фердинанд Максимилиан, который, на три года с 1864 по 1867 год став императором Мексики, погибнет в этой стране. Ко времени завершения строительства площадь дока составила 114 тыс. кв. м. Вспомогательный бизнес Австрийского Ллойда стал одним из центров привлечения рабочей силы в регионе, дав работу 3000 человек. В добавок к плавдоку был сооружён и сухой док для постройки судов протяжённостью 241 метр. В 1865 году на вервях Австрийского Ллойда в Триесте был построен полностью железный пароход «Австрия» водоизмещением 1700 тонн из материалов, произведённых в империи. Крупнейшими судами компании были два парохода: Gablonz 1912-го и Marienbad 1913-го года постройки водоизмещением по 8 448 тонн каждый. В 1916 году Marienbad будет захвачен ВМС Великобритании в греческом городе Патры и, после передачи Франции, стал называться General Gallieni.

Морской круизный лайнер Талия, принадлежавший Австрийскому Ллойду. Фото конец XIX — начало XX в. (Источник Wikimedia Commons)

Финансово-техническое взаимодействие Австрийского Ллойда с правительством империи началось уже в 1855 году, когда компания получила первый денежный транш, со временем ставшие регулярными. Правительство регулировало цены на перевозки, устанавливало требования на получение компенсаций за постройку судов. Всё это подразумевало ряд условий, в частности, обязательство взять на себя обслуживание морских почтовых линий и предоставление судов для нужд армии. Такая протекционистская политика в отношении крупнейшего морского перевозчика вызывала беспокойство в правительстве, где полагали, что это может нанести вред развитию компании. В войне с Италией 1866 года компания предоставила правительству несколько своих пароходов и обеспечивала транспортные услуги для австрийской армии. Всё это стало предвестником больших потрясений, которые ждали компанию в неблизком будущем.

Начиная с середины XIX века для поддержки своих экономических интересов, как в Средиземном море, так и вне его, австрийское правительство стало активно развивать военно-морской флот. Особое внимание флоту с конца XIX века уделял престолонаследник эрцгерцог Франц Фердинанд, убийство которого в 1914 году в Сараево станет поводом для начала Первой мировой войны. В 1908 году первые австрийские подводные лодки были сданы в эксплуатацию. В 1911 году, спустя 5 лет после появления сверхтяжёлых линкоров типа дредноут в Великобритании, Австрия спустила на воду два дредноута собственной разработки, опережающие по своим характеристикам ранние корабли этого класса других стран. Вскоре была завершена постройка ещё двух кораблей этого класса. Считается, что именно австрийские дредноуты были первыми в мире с интегрированными в носовую часть судна торпедными установками. К началу Первой мировой войны Двуединая австрийская монархия располагала одним из мощнейших военных флотов, а многие гражданские корабли Австрийского Ллойда были использованы в качестве вспомогательных кораблей и плавучих госпиталей. Всего в войне участвовало 33 корабля компании, многие из которых получили повреждения, были затоплены или подорвались на минах. 4 ноября 1918 года губернатор Венеции назначил временного комиссара в делах Австрийского Ллойда. 28 ноября того же года Совет директоров компании самораспустился. Вслед за итальянской интервенцией и переходом города Триеста в собственность Италии, компания была приобретена одним из крупнейших банков этой страны у Соединённого банка Вены по бросовой цене. Так закончилась история австрийского Österreichischer Lloyd и началась история итальянского Lloyd Triestino.

Ежемесячный журнал Lloyd Triestino, 1926 г. (Источник Wikimedia Commons)
Предоставлено: Тимофей Бегров
 Вернуться на шаг назад