mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Экспонаты
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)
Библиотека
Термины


Яндекс цитирования

Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Нефть России, 10 декабря 2002 г.

Рисковое это дело
4270 просмотров

Взрыв на французском супертанкере Limburg, произошедший 6 октября, а также ожидание начала военных действий в Ираке привели к существенному росту расценок на рынке танкерных перевозок. Для крупнотоннажных танкеров, вывозящих нефть из Персидского залива, фрахтовые ставки выросли в полтора-два раза. А транспортировка нефти из российских портов подорожала примерно на 20%. Это стало достаточно тяжелым ударом для нефтетрейдеров. А судоходные компании, в то же время, ничего не выигрывают от такого скачка фрахтовых ставок, так как все дополнительные доходы съедаются страховыми премиями, которые возросли из-за военных и террористических рисков. Что же представляет собой сегодня механизм страхования морских перевозок нефти и нефтепродуктов и что надо знать представителям нефтяных компаний и нефтетрейдеров, прежде чем застраховать свой груз?

Наследие давних времен

Начало страхования морских грузов относят к XIV веку. Еще в 1310 г. во фламандском порту Брюгге была основана Страховая палата, которая стала заниматься страхованием перевозимых по морю товаров. А самый старый из сохранившихся на сегодняшний день морских полисов, застраховавший перевозку груза из итальянского порта Генуя до испанского острова Мальорка, датирован 1347 г.

Наконец, в XVII веке в Лондоне возникло первое в мире сообщество морских страховщиков, которые также, учитывая специфику географического расположения Британских островов, стали заниматься в основном страхованием морских грузов. Впоследствии это сообщество превратилось в Лондонский страховой рынок. Его многовековой опыт привел затем к созданию системы стандартных оговорок по страхованию морских грузов, которые и сегодня используются в мировой практике.

Как в прежние века, так и сегодня суть страхования грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов при ее перевозке танкерами, сводится к следующему: страховщик за особую премию обязуется возместить убытки, которые могут возникнуть вследствие наступления оговоренных случаев. К факторам риска отнесены две основные группы внешних воздействий:

— механические — удары, толчки, вибрации, статические нагрузки, трение;
— климатические — влияние атмосферных осадков, переменной температуры, солнечной радиации.

Существуют три особенности страхования морских грузов, выделяющие его среди прочих видов страхования. Первая — это свободная передача полиса, не требующая никакого заявления страховщику. Это объясняется тем, что груз с момента начала обеспечения страхового покрытия, совпадающего обычно с погрузкой, изъят из ведения страхователя и передается в распоряжение перевозчика. Страховщику же при этом все равно, кто становится обладателем груза и в чьих руках находится полис.

Вторая — это возможность страховать груз выше его стоимости в момент заключения договора страхования, что нисколько не противоречит краеугольному положению страхового бизнеса, согласно которому страховая сумма не может превышать стоимости застрахованного имущества. Ведь в пункте, куда доставляется груз и где он будет реализовываться, его цена может быть выше.

Третья — это возможность страхования по генеральному полису. Благодаря ему страховщик может максимально упростить формальности. Расчет по такому полису производится периодически и в сроки, указанные в договоре, а не по каждой конкретной отправке.

Что такое основные оговорки?

Они, согласно правилам Института лондонских страховщиков, по категории морских грузов следующие:

— условия «А» представляют собой полное страховое покрытие «от всех рисков». Договор страхования грузов, составленный на этих условиях, обеспечивает страхователю компенсацию при гибели или повреждении застрахованного груза, за исключением особых случаев. Например, страхователю не возмещается ущерб, произошедший вследствие умысла или грубой неосторожности, естественной убыли либо нормативного износа груза. Не возмещается также ущерб, причиненный в результате военных действий, террористических актов, воздействий ядерной энергии. Также основанием для отказа в выплате может стать непригодность нефтеналивного судна для безопасной морской транспортировки груза;

— условия «В» предусматривают выплату страхового возмещения за гибель или повреждение груза, если они обусловлены:
1. пожаром или взрывом;
2. посадкой танкера на мель, выбросом на берег или опрокидыванием;
3. столкновением танкера с любым объектом;
4. разгрузкой груза в порту в результате аварии;
5. землетрясением, извержением вулкана или ударом молнии-Исключения из покрытия, приведенные в условиях «А», также относятся и к условиям «В»;

— при страховании на условиях «С» страхователю возмещаются убытки в результате гибели или повреждения застрахованного груза вследствие:
1. пожара или взрыва;
2. посадки танкера на мель, выброса на берег или его опрокидывания;
3. столкновения танкера с любым объектом, за исключением контакта с водой;
4. разгрузки груза в порту в результате аварии.

Исключения из покрытия, приведенные в условиях «А», также относятся и к условиям «С».

По всем вышеуказанным условиям страхования возмещаются убытки, расходы и взносы по общей аварии.

При страховании груза нефти и нефтепродуктов часто используются оговорки Bulk Oil. Покрытие при них похоже на условия «В», но относится и к гибели и/или загрязнению груза. Дополнительно также покрываются утечка из трубопроводов в процессе погрузки, небрежность экипажа при перекачке груза и загрязнение груза в результате неблагоприятных погодных условий.

При подписании договоров купли-продажи нефти и нефтепродуктов на условиях поставок CIF, CIP, франко-порт назначения, обязанность заключения договора страхования возлагается на продавца. Страховая сумма при заключении договора на условиях CIP традиционно равняется 110% стоимости нефти и нефтепродуктов. Это объясняется тем, что в страховую сумму включаются 10%, составляющих ожидаемую прибыль покупателя. Как правило, в обязанность продавца входит заключение договора страхования на условиях оговорки «С», предоставляющей наиболее узкое покрытие, но по желанию покупателя и за его счет груз может быть застрахован и на других условиях.

При морской перевозке нефти и нефтепродуктов в договор страхования может вводиться «классификационная оговорка», устанавливающая требования к возрасту, классу и флагу танкера, используемого для транспортировки. В соответствии с ней срок службы нефтеналивного судна не должен превышать 16 лет, а класс регистра устанавливается только Регистром Ллойда, Морским регистром судоходства (Россия), Морским бюро судоходства (США), Bureau Veritas Germanicher Lloyd, Norske Veritas, корейским, итальянским, польским регистрами судоходства, Nippon Kaiji Kyokai. При привлечении к работам нефтеналивных судов, не отвечающих указанным требованиям, страхователь обязан произвести доплату страховой премии, так как риск повреждения или утраты груза значительно увеличивается. Это объясняется тем, что аварийность танкеров после 16-летней эксплуатации резко возрастает.

Информация дорогого стоит

К правилам перевозки нефти страховые компании предъявляют и некоторые дополнительные требования. Например, иногда учитываются температурный режим, технология погрузки и обращение с грузом. Его сохранность нормируется «Общими и специальными правилами перевозки наливных грузов» (7-М), которые, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ), являются обязательными как для судовладельца, так и для клиентов, обслуживаемых морским транспортом. Эти правила в необходимой степени учитывают требования таких документов, как Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74); Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 1973 г., измененная протоколом от 1378 г. к ней (МАРПОЛ 73/78); кодексы Международной морской организации (ИМО), которые включают в себя Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (1500ТТ), Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих химические грузы наливом (Кодекс 1ВС), Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих химические грузы навалом (Кодекс ВСН). Обязательным документом для морской транспортировки нефти и нефтепродуктов является «Декларация о транспортных характеристиках наливного груза и условиях его безопасной погрузки».

Страхователь обязан всегда сообщать страховой компании максимально достоверную и подробную информацию, в том числе и о правилах перевозки. При отсутствии сведений об отправке груза, необходимых для оценки риска, страховщик вправе в будущем отказать своему клиенту в возмещении возникших убытков.
Страхователю следует обратить внимание и на основные риски, сопровождающие перевозку груза нефти нефтепродуктов: недоливы при перекачке из нефтеналивного судна в терминалы, загрязнение и разбавление водой.

При подготовке договора страхования и оценки риска должна быть собрана вся необходимая информация. Первоначально она обычно предоставляется в форме заявления на страхование, где указываются сведения о страхователе, информация о грузе и перевозочном средстве. По согласованию со страховщиком могут быть предоставлены и другие сведения, в том числе — копии перевозочных документов, товарно-транспортных накладных, счетов, коносаментов (то есть документов, содержащих условия договора морской перевозки груза), контрактов, описи застрахованного имущества и т.п.

Договор страхования груза нефти и нефтепродуктов заключается как на единичную (разовую) перевозку, так и на перевозки в течение определенного периода времени (обычно до года).

Полисы могут быть «рейсовыми», «срочными» — на определенный срок, «смешанными» — на рейсы и срок, «таксированными» — с окончательной страховой стоимостью и «нетаксированными», в которых страховая стоимость должна быть подтверждена документально. Кроме того, существует следующая классификация полисов:

— открытый страховой, покрывающий грузы нефти и нефтепродуктов, перевозимых определенными партиями на танкерах, названия которых еще не известны. Общая страховая сумма, согласно такому полису, уменьшается с каждой отгруженной партией;
— генеральный полис, по условиям которого страхователь обязуется застраховать у страховщика, выдавшего такой полис, все грузы нефти и нефтепродуктов, получаемые или отправляемые им в течение определенного срока;
— страховой сертификат — документ, выдаваемый страховщиком в подтверждение страхования отдельной партии груза, подпадающей под действие генерального полиса.

Размер тарифа устанавливается страховщиком индивидуально для каждой юрской перевозки, исходя из ее специфики и сложности, а именно: характера груза, маршрута перевозки, наличия перегрузок и некоторых других факторов, влияющих на степень риска. На величину ставки также влияет наличие (или отсутствие) убытков за последние несколько лет.

Как правило, одним из обязательных условий договора страхования груза нефти и нефтепродуктов является наличие франшизы — собственной ответственности страхователя по убытку. Она устанавливается на один страховой случай в процентах от страховой суммы или в фиксированном размере.

Обычно применяется безусловная франшиза, то есть страховое возмещение выплачивается за вычетом суммы франшизы независимо от размера убытка.

Франшиза устанавливается по согласованию между страхователем и страховщиком, указывается в соответствующем договоре и действует по каждому страховому случаю. Если же имели место несколько страховых случаев, то ее сумма вычитается из суммы ущерба в каждом из них.

Если франшиза согласована, но не определен способ ее исчисления, то по выбору страхователя она рассчитывается либо от стоимости каждой партии или каждого коносамента, либо от стоимости всей отгрузки, либо содержащегося в танке или лихтере груза. На естественные потери в пути франшиза не распространяется, а при страховании риска утечки ее размер значительно увеличивается.

Исследования, проведенные страховыми компаниями, показывают, что 70-80% убытков, возникающих при перевозках грузов, можно было бы избежать. Ибо чаще всего они являются результатом действия «человеческого фактора» — небрежности в обращении с грузом.

Если случилась беда...

То тогда страхователь обязан выполнить ряд обязательств, к наиболее общим из которых относятся:
— известить страховую компанию о наступлении страхового случая и следовать ее указаниям, если таковые будут. Предусматриваются, как правило, письменная форма такого сообщения, а также сроки уведомления страховщика. Несвоевременное информирование может явиться основанием для отказа в выплате страхового возмещения, хотя эта норма и не носит безусловного характера;
— принять разумные и доступные меры по предотвращению и уменьшению ущерба грузу. При этом страхователь должен следовать указаниям страховщика или его представителя. Но вместе с тем последний имеет право требовать принятия определенных мер только в том случае, если страхователь может их выполнить в конкретной ситуации;
— обеспечить страховщику право на регресс (или право требования возместить ущерб) к виновной стороне, в противном случае тот в соответствующем размере освобождается от обязанности выплачивать, страховое возмещение.

Олег ТРОНЕВ, ЗАО «Индустриальная перестраховочная компания»


  Вся пресса за 10 декабря 2002 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов, Управление риском, История страхования

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Текущая пресса

6 сентября 2023 г.

Российская газета-неделя, 6 сентября 2023 г.
Работа как хобби


14 июля 2023 г.

КомиОнлайн, Сыктывкар, 14 июля 2023 г.
Инфографика: Как изменилось ОСАГО за 20 лет

Мурманский вестник, 14 июля 2023 г.
Полис вместо монтировки


8 июля 2023 г.

Коммерсантъ онлайн, 8 июля 2023 г.
Тише едешь


4 июля 2023 г.

Вечерний Петербург, 4 июля 2023 г.
«И молимся, чтобы страховка не подвела»: почему День страховщика стоило отметить 28 июня


1 июля 2023 г.

Коммерсантъ онлайн, 1 июля 2023 г.
20 лет закону об ОСАГО: как изменились тарифы и выплаты


15 апреля 2023 г.

РБК (RBC.ru), 15 апреля 2023 г.
Мумия, суперлуна и подлодка. 6 самых невероятных версий гибели «Титаника»


27 марта 2023 г.

Реальное время, Казань, 27 марта 2023 г.
«Самые крупные пожары приходятся на неурожайные годы...»


20 февраля 2023 г.

5 колесо, 20 февраля 2023 г.
Жизнь без ОСАГО: как в СССР разбирались с виновниками ДТП и чинили машины?


28 ноября 2022 г.

Самарское обозрение, 28 ноября 2022 г.
Даты

Парламентская газета, 28 ноября 2022 г.
104 года назад (1918) был опубликован Декрет Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской Республике».


17 ноября 2022 г.

Московский комсомолец, 17 ноября 2022 г.
Эта финансовая услуга превратилась в наименее комфортную и наиболее конфликтную


31 октября 2022 г.

КурсивЪ, Астана, 31 октября 2022 г.
Как развивается автострахование в Казахстане и мире


27 июля 2022 г.

Парламентская газета, 27 июля 2022 г.
День 27 июля в истории


20 июля 2022 г.

Всё о саморегулировании, 20 июля 2022 г.
СРО страховщиков открыла виртуальный музей


19 июля 2022 г.

korins.ru, 19 июля 2022 г.
Виртуальный музей по истории страхования ВСС начал свою работу


13 июля 2022 г.

RusBase, 13 июля 2022 г.
Как устроено исламское финансирование: основные принципы и разрешенные инструменты


  Остальные материалы за 13 июля 2022 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности