|
В Госдуму внесено 8 законопроектов, часть из которых касается полной отмены "автогражданки" или приостановки действия, а часть предполагает внесение в действующий закон содержательных изменений. В статье подробно рассматриваются положения документов.
Бюро правовой информации,
19 сентября 2003 г.
Не отменим ОСАГО, так прославимся 1028 просмотров
Предвыборные страсти вокруг закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) разгорелись с новой силой. В Госдуму внесено 8 законопроектов, часть из которых касается его полной отмены или приостановки действия, а часть предполагает внесение содержательных изменений.
На полной отмене закона настаивают депутаты Алтухов, Илюхин, Решульский, Никитчук, Пономарев. Обоснование - забота о кошельках избирателей. В пояснительной записке к законопроекту приводится пример семьи из 2 человек, имеющей "Жигули" и 3000 рублей пенсии (зарплаты) в месяц, для которой страховые взносы окажутся непосильными. Такая семья, по мнению авторов законопроекта, должна платить за страховку 900 рублей в год, транспортный налог - 450 рублей, коммунальные услуги - 18 тыс.рублей. В итоге набегает 19350 рублей в год.
Депутаты полагают, что обязательное страхование ГО и транспортный налог приведут дополнительно к увеличению розничных цен на 5-10%, и данной семье <на проживание> останется 17 тыс.рублей при годовой потребности 55200 рублей. При этом указанных депутатов никоим образом не интересуют кошельки той части электората, которая успела приобрести полисы ОСАГО. Порядок возврата уплаченных автовладельцами страховых премий данным законопроектом не описан.
Аналогичный по содержанию законопроект внесен Волгоградской областной Думой. В пояснительной записке отмечается, что каждый гражданин должен самостоятельно принимать решение о страховании собственной гражданской ответственности. Обязательное же страхование, по мнению волгоградских депутатов, стало "формой снижения рисков высокообеспеченной части населения за счет мало- и среднеобеспеченной".
Законопроект об отмене ОСАГО, внесенный Виктором Похмелкиным, предполагает расторжение по требованию страхователей договоров ОСАГО, по которым не было страховых выплат, с возвратом страховой премии. При этом страхователям, которые в течение месяца с момента отмены ОСАГО не потребуют расторжения заключенных договоров страхования, предоставляется возможность автоматической <конвертации> обязательных полисов в добровольные. В пояснительной записке отмечается, что "условия обязательного страхования оказались хуже, чем добровольного". Тем не менее, г-н Похмелкин не оспаривает саму идею обязательного страхования автогражданки. Отмена нынешнего закона об ОСАГО, по его мнению, позволит "в спокойных условиях готовить качественно иную его редакцию".
Депутат Госдумы Арефьев предлагает преобразовать обязательное страхование автогражданской ответственности в добровольное, для того, чтобы "наработать опыт в этой сфере деятельности и только после этого определить возможность введения обязательного страхования". Таким образом, его поправки к закону об ОСАГО сводятся к замене по всему тексту слов "обязательное страхование" на слова "добровольное страхование" и замене слова "обязанность" на слово "право". Кроме того, из статьи 3 закона ("Основные принципы обязательного страхования") предлагается исключить 2 и 3 абзацы, в которых сформулированы принципы гарантии возмещения вреда пострадавшим и всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности. Договоры ОСАГО заключенные до 1 января 2004 года, предлагается считать ничтожными.
Г-н Арефьев также предлагает исключить из статьи 4 ("Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности") п.6, в котором говорится, что "владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством". Юристы смогут оценить по достоинству изящество и глубокий смысл данного предложения. Сложно сказать, полагает ли автор законопроекта, что данная поправка освобождает незастрахованных автовладельцев от ответственности за причинение вреда. Однако на внесении соответствующих поправок в Гражданский кодекс РФ он не настаивает.
Перенести вступление в силу закона об ОСАГО на 1 июля 2004 года предлагают депутаты Райков и Гальченко. Обоснование то же, что и у коллег - высокие тарифы, особенно обременительные для пенсионеров, инвалидов, ветеранов. В пояснительной записке отмечается, что перенос сроков необходим для того, чтобы "страховые компании и автовладельцы смогли лучше подготовиться к нововведению".
Депутат Гальченко помимо приостановления действия закона предлагает к нему поправки содержательного характера. Они касаются снижения общей страховой суммы с нынешних 400 до 200 тыс.рублей, а также изменения системы тарифных ставок и коэффициентов.
Предлагается устанавливать базовый тариф и предельные размеры коэффициентов федеральным законом, а размер базового тарифа для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам снизить с нынешних 1980 до 990 рублей. Изменение тарифов должно производиться не чаще одного раза в год. Для водителей старше 60 лет со стажем вождения более 10 лет предлагается установить понижающий коэффициент 0,5.
О пенсионерах позаботились депутаты Жириновский, Лебедев и Соломатин. Их поправки к закону об ОСАГО отличаются лаконичностью: автовладельцев, вышедших на пенсию, предлагается вообще освободить от обязанности страховать гражданскую ответственность.
Депутаты Аксаков, Колесников и Леонтьев предложили весьма объемный законопроект, попытавшись переписать ныне действующий закон самым основательным образом. Они предлагают устанавливать тарифы федеральным законом, пересматривая их не чаще одного раза в год, а также изменить систему территориальных коэффициентов, понизив их значение для крупных городов до 1. При этом базовые ставки тарифов для автомобилей с мощностью двигателя от 45 до 80 л.с. составляют 1457 руб., от 80 до 110 л.с. - 2184 руб., свыше 110 л.с. - 4369 руб.
Кроме того, предлагается ввести коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства (до 5 лет - 1, от 5 до 10 лет - 0,9, свыше 10 лет - 0,8). Однако эти "поблажки" автовладельцам компенсируются повышением коэффициентов по стажу водителя (до 2 лет - 2, от 2 до 4 лет - 1,5, свыше 4 лет - 1), которые делают страховку для начинающих водителей весьма дорогим удовольствием. Забота о пенсионерах и инвалидах выражается в установлении для этих категорий граждан тарифов в размере 50% от базовых, правда, с оговоркой, что если транспортным средством пользуются помимо льготников пользуются и другие граждане, то страхование осуществляется на общих основаниях.
Особое внимание авторы законопроекта уделили и страховщикам. В частности, они предлагают наделить страховщика правом ведения судебных дел от имени страхователя, что никак не вписывается в рамки действующих ГПК и АПК. При этом депутаты наивно полагают, что принятие данного законопроекта не потребует изменений иных актов федерального законодательства.
Вся пресса за 19 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
14 ноября 2025 г.

|
|
Комсомольская правда, 14 ноября 2025 г.
Дорожные камеры могут получить новую функцию: за чем еще предложили следить в РФ

|
|
Подмосковье сегодня, 14 ноября 2025 г.
«Починим с б/у запчастями»: автосраховщики ищут выход из кризиса

|
|
ФедералПресс, 14 ноября 2025 г.
Страховщики настаивают на реформе: как изменят ОСАГО для автовладельцев

|
|
Ведомости, 14 ноября 2025 г.
В России растет спрос на полисы на случай онкозаболеваний

|
|
Коммерсантъ, 14 ноября 2025 г.
Техосмотр проверят в потоке

|
|
Медвестник, 14 ноября 2025 г.
Госдума РФ отклонила законопроект о лишении страховщиков доходов от штрафов

|
|
Финмаркет, 14 ноября 2025 г.
Чистая прибыли Generali за 9 месяцев выросла на 8,5%

|
|
Автостат, 14 ноября 2025 г.
Ремонт по ОСАГО: стоимость нормо-часа необходимо увеличить в 2 – 3 раза

|
13 ноября 2025 г.

|
|
Вечерняя Москва, 13 ноября 2025 г.
Водителей предложили проверять на наличие диагностической карты по камерам

|
|
cbr.ru, 13 ноября 2025 г.
Продлены полномочия финансового омбудсмена Татьяны Савицкой

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Таксопарки призвали усилить наказание для водителей без полисов ОСАГО

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ЦБ продлил полномочия Савицкой на посту финуполномоченного по правам потребителей финуслуг

|
|
Автостат, 13 ноября 2025 г.
Названы главные проблемы в страховании автомобилей такси

|
|
ТАСС, 13 ноября 2025 г.
ГД приняла в I чтении законопроект о продлении ЦБ спецполномочий на 2026 год

|
|
Финмаркет, 13 ноября 2025 г.
В 1-м чтении принят законопроект о продлении действия ряда временных полномочий ЦБ РФ на финрынке

|
|
Интерфакс, 13 ноября 2025 г.
РСА предложил отслеживать по камерам наличие у водителей в потоке карт о пройденном ТО

|
|
МК в Мурманске, 13 ноября 2025 г.
Суд обязал северянина вернуть деньги страховой за аварию

|
 Остальные материалы за 13 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|