Российская газета,
16 марта 2012 г.
Опасайтесь дешевых путевок
739 просмотров
Последние события с «Ланта-тур» и «Капитал тур» разрушили стереотип: если компания крупная и долго работает на рынке, то ваш отдых с ней будет приятным и безмятежным.
О том, как сегодня выбирать туроператора, на что обращать внимание и как государство планирует защитить отдых наших граждан, на «Деловом завтраке» в «РГ» рассказал глава Ростуризма Александр Радьков.
- Александр Васильевич, посоветуйте, как не промахнуться в выборе туроператора.
Александр Радьков: Первое, что нужно сделать, посмотреть на сайте Ростуризма, есть ли фирма в федеральном реестре туроператоров. Второе - обратить внимание на ценовую политику компании. Крупный демпинг - это всегда зона риска. Если стоимость путевки очень низка, то что-то здесь не так.
- Но стопроцентной гарантии все равно нет?
Александр Радьков: Мы не можем гарантировать отсутствие банкротств на рынке. И государство должно побеспокоиться не о том, чтобы не было банкротств, а о том, чтобы защитить потребителя в случае банкротства или любой другой чрезвычайной ситуации.
Страховка от банкротства
- Что же нужно сделать, чтобы туризм был безопасен?
Александр Радьков: Здесь есть две основных составляющих. Первая связана с механизмом защиты прав туристов, которые еще не улетели и в случае банкротства туроператора находятся в стране. И вторая проблема, если турист находится за рубежом, а у туроператора нет денег, чтобы вернуть его домой. Первую проблему можно решить страхованием ответственности туроператоров. Такой инструмент сегодня действует достаточно успешно, однако опыт показал, что банкротство крупных компаний требует привязки финансового обеспечения туроператоров к реальным оборотам. Банкротство «Ланта-тур вояж» наглядно продемонстрировало, что ста миллионов рублей не хватает для того, чтобы выплатить компенсации всем пострадавшим. Очевидно, финансовое обеспечение туроператора должно соответствовать масштабам его деятельности. Соответствующие поправки в отраслевой закон мы уже подготовили.
Вторая проблема - что делать с туристами, которые находятся за рубежом, как экстренно оказать им помощь и вернуть их на родину в случае, если туроператор обанкротился или наступили какие-то форс-мажорные обстоятельства. В этой ситуации позитивную роль может сыграть создание неких компенсационных фондов. Такая практика достаточно распространена за рубежом. Ведь по страховке турист может получить компенсацию лишь по возвращению. А если его еще надо вернуть? И здесь мы возлагаем определенные надежды на саморегулируемые организации, это очень серьезный инструмент.
Во-первых, саморегулируемая организация обеспечивает единообразие и высокие стандарты качества обслуживания туристов. СРО сама мониторит и осуществляет аудит деятельности своих членов. Этот механизм и позволяет организовать компенсационные фонды. Сейчас обсуждается вопрос, как будут формироваться фонды экстренного реагирования на кризисные ситуации, будут ли они привязаны к оборотам компании, или их соберут как единовременные взносы.
Безусловно, речь не идет о том, что это будет своего рода круговая порука, когда банкрот получает необходимые средства из фонда, а потом остальные члены организации восстановят его размер. Нет. Есть механизм возврата денег в фонд, например за счет страхования компанией, входящей в СРО, своей финансовой ответственности перед клиентом. То есть в этом случае туроператор не будет повторно проплачивать некую сумму (единовременный взнос, необходимый для вступления в ряды саморегулируемой организации) в общий фонд. А он автоматически пополнится благодаря отчислению страховщика, с которым компания так или иначе обязана заключить договор о финансовом обеспечении своей гражданской ответственности перед потребителем - иначе она не может войти в федеральный реестр и в принципе заниматься туроператорской деятельностью.
При этом в любом случае турист обращается, прежде всего, к своему туроператору, и только в случае возникновения проблем во взаимоотношениях с ним - в СРО, куда данный туроператор входит. Со своей стороны, государство, в лице отраслевого федерального органа управления, должно контролировать деятельность самих саморегулируемых организаций. И его главная цель - защита прав потребителя туристских услуг.
- Есть мнение, что введение института СРО может привести к тому, что часть компаний уйдут с рынка в серые схемы.
Александр Радьков: Полагаю, что, скорее всего, в результате с рынка постепенно вынуждены будут уйти компании с серыми схемами. И это, разумеется, будет только во благо самому рынку. Потому что с созданием саморегулируемых организаций в принципе повысится прозрачность туристского сообщества.
Туристы будут понимать, что компании, не входящие в СРО, заслуживают меньшего доверия, даже если входят в федеральный реестр туроператоров. Стало быть, будут очевидными и потребительские риски. Тогда как сегодня, после ситуации с «Ланта-тур вояж», туристы испытывают опасения даже при заключении договоров с самыми крупными и вроде бы надежными туроператорами. Для компаний - членов СРО нужна будет прозрачность оборотов. Мы говорим о том, что не государство будет в это вмешиваться, а определенные полномочия в части надзора и контроля перейдут СРО. Государство же, повторюсь, продолжит осуществлять надзор и контроль, но уже над саморегулируемыми организациями, а не над отдельными компаниями.
- Сколько может быть СРО? По какому принципу они будут создаваться?
Александр Радьков: Прежде всего их необходимо создавать в сфере выездного туризма, как наиболее проблематичной с точки зрения кризисных ситуаций. Она, конечно, должна быть не одна. Наверное, логично, чтобы саморегулируемые организации распределялись по видам туризма: выездной туризм, внутренний, СРО для агентов и т.д. То есть именно по специализации.
- Но в сфере выездного туризма есть небольшие компании, микроскопические, а есть огромные. При создании саморегулируемой организации это будет учитываться?
Александр Радьков: Речь идет о том, что в одной СРО могут быть и крупные компании, и мелкие. Другое дело, если мы говорим о создании компенсационного фонда, то размер взноса компании, конечно, должен зависеть от ее реального оборота, количества обслуживаемых туристов. Понятно, что риски у мелкой и у крупной компании разные. Поэтому и финансовая нагрузка в этот стабилизационный фонд должна быть распределена по-разному.
- Когда же появятся эти саморегулируемые организации?
Александр Радьков: Инициатива уже поступила в Госдуму. Если пройдет второе чтение, то в ближайшей перспективе такие организации уже будут созданы.
- В этом году?
Александр Радьков: Да. *** Анастасия ДУЛЕНКОВА, Нина ЕГОРШЕВА (с сокращениями)
Вся пресса за 16 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 апреля 2024 г.
|
|
Сельская жизнь, 25 апреля 2024 г.
Угроза животноводству сохраняется
|
|
ПРАЙМ, 25 апреля 2024 г.
Счетная палата призвала повысить эффективность использования средств ОМС
|
|
РИА Новости, 25 апреля 2024 г.
Резиденты Сколково выбирают ЭКСАР для страхования международных сделок
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 апреля 2024 г.
Нам придется подумать над развитием системы страхования имущества - президент
|
|
Телеинформ, Иркутск, 25 апреля 2024 г.
В России вырос интерес к страхованию жилья на фоне масштабного паводка
|
|
Аргументы и факты, 25 апреля 2024 г.
Эксперт Давыденко рассказал о новых способах защиты от кибермошенников
|
|
Ведомости, 25 апреля 2024 г.
У пяти компаний начался процесс исключения иностранцев из цепочки владения
|
|
Дагестанская правда, Махачкала, 25 апреля 2024 г.
Мошенники в сфере ОСАГО
|
|
Комсомольская правда-Белоруссия, 25 апреля 2024 г.
«Обманутому другу сказал не переживать». Знакомый подвел под уголовное дело владельца автобизнеса в Минске и иммигрировал в Европу
|
|
РИА Курск, 25 апреля 2024 г.
Курянин отсудил у страховой компании 37,5 тысяч рублей
|
|
korins.ru, 25 апреля 2024 г.
Финуполномоченный взыскал страховое возмещение в связи с мошенническим списанием средств с застрахованной карты
|
|
Аргументы и факты-Тверь, 25 апреля 2024 г.
В Тверской области средняя цена полиса ОСАГО выросла за год на 800 рублей
|
|
Российская газета онлайн, 25 апреля 2024 г.
Аудиторы выявили диспропорции в структуре расходования медорганизациями средств ОМС
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 25 апреля 2024 г.
Жители ХМАО стали реже пользоваться услугами страхования
|
|
РИА Новости, 25 апреля 2024 г.
Минздрав с регионами начал работу по повышению качества управления финансами в медицине
|
|
ТАСС, 25 апреля 2024 г.
Нецелевое использование средств ОМС медорганизациями в 2021-2022 гг. выросло на 22,7% - СП
|
|
ПРАЙМ, 25 апреля 2024 г.
Счетная палата РФ считает, что эффективность использования средств ОМС нужно повышать
|
 Остальные материалы за 25 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|