Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании
InsurSelling-2024. Продажи страхования – потенциал и перспективы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Страховое мошенничество, Автострахование
ОСАГО в год своего двадцатилетия – больше надёжности, гибкости, эффективности и справедливости
Уфимцев Евгений Владимирович
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
страхование сегодняКаким был 2022 год для системы ОСАГО в России и какие изменения ждут нас в наступившем году?

Говоря о завершившемся годе, я бы выделил три аспекта. Во-первых, теперь более последовательно реализуется принцип справедливости: тот, кто ездит аккуратно, платит за ОСАГО меньше. Мы к этому давно стремились, для этого мы расширяли тарифный коридор и планируем расширять его и дальше. Исследователи из Финансового университета подсчитали, что в 2022 году каждый добросовестный автовладелец при покупке ОСАГО заплатил из общей стоимости своего полиса около 700 рублей за недобросовестного автовладелеца, за такси, за каршеринг, за молодого водителя или водителя без полиса. Это означает, что пока этот принцип работает, всё же, не идеально. Однако мы движемся в правильном направлении, и я надеюсь, что дальнейшее расширение тарифного коридора позволит, даже при заметном изменении стоимости запасных частей, сохранить для добросовестных водителей прежнюю стоимость полиса или ее уменьшить. Компенсировать общее для всего рынка удорожание запасных частей должны аварийные автовладельцы, предоставляющие угрозу дисциплинированным водителям на дорогах.

Во-вторых, мы отстаиваем принцип неотвратимости наказания водителей, которые ездят без полиса (по данным исследований, их доля достигает 10-12%). В этом вопросе есть очень важная социальная составляющая, поэтому проблема должна решаться на уровне властей. 90% автовладельцев приобрели полис ОСАГО в соответствии с требованием закона, они все сделали для того, чтобы пострадавшим от их автомобилей возмещался ущерб жизни, здоровью или имуществу. Но при этом если такой добросовестный автовладелец попадает в ДТП, а ему не повезло, и виновник аварии - тот самый «десятый» водитель, который ездит без полиса – получается несправедливо. Он сам все сделал правильно, выполнил все то, что от него потребовало государство, едет с полисом, но ему, как пострадавшему, выплата произведена не будет. Мы вместе с ГИБДД уже некоторое время работаем над этой проблемой - мы настраивали свою систему в РСА, коллеги достраивали свою глобальную автоматизированную систему, ФИС ГИБДД, переводили ее на более правильные принципы.

Два года назад мы проводили эксперимент, связанный с проверкой наличия полиса ОСАГО с использованием камер, и столкнулись с тем, что наша информационная система РСА не имела тогда «золотой записи», так что могли возникать проблемы, сложности и споры. Никому не хотелось получить поток обращений, когда у человека полис есть, но в силу особенностей закона или ведения информационной системы к этому автовладельцу могли возникнуть ошибочные претензии. Теперь мы сделали новую информационную систему, в ней кратно уменьшилось количество возможных таких ошибок, когда у человека есть полис, а система выдает, что полиса нет. Сейчас и наша система готова, и в ФИС ГИБДД много вкладывается в автоматизацию. Поэтому мы вновь направили свои предложения в ГИБДД. На наш взгляд, эта вещь должна быть первостепенной и правильной, и уже в сегодняшней практике она сработает. За отсутствие полиса полагается штраф, это длящееся нарушение. Этот штраф сейчас составляет 800 рублей при каждой фиксации факта проезда без полиса, и если каждый день «отказнику» будет приходить по 800 рублей за отсутствие ОСАГО – это уже весьма существенно.

Международная практика показывает, что отсутствие полиса – это очень серьезное нарушение, причем, социально опасное. Это не то же самое, что превышение скорости на 20 км/час, отсутствие полиса намного более социально значимо, оно ведет к неполучению денег пострадавшими и к потере доверия к государству, но наказание за эти деяния сейчас одинаковое. Этот размер штрафа был установлен, когда средняя стоимость полиса ОСАГО была около 1500 рублей. Мы считаем, что размер штрафа пора увеличивать, 800 рублей, в сравнении с ценой полиса – это уже недостаточно. Кроме того, мы предлагаем установить для разных категорий – для собственника и для водителя – разные штрафы за неисполнение обязанности по страхованию - в 5000 и 3500 рублей соответственно.

Я считаю, что в новом году необходимо переходить на автоматическую фиксацию наличия полисов с помощью камер и добиваться неотвратимости выполнения требований по страхованию обязательной автогражданской ответственности, чтобы добросовестный автовладелец не только не переплачивал за того, кто не выполнил закон, но и был уверен, что второй участник ДТП тоже будет с полисом.

И, наконец, в-третьих -  постепенно решается проблема использования б/у запасных частей при ремонте автомобилей. Исследования состояния автопарка России показывают, что средний возраст автотранспортного средства у нас составляет 12,5 лет, 50% автомобилей – старше 12 лет. И около 60% людей согласны на б/у запачасти, при условии, что полис ОСАГО будет для них стоить дешевле или при каких-то еще дополнительных преференциях. Владельцы машин «с преклонным возрастом» и так широко применяют ремонт б/у запчастями - для них обычно вообще невозможно найти новую запчасть или же просто экономически нецелесообразно ремонтировать старое авто у официального дилера. И для того, чтобы стоимость ОСАГО не росла, нужно легализовать то, что сейчас и так уже происходит – ремонт б/у запчастями. Таких запчастей огромные склады, на Дальнем Востоке и в Сибири. Это не какая-то новая инициатива, которую якобы хотят продавить страховщики, это уже существующая реальность, легализация которой позволит страховым компаниям своевременно ремонтировать автотранспортные средства и избегать страхового мошенничества. Если обратиться к примеру Дальнего Востока, где было массово распространено бытовое мошенничество, то там автовладельцу бывает заманчиво получить по праворульному автомобилю к примеру 100 тысяч рублей, а потом на разборке купить б/у запчасти на 50 тысяч рублей - остается еще половина денег, это хороший выигрыш. Мы считаем, что следует использовать при ремонте б/у кузовные и прочие элементы, которые совсем не влияют на безопасность дорожного движения. Это позволит нам работать по справедливости, не порождать мошенничества и не увеличивать стоимость полиса.

Эти три базовых принципа – справедливость, неотвратимость наказания в части наличия полиса и использование при ремонте б/у запасных частей как легализация существующей практики – останутся актуальны и в наступившем 2023 году.

Ещё из нового - принят закон, в соответствии с которым ведением единой информационной системы по автострахованию будет заниматься структура ЦБ, а РСА будет бесплатно получать оттуда всю информацию. Это означает, что мы тоже будем все видеть, оценивать, проводить исследования, поэтому в целом подходы не поменяются. Но и сейчас процесс информационного обмена с ЦБ был обоюдным, мы почти в режиме онлайн передавали им информацию из нашей информационной системы, они проводили все свои исследования на наших актуальных данных, новая система это позволяла. Мы и сами достаточно четко и аккуратно проводили всю работу в новой системе, но у них объективно больше возможностей подключить к этой системе госорганы. А пока, например, в случаях, когда, для проверки информации по заключенному полису мы подключаемся к системе Федеральной миграционной службы, они нам – как частной некоммерческой организации – выделяли квоту только на 300 тысяч запросов в месяц. У ЦБ в этом смысле появится больше возможностей, и страховщики через такую информационную систему с доступом к другим ресурсам смогут получать больше гарантированных подтверждений. Ведь даже по фактам смерти в рамках выплат по жизни и здоровью страховщики никак не могли проверить принесенную справку, реальная она или нет. В сомнительных случаях приходится начинать длительный процесс, целое исследование, а так у страховщиков будет гарантировано подтверждение с государственных ресурсов. При этом и после передачи системы в ЦБ мы часть модулей оставляем у себя для исполнения некоторых наших функций для сообщества – для перестрахования, компенсационных выплат, прямого возмещения убытков. Поэтому я считаю, что такое разделение между ЦБ и РСА позволит ВСС, РСА и страховщикам все равно видеть все -  анализировать тарифы, принимать решения и выходить с какими-то необходимыми инициативами.

Будет продолжена работа по цифровизации в ОСАГО. С 15 июля 2023 года вступит в силу законодательное требование по электронному урегулированию по европротоколу. Сегодня на рынке есть две страховые компании, которые реализовали европротокол электронно в части извещения и фотофиксации, им будет легче всего подготовиться к 15 июля, у них уже многое сделано и подготовлено, они смогут реализовать все это в своих собственных мобильных приложениях. А для тех компаний, которые подготовиться не успеют, для мелких и средних страховщиков у нас есть мобильные приложения РСА.

Продолжится работа по тематике ремонта и запчастей. Наши справочники стоимости запасных частей, в принципе, отражают движение цен запчастей. Был скачок, на 19 июня стоимость в среднем увеличилась на 28,6%, а потом было небольшое снижение цен: появляются новые поставки, новые возможности. Но даже при хорошем курсе по некоторым маркам цены не упали, а даже выросли. Есть и еще одна проблема – сейчас из-за логистических особенностей поставок нет полного ассортимента запчастей. И если, к примеру, для ремонта нужно четыре запчасти, а из них в наличии есть только две, то без остальных машину отремонтировать не смогут. Это тоже, помимо роста стоимости, сильно сказывается на процессе урегулирования. Надеемся, что отечественный производитель придет на помощь, в частности, в Татарстане предполагают производить определенные запасные части, но пока процесс медленный и цены высокие.

Будем продолжать и работу по антифроду в регионах. Нами было создано около 40 рабочих групп в проблемных с точки зрения мошенничества регионах. Где-то они работают хорошо, где-то хуже, но до определенного момента, пока ситуация там не станет совсем негативной. Показателен пример Приморья. Мы там на протяжении нескольких лет проводили активную работу, но ситуацию переломить не могли, она только ухудшалась. Но когда она стала совсем критической, администрация наконец обратила на это внимание и приняла активное участие в исправлении этой ситуации. В каждом регионе нужно понимать причины негативной ситуации, проводить работу по организованным преступным группам мошенников, в том числе, должно быть подразделение в органах внутренних дел, которое будет специализироваться на страховом мошенничестве. Просто стандартная подача заявлений от страховщиков приводит к большому количеству отказов в возбуждении дел. Вот в Приморье выделили специальную группу людей, которые специально этим занимались, мы на регулярной основе им и в прокуратуру переводили консолидированную информацию по всем страховщикам. В результате и процент заведенных уголовных дел, и уровень полученных результатов существенно вырос.

Важно также работать с судебной системой. Мошенники высокопрофессиональны, они часто находят лазейки на уровне органов внутренних дел, но дело доходит до суда, а значит наша задача – чтобы судебные органы работали правильно, там тоже нужны какие-то специализированные структуры и контроль за принимаемыми решениями. Залог успеха – действия на каждом из этапов (МВД, прокуратура, судебные органы), и администрация региона должна контролировать каждый из них. В результате такой правильной работы в Приморье ситуация существенно улучшилась. Примерно то же самое – и в соседнем Благовещенске, который из «красной зоны» перешел в число вполне средних регионов.

К задачам 2023 года относится также работа по проекту «Единый полис» с республикой Беларусь. Мы планируем вести эту работу в I квартале, там потребуется изменение ряда нормативных документов, проекты законодательных актов сейчас готовятся, часть уже разработана, и если не в I-м, то во II квартале это начнет действовать. Возможно создание такого полиса ОСАГО, который позволит добавлять в него опции «Зеленой карты». Покупая годовой полис ОСАГО человек, если ему это необходимо, может за небольшую плату включать в него расширение, позволяющее ездить и на территорию Беларуси без каких-то дополнительных действий, и в случае причинения им вреда страховщик за него заплатит. Те же самые возможности готовит и белорусская сторона. Под это нужно будет сделать не только нормативные акты, но и автоматизацию, это одно из важных условий. Чтобы иметь возможность признавать полисы, узнавать, застрахован человек или нет, нужен информационный обмен между двумя системами, это мы тоже сейчас делаем вместе с Белорусским бюро по транспортному страхованию. Если за I квартал мы вместе сможет сделать всю эту техническую работу, то уже во II квартале система может быть запущена.

Кроме того, обсуждается возможность распространения со временем этого принципа и на другие страны ЕАЭС, но там есть определенные особенности, поэтому мы начнем с Беларуси, чтобы понять порядок и прочее, а потом уже начнем идти в другие страны по проторенной дорожке и с готовыми нормативными документами.

Думаю, что наступивший год станет годом заметного и позитивного изменения всей системы ОСАГО, выгоды от которого получат и автовладельцы, и государство, и страховщики.


16 января 2023 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Страховое мошенничество, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.50 (голосовало: 2 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: