mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Прямая речь
Интервью
Мнения
Анализ
Пресса
Пресс-релизы
События (Фото)


Пресса

  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Капитал, Киев, 7 сентября 2018 г.

Почему в Украине не работает обязательное страхование
719 просмотров

На обязательные виды страхования в Украине приходится всего 5,8 млрд грн страховых премий в год – это 23% от общего объема собранных страховщиками премий. Эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO) подсчитали, что из 5,8 млрд грн «обязательных» премий 63% получено по «автогражданке», а 18% – «Зеленой карте» (международное ОСАГО).

Еще 11% премий сгенерировало страхование гражданской авиации, а 3% – страхование гражданской ответственности НАЭК «Энергоатома». «На остальные 36 обязательных видов страхования приходится всего 5% премий», – говорит руководитель сектора «Контроль и надзор» BRDO Владимир Головатенко. Для примера: добровольных видов рискового страхования всего 23.

Слабое развитие обязательных видов страхования неудивительно. «18 из 40 видов обязательного страхования не имеют нормативно-правовой основы: не утверждены порядки или правила обязательного страхования, формы типовых договоров, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов. Это в частности касается сфер медицинского страхования, страхования водного транспорта, ответственности субъектов туристической и космической деятельности», – перечисляет Владимир Головатенко.

Тупик рынка

Эти проблемы признают и в Нацкомфинуслуг, и в страховых компаниях. «У нас нет даже целей для обязательных видов страхования. Изменить ситуацию могло принятие новой редакции закона «О страховании». Работа над ним велась ни один год, но документ прошел только первое чтение», – говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. Глава Национальной ассоциации страховщиков Украины Наталья Гудыма напомнила, что во время работы над законопроектом каждый депутат, голосом которого хотели заручиться страховщики, требовал включить в проект «свой» обязательный вид страхования. «В итоге в документе, который должен был ликвидировать обязательные виды страхования, появился целый перечень их видов», – сказала она. Новый закон об ОСАГО парламент провалил.

Генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский отметил, что некоторые виды страхования не согласованы между собой и не имеют ни аналогов в мире, ни экономической целесообразности. Например, если говорить об обязательном страховании на транспорте, то «погибнуть в самолете приятнее, чем в маршрутке», ведь страховая сумма при крушении самолета выше, чем при ДТП с маршруткой. «Более того, сейчас документом, который подтверждает наличие страховки у пассажира, является проездной билет. Вы видели, в каком состоянии бывают маршрутки после ДТП? Где там искать билеты? Если заменим обязательное страхование на транспорте ответственностью перевозчиков, мы сможем сэкономить огромные суммы на администрировании этого вида страхования», – поясняет Вячеслав Черняховский.

Генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова считает, что ситуация, которая сложилась в сегменте обязательного страхования, создает возможности для создания монополий и злоупотреблений, в том числе для завышения стоимости страхования. Вячеслав Черняховский привел пример обязательного страхования волонтеров. «Когда это был добровольный вид, были желающие страховать и заключались договоры страхования. Как только это страхование стало обязательным, интерес у страховщиков к этому виду пропал», – уверен он.

Замечания есть и у клиентов, которые по закону обязаны страховаться. Например, член совета Нотариальной палаты Украины Дмитрий Кирилюк считает, что обязательное страхование ответственности нотариусов является «мнимым». «Мы проанализировали стандартный договор страхования и пришли к выводу, что по этому договору страховая выплата не наступит никогда. Обязательное страхование – это мнимое страхование. А ответственные нотариусы, которые действительно хотят застраховать свою ответственность, вынуждены заключать два договора: один – обязательный, второй – добровольный», – приводит пример Дмитрий Кирилюк.

Сломать и построить новое

Причина сложившейся ситуации – в устаревшем законодательстве и разрозненности нормативно-правовых актов. Помимо закона «О страховании» обязательные виды регулируются другими законами (63 закона) и кодексами (3), указами президента (6), распоряжениями Нацкомфинуслуг (56), распоряжениями и постановлениями правительства (20 и 92 соответственно), приказами центральных органов исполнительной власти (110) и другими нормативными актами (27).

Государство, установив требования об обязательности страхования в 40 «случаях жизни», предусмотрела ответственность за его неосуществление лишь в 11 случаях, удивлен Владимир Головатенко. Санкции грозят за отсутствие страхования воздушных и водных пассажирских суден. Но вы не можете быть уверены в том, что нефтедобытчики застраховали свои имущественные риски, а горнорудная промышленность – свою гражданскую ответственность перед третьими лицами за вред от промышленных взрывов.

Более того, если в ЕС обязательное страхование заключается в требовании к физическим и юридическим лицам обязательно иметь страховую защиту в определенных сферах, то в украинских реалиях оно в большей мере означает дополнительные требования к страховым компаниям и необходимость получать дополнительные лицензии.

Изменить ситуацию на уровне отдельных нормативно-правовых актов невозможно – необходимо с нуля написать новые правила сегменту обязательного страхования в соответствии с правилами ЕС. Украина в рамках соглашения об Ассоциации пообещала изменить свои правила страхования в 2019-2025 годах. Причем внедрять мы будем правила, принятые в ЕС еще в 2002-2009 годах.

«Законодательные требования в настоящее время являются скорее инструментом ограничения доступа участников к рынку, чем эффективной страховой защитой. Новая модель обязательного страхования должна стать системой управления рисками на базе законов, необходимо установление общих требований к обязательному страхованию и свободного тарифообразования, как это обусловлено директивой ЕС, и обеспечение действенных механизмов привлечения к ответственности», – отметил Владимир Головатенко.


  Вся пресса за 7 сентября 2018 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страховое право, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Текущая пресса

11 июня 2024 г.

Inbusiness.kz, 11 июня 2024 г.
Добровольное медицинское страхование туристов: предупрежден – значит, вооружен

Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2024 г.
Специалист по рискам призывает правительства заставить страховщиков делиться данными о природных катастрофах

Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2024 г.
LMA пересматривает положения полиса морского страхования

Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2024 г.
Немецкая ассоциация страховщиков ожидает, что недавнее наводнение обойдется страховщикам примерно в 2 млрд евро

Казахстанский портал о страховании, 11 июня 2024 г.
Moody's изменило прогноз по сектору личного страхования P&C США на стабильный

Деловой Казахстан, 11 июня 2024 г.
Конституционность ограничений в страховании транспортных средств


10 июня 2024 г.

VADEMECUM (Иди со мной), 10 июня 2024 г.
Исследование: к 2034 году наибольший рост страховых рисков от применения ИИ придется на здравоохранение

РБК (RBC.ru), 10 июня 2024 г.
Рынок облигаций катастроф достиг рекорда в преддверии сезона ураганов

КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 10 июня 2024 г.
Депутат возмущен компенсацией Яндекс Такси после аварии в Астане

Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2024 г.
CFC запускает обновленную тепловую карту киберрисков, ориентированную на ключевые риски

Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2024 г.
McKenzie Intelligence Services запускает классификатор ущерба с использованием ИИ, чтобы произвести революцию в страховых оценках

Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2024 г.
Компании по страхованию жизни в пенсионной сфере все больше подвергаются рыночному риску: S&P

Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2024 г.
Частные кредитные активы страховщиков будут продолжать расти: Moody's

Казахстанский портал о страховании, 10 июня 2024 г.
Окончательные правила Solvency II в Великобритании обеспечивают более четкий режим и большую гибкость

Мотор, 10 июня 2024 г.
Большие рамные внедорожники Ford и Chevrolet провалили краш-тесты

LS Aqparat, ИА, Алматы, 10 июня 2024 г.
В Казахстане могут ввести новый вид обязательного страхования

КурсивЪ, Астана, 10 июня 2024 г.
В Казахстане создадут список поставщиков государства из одного источника и обяжут их предоставлять документ о полной оплате страховой премии


  Остальные материалы за 10 июня 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail
  Рейтинги популярности