Дело, Киев,
29 мая 2008 г.
Фокусы со страховкой 1365 просмотров
Страховые компании недоплачивают своим клиентам. Такой вывод напрашивается, исходя из того, что в 2007 году средний уровень выплат по рисковым видам страхования составил около 24%.
По данным журнала Insurance Top, у 64 из 115 отечественных страховщиков этот показатель не превышает и 20%, еще у 40 — не дотягивает до 10%. При этом уровень выплат снизился у таких известных компаний, как «Оранта», «Инго-Украина», «Эталон», СО «Ильичевское», «Интертрансполис», «Инкомстрах». Косвенно о проблемах со страховым возмещением говорит и количество жалоб — в прошлом году в Госфинуслуг на страховые компании пожаловалось 750 недовольных клиентов, в Ассоциацию страхователей Украины — 54. К тому же, по мнению специалистов, далеко не все недовольные работой страховщиков имеют желание и время на разбирательства.
На что жалуемся В числе самых распространенных жалоб клиентов — недоплата страховой суммы и задержка выплат. Особенно это касается автострахования (КАСКО и ОСАГО), так как эти виды у многих страховщиков занимают от 50% в структуре портфеля. «Самые популярные способы «неудовлетворения» клиента — срезать выплату процентов на 10-20% и затянуть на месяц-другой», — рассказывает руководитель интернет-проекта Strahnadzor.ua Тимур Шакиров. По его словам, не выплачивать совсем страховщики побаиваются, так как клиенты могут пожаловаться в Госфинуслуг или подать иск в суд. «А срезать выплату на пару сотен долларов — милое дело. Клиент поворчит и вместо официальной СТО поедет в «гаражи», — продолжает он. Это подтверждает статистика. По информации Strahnadzor.ua, около 80-90% опрошенных клиентов страховых компаний, у которых были страховые случаи, жалуются на недоплату, на задержку в выплате — 60-70%.
«Срез» выплаты Часто люди не понимают, почему застраховав автомобиль на полную его стоимость, они получают «усушенную» на 50-70% выплату. Страховщики уверяют, что никакого фокуса в этом нет: из выплат вычитаются, как правило, франшиза, стоимость ремонта тех обновленных деталей, которые пострадали не во время ДТП, а также износ. «Трудно объяснить клиенту, что купленный им еще вчера автомобиль уже сегодня оценивается с определенной долей износа», — рассказывает начальник управления урегулирования убытков компании «Провидна» Владимир Хомицкий. Правда, иногда страховщики хитрят и начисляют износ на те детали, по которым он не начисляется даже согласно автотовароведческой экспертизе (официальный документ) — на стекла и пластик. «Но если это учтено в договоре страхования, который клиенты подписывают, не читая, то все претензии к страховщику тщетны», — объясняет Тимур Шакиров. Но даже если клиент очень внимательно читал договор, он и в этом случае не застрахован от сюрпризов. Наши страховщики — народ изобретательный. К примеру, некоторые из них настолько чтят налоговый кодекс, что могут уменьшить клиенту выплату за счет налогов сразу на 35%! Как? Если у клиента нет справки из госоргана (ГАИ, МЧС, МВД и др.), подтверждающей факт страхового события, с него снимут 15% подоходного налога. «Согласно постановлению Кабинета Министров «О подтверждении страховой выплаты», если страховое событие по любому виду страхования не фиксируется государственным органом, считается, что выплата не подтверждена. В таком случае страховая компания как налоговый агент снимет с клиента 15% налога», — объясняет гендиректор Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма. Все бы ничего, да только эти 15% в договоре могут звучать, как «выплата без справки ГАИ осуществляется в соответствии с налоговым законодательством». Интересно, многие ли из нас изучают налоговое законодательство, прежде чем купить полис? Но и это еще не все. Парадоксально, но страховые компании, не являясь плательщиками налога на добавленную стоимость, с охотой изымают 20% НДС из любой страховой выплаты. Правда, делают так не все. Те же, кто не занимается «снятием» НДС с клиентов, сами в шоке. «Мы считаем, что недоплата НДС — это прямое нарушение страховыми компаниями законодательства и дополнительная возможность сэкономить на клиенте», — возмущается заместитель председателя правления компании «Страховые традиции» Елена Любченко. Неслабая экономия получается — по тому же КАСКО клиент может недосчитаться суммы с тремя нулями! «Мы направили по этому поводу письмо в ГНАУ с просьбой разъяснить ситуацию. Из разъяснения налоговой выходит, что страховая компания сама может определять, выплачивать ей возмещение клиенту с НДС или без него», — рассказывает Наталья Гудыма. При этом она не отрицает, что «в этой сфере есть злоупотребления».
Обещанного три года ждут Вторая по актуальности причина недовольства клиентов — несоблюдение страховщиками сроков выплаты. Закон четко регламентирует эти сроки по «автогражданке»: не более 30 дней. А вот по КАСКО каждая компания самостоятельно устанавливает сроки от 20 до 60 дней. Но это только после сбора всех необходимых документов и доказательств, на которые порой уходит по два и более месяцев. Так что реальные сроки выплаты могут растянуться до полугода. При этом многие страховщики не скрывают, что предлагают своим клиентам урегулировать вопрос быстро, но дешево. Немаловажную роль при автостраховании играют сотрудники Госавтоинспекции. По закону они могут рассматривать запрос страховщика в течение 30 дней и зачастую пользуются своим законным правом «на полную». «Сроки выдачи расширенных справок ГАИ оставляют желать лучшего. Рост количества автомобилей и ДТП сказывается на нагрузке ГАИ. Удорожание справки с 34 до 83 гривен на срок ее оформления положительно не повлиял», — говорит заместитель начальника управления урегулирования убытков СК «Украинская страховая группа» Евгений Авраменко. Есть и другая проблема, которая напрямую влияет на сроки выплат, — неразбериха в самих компаниях. К примеру, документы о выплате подписываются у некоторых страховщиков не одним-двумя ответственными за урегулирование убытков, а пятью-семью начальниками, включая «больших». «Вот и представьте себе: приносишь документы на подпись зампреду, а он то занят, то на встречу уезжает, то в командировку. Все это растягивается во времени на недели», — объясняет причины задержек сотрудник одной из страховых компаний. В любом случае, заставить всех упростить процесс урегулирования убытков невозможно. Даже если компания и нарушит сроки выплат, то обойдется это ей не очень дорого — пеня насчитывается в размере двойной ставки НБУ (24% годовых) или 0,067% в день. При средней выплате в 7-9 тысяч гривен набегает около 5 гривен в день. Инфо. Уровень выплат — соотношение объема страховых выплат к поступившим страховым платежам.
Татьяна ПАВЛЮЧЕНКО, «Дело»
Вся пресса за 29 мая 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
3 декабря 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2025 г.
Южная Корея прекращает отклоняющийся учёт страховых обязательств у страховщиков жизни

|
|
Казахстанская правда, 3 декабря 2025 г.
Правила эксплуатации электросамокатов ужесточат в Казахстане

|
|
Sputnik Казахстан, 3 декабря 2025 г.
Скрининг на болезни сердца и рак станут бесплатными для казахстанцев

|
|
zakon.kz, 3 декабря 2025 г.
Отдых без защиты: почему казахстанские туристы покупают страховку только по принуждению

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2025 г.
Масштабные наводнения в Юго-Восточной Азии: миллионы пострадавших и рост страховых рисков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 3 декабря 2025 г.
Швейцарские риск-менеджеры: экономия на премиях должна работать на снижение рисков, а не возвращаться в бюджеты компаний

|
2 декабря 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
Страховщики Гонконга урегулируют претензии после смертоносного пожара в жилом комплексе

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
Альтернативные инвестиции теперь играют центральную роль в страховых портфелях

|
|
Мой Брянск, 2 декабря 2025 г.
Почему Hyundai и Kia остаются главной целью угонщиков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
«Трёхсторонний диалог» формирует доверие на рынке и улучшает урегулирование претензий

|
|
Sputnik Армения, 2 декабря 2025 г.
Аванесян: при всеобщем страховании, обращаемость в больницы может вырасти на 30%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2025 г.
Спорт будущего: как ИИ и трекеры меняют спортивное страхование

|
|
Inbusiness.kz, 2 декабря 2025 г.
Зима без снега: казахстанских аграриев призвали застраховать посевы

|
|
ПраймПресс, Минск, 2 декабря 2025 г.
Белорусские страховщики собрали взносов более чем на 2,35 млрд бел руб за 10 месяцев 2025 г.

|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 2 декабря 2025 г.
Австралийские страховщики пересматривают тарифы из-за гендерной лазейки

|
1 декабря 2025 г.

|
|
vietnam.vn, 1 декабря 2025 г.
Японская страховая компания потратила более 5000 миллиардов донгов на покупку MVI Life во Вьетнаме

|
|
tengrinews.kz, Алматы, 1 декабря 2025 г.
Глава Фонда медстрахования Айдын Кульсеитов покинул пост

|
 Остальные материалы за 1 декабря 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|