Биржа, Нижний Новгород,
17 апреля 2002 г.
Доктор, заплатите штраф! 406 просмотров
Контроль качества оказываемой медицинской помощи в медицине является, пожалуй, одной из наиболее важных проблем взаимоотношений между страховщиками и врачами, осуществляющими лечение застрахованных.
В настоящее время в Минздраве РФ лежит законопроект "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников", который должен быть доработан и принят Государственной думой в 2004 г.
В связи с введением в России медицинского страхования как добровольного, так и обязательного отношения между пациентами и врачами постепенно начали изменяться в лучшую сторону. Ощущая контроль со стороны страховых компаний, врачи начали прилагать больше усилий с целью повышения качества лечения больных. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях должен включать не только инспектирующую функцию по отношению к медикам, но и функцию правовой защиты пациентов. О том, как это происходит в странах с развитыми системами страхования, я бы и хотел рассказать. Контроль качества медицинской помощи на Западе является жестким и универсальным. Профессиональная автономия медиков коренным образом изменилась, и клиническая практика, которая когда-то была святая святых, все больше становится объектом административного и экономического контроля и регулирования. Особое внимание уделяется подготовке врачей, повышению их профессионального уровня. Во всех развитых странах действует лицензионный порядок медицинской практики: чтобы получить право на врачебную деятельность, выпускник медицинского факультета сдает сложные многоступенчатые экзамены. Сам по себе диплом даже после окончания интернатуры и резидентуры (последняя предполагает работу в больнице по узкой специальности в течение трех-пяти лет) не дает право на практику. Это право предоставляет комиссия, составленная из лучших специалистов. Важная роль принадлежит медицинским ассоциациям. В США Американская медицинская ассоциация (АМА) берет на себя всю ответственность за чистоту рядов врачебного корпуса. Она дает право на практику, периодически экзаменует врачей на соответствие занимаемой должности и квалификации. Созданный в рамках АМА Совет по медицинскому образованию инспектирует медицинские школы, присуждая им рейтинг по результатам проверки знаний студентов и выпускников. Для учебных заведений медицинского профиля такая "корпоративная" инспекция важнее любых проверок государственных органов, ведь те из них, которые имеют низкий рейтинг или допускают слишком большой отсев в ходе экзаменов на получение лицензии, теряют авторитет, а значит, и финансовые субсидии. Все виды стационаров, независимо от форм собственности и подчинения, получают лицензии от органов местного самоуправления. Больницы, не обеспечивающие минимальные стандарты, не имеют права на работу и закрываются решением местных властей. Другая форма контроля — аккредитация больниц. Она предусматривает оценку их возможностей лечить пациентов на современном уровне. Больница, получившая аккредитацию, может рассчитывать на контракты со страховыми компаниями. В США аккредитацией занимается особая комиссия, созданная по инициативе АМА и врачебных обществ и ими финансируемая. Раз в три года группа экспертов комиссии проводит инспекцию по аккредитации больниц. Главное внимание уделяется техническому состоянию стационаров, квалификации врачей, анализируется ведение историй болезни. Для выявления случаев ошибочных диагнозов и осложнений изучаются результаты работы патологоанатомической службы, по результатам проверки определяется круг врачей с неубедительными показателями работы. Даются рекомендации попечительскому совету больницы. Центральное звено системы контроля — вневедомственная экспертиза лечебно-диагностической работы, проводимая комиссией из наиболее авторитетных специалистов. Еще в 1972 году Конгресс США принял решение об учреждении организации по обследованию профессиональных стандартов с целью исключения расточительства и ненужных предписаний врачей и снижения стоимости лечения. В США и Канаде на каждого врача заводится электронное досье, где фиксируются все главные показатели его деятельности: число принятых пациентов и повторных визитов с разбивкой по каждому виду услуг, процедур, операций, включая их стоимость. На основе этих данных рассчитывают индекс "услугоемкости" каждого случая, то есть объем услуг (в натуральной и стоимостной норме), приходящийся на одного пациента. Если этот показатель отклоняется от среднего уровня более чем на два стандартных пункта, деятельность врача становится объектом специального исследования. Подбирается информация о каждом дне его работы, проводится опрос пациентов по поводу их оценки результатов лечения. В случае выявления фактов выставления счетов за не оказанные услуги врача лишают лицензии. При обнаружении назначения дорогих процедур без надобности страховая компания удерживает с врача часть ранее выплаченного гонорара. Повышение качества медицинской помощи достигается также развитым механизмом правовой защиты интересов пациентов. Во всех странах судебные органы принимают иски по поводу врачебной халатности и некомпетентности, причем не только преступной, влекущей за собой смерть или инвалидность, но и "рядовой", имеющей следствием ухудшение здоровья больного. Пациенты осознают свое право оспаривать действия и спрашивать с него. Активно функционируют общественные и юридические институты, помогающие пациентам в удовлетворении их исков. Об их эффективности свидетельствует то, что врачи во избежание крупных штрафов и других видов взысканий вынуждены страховаться на случай удовлетворения такого рода рисков. Для этого создан Союз защиты медиков, собирающий с них страховые взносы. Средний английский врач, например, платит в кассу союза около 2% своего годового дохода, американский — до 6%. Так, в 1987 году штраф в размере 680 тыс. фунтов стерлингов был наложен на анестезиолога, по вине которого у пациента нарушилась функция головного мозга. Из этой суммы 60 тыс. составила оговоренная сторонами сумма ущерба, 40 тыс. — потеря будущего заработка, а 435 тыс. — ожидаемые расходы на лечение. Штраф был оплачен пополам врачом и окружным отделом здравоохранения. Специализированные страховые компании защищают права тех врачей, которые являются их клиентами. Ведь диапазон наказаний обширен — от огромных штрафов и тюремного заключения до извинений врача. Вообще судебная защита пациента стала серьезным фактором развития здравоохранения в развитых странах — штрафные санкции заставляют врачей с предельной ответственностью относиться к своему делу, а многие врачи вынуждены отказаться от практики. Интересы пациентов в судебных разбирательствах представляют общественные организации (в Англии — "Акция в защиту жертв медицинской некомпетентности", "Ассоциация пациентов" и др.). Эти организации выпускают юридические справочники, проводят коллективные акции в защиту отдельных категорий больных, распространяют информацию о правах пациентов. Общественные организации могут запросить у больницы или семейного врача всю необходимую информацию при разборке жалоб. Существуют также и организации пациентов. Они обладают большими полномочиями. Диапазон их требований: от изменения графика работы ЛПУ и увольнения невнимательного врача до выдвижения проектов реорганизации местных больниц. Они участвуют в кампаниях по укреплению здоровья, а некоторые из них оказывают правовую помощь больным. Это лишь некоторые аспекты медицинской деятельности в странах с развитыми системами страхования, которые мне и хотелось изложить. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников может проводиться и в добровольной форме теми работодателями частных медицинских центров, которые осуществляют лишь платную медицинскую помощь. Для этого есть страховые компании, имеющие опыт такого вида страхования в крупных столичных городах, где в лечебных учреждениях, имеющих частную форму собственности, все медицинские работники застрахованы, причем на значительную сумму, начиная от $5000 и более на усмотрение руководителя (директора) лечебного учреждения.
ДЕДНЕВ В.
Вся пресса за 17 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
26 ноября 2025 г.

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Британская компания будет страховать граждан ЮАР от нападений бегемотов и слонов

|
|
РИА Новости, 26 ноября 2025 г.
Allianz сократит до 1,8 тыс рабочих мест, заменив их искусственным интеллектом - Рейтер

|
|
Sputnik Молдова, 26 ноября 2025 г.
В Молдове значительно выросли тарифы автострахования, подорожала и «Зеленая карта»

|
25 ноября 2025 г.

|
|
zakon.kz, 25 ноября 2025 г.
Страхование профессиональной ответственности медработников: внесены изменения

|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2025 г.
Американские страховщики добиваются разрешения на исключение рисков ИИ из корпоративных полисов ответственности — Financial Times

|
24 ноября 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
2026 год может стать переломным для сделок M&A в перестраховании

|
|
Sputnik Казахстан, 24 ноября 2025 г.
Акиматы Астаны и Акмолинской области оплатят медстраховку за малоимущих

|
|
UzDaily.uz, 24 ноября 2025 г.
В Ташкенте прошла встреча лидеров страхования и перестрахования России и стран СНГ – INSUR Asia

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
Глобальные инвестиции в дата-центры достигнут $7 трлн за пять лет — Allianz предупреждает о росте рисков

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
США: рост затрат на реконструкцию в страховании определяется дефицитом квалифицированной рабочей силы

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
Willis: рынок энергетического страхования ускоряет смягчение, но в 2026 году тренд может замедлиться

|
|
Курсив, Ташкент, 24 ноября 2025 г.
В Узбекистане появится Фонд сельхозстрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 ноября 2025 г.
Стоимость киберисков в Великобритании выросла на 230%: ABI призывает включить киберстрахование в стратегию управления рисками

|
|
Мой Брянск, 24 ноября 2025 г.
Лобовое стекло – новый люкс: ремонт в Германии бьёт рекорды

|
|
informburo.kz, 24 ноября 2025 г.
Акиматы двух регионов первыми в Казахстане начнут оплачивать медстраховку за малоимущих

|
|
Forbes Казахстан, 24 ноября 2025 г.
Кайрат Чегебаев: Ключевые векторы развития казахстанского страхования

|
|
Economist.kg, 24 ноября 2025 г.
Доходы страховых компаний Кыргызстана удвоились, достигнув 8.3 млрд сомов

|
 Остальные материалы за 24 ноября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|