Slon.ru,
29 октября 2012 г.
Мегарегулятор в Европе и у нас – разные задачи 1577 просмотров
Недавно лидеры Еврозоны договорились о создании единого регулятора на базе ЕЦБ, а через месяц должно решиться, в каком виде будет создан мегарегулятор в России. Создание мегарегулятора в Европе и у нас – задачи разного уровня. Если для России это проблема синхронизации разного регулирования разных сегментов финансового рынка, то для Европы – это завершение процесса гармонизации регулирования рынков отдельных стран.
В некоторых европейских странах уже давно существует мегарегулятор. Например, Норвегия была одной из первых стран, где появился меганадзор. В Великобритании FSA – это сооружение уникальной конструкции. Это не госорган, а корпорация публичного права, которая действует по закону о компаниях, и у нее есть уставный капитал. Таким образом, можно сказать, что FSA – это мегасаморегулятор, он живет за счет рынка и регулирует все сегменты финансового рынка, исполняя даже функции Банка Англии по регулированию банковской деятельности. Когда образовался Европейский союз, то в рамках комиссий была начата общеевропейская гармонизация финансового законодательства разных стран. Комиссии рекомендовали привести к общему европейскому знаменателю национальные особенности регулирования финансовых рынков. Поэтому идея построения единого регулятора – естественное завершение этого процесса. Его появление позволит выровнять условия контроля, требования для всех финансовых субъектов и их продуктов на всей территории Еврозоны. Например, клиенты греческой страховой компании получат такую же защиту своих интересов, как если бы они выбрали страховую компанию в Германии.
А в России все наоборот. В начале 1990-х у нас не было финансового рынка вообще, но его регулирование все-таки строилось. Строительство было поручено различным ведомствам, многие из которых прежде никогда этим не занимались. Например, пенсионной реформой до сих пор занимается Минтруда, поскольку пенсионные фонды считаются социальными институтами с финансовыми функциями, а в мире пенсионные фонды – это финансовые институты с социальными функциями, и их регулированием занимаются только финансовые ведомства. У нас до сих пор в документах правительства ипотека называется инструментом жилищной политики, потому что в начале, 20 лет назад, ипотекой занимался Госстрой, хотя во всем мире ипотека – это инструмент финансовой политики, политики потребительского кредита.
И до сегодняшнего дня различными сегментами финансового рынка занимаются многие ведомства без всякого согласования между собой, хотя большинству образованных людей понятно, что финансовый рынок – это единое целое. До сих пор никто не может ответить, почему только у банков есть свой план счетов бухгалтерского учета, а у пенсионных фондов, страховых компаний и иных участников фондового рынка бухгалтерский учет такой же, как у обычной чулочно-носочной фабрики.
Банковская и страховая деятельность регулируются как банковские и страховые продукты, а деятельность компаний фондового рынка – как деятельность конкретных лиц. В результате на финансовых рынках из-за неэффективного и несогласованного регулирования накапливается огромное количество издержек, и это основная причина сдерживания роста, соответствующего уровню развития экономики финансового рынка в РФ.
Емкость всех сегментов финансового рынка России в отношении к ВВП по-прежнему в три раза меньше, чем такой же показатель многих развивающихся стран и почти в шесть раз меньше, чем аналогичный показатель развитых стран.
Таким образом, создание мегарегулятора в России – это задача совершенного другого уровня, чем создание единого регулятора в Европе. И в конечном итоге у нас все должно свестись к синхронизации регулирования всех субъектов финансового рынка по сходным правилам, методам, а еще лучше, чтобы регулирование осуществлялось одним органом. Возможно, что созданию мегарегулятора должна предшествовать стадия метарегулятора как органа, координирующего деятельность по созданию единого регулятора по примеру финансовой группы при президенте США, в которую входят представители регуляторов различных сегментов рынка и главная задача которой – согласовывать любые изменения, предлагаемые кем-либо.
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ
Вся пресса за 29 октября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 июня 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Итоги визита МВФ в Казахстан и возможные риски для экономики и страхового рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Лондонский рынок держится на плаву, поскольку дисциплина перестрахования формирует перспективы на 2025 год

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Прибыль глобальных многопрофильных страховщиков останется стабильной в 2025 году

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Moody's подтверждает рейтинги китайских страховщиков, но указывает на риск торговой напряженности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Страховщики представляют пять приоритетов для повышения конкурентоспособности ЕС и устойчивости к изменению климата

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Глобальные потери в судоходстве снизились до рекордно низкого уровня

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Риск лесных пожаров в США усиливается, что требует большей устойчивости и сотрудничества

|
|
Portnews, 2 июня 2025 г.
Швеция ужесточит контроль над иностранными судами в своих водах

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Прекращение сбора данных о стихийных бедствиях NOAA может затруднить реагирование страховщиков на вторичные опасности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 июня 2025 г.
Страхование D&O показывает самые невысокие показатели убыточности за последние десять лет

|
|
Блокчейн24, 2 июня 2025 г.
Страховые компании спешат покрыть риски похищения и выкупа криптоинвесторов

|
|
UzDaily.uz, 2 июня 2025 г.
Moody’s Ratings: Создание национального перестраховщика усилит страховой сектор Узбекистана

|
|
Nur.kz, Алматы, 2 июня 2025 г.
Автостраховка подорожала: сколько зарабатывают на ней страховые компании в Казахстане

|
|
speedme.ru, 2 июня 2025 г.
Эта функция увеличивает стоимость страховки: от чего стоит отказаться при выборе авто

|
|
74.ru, Челябинск, 2 июня 2025 г.
В России вновь хотят изменить стоимость ОСАГО. Мнение эксперта

|
1 июня 2025 г.

|
|
Нефть и капитал, 1 июня 2025 г.
Швеция будет активнее бороться с «теневым флотом»

|
31 мая 2025 г.

|
|
Интерфакс, 31 мая 2025 г.
СМИ сообщили об ужесточении Швецией контроля над морскими судами в ее водах

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail
 Рейтинги популярности
|
|
|
|
|
|