Forbes,
13 ноября 2018 г.
Как вернуть техническому осмотру здравый смысл
217 просмотров
Реформа системы технического осмотра (ТО) автомобилей — вечная тема, обсуждение которой в России не прекращается. Отчасти потому, что действующая схема справедливо кажется многим бесполезной: если машина исправна в момент диагностики, это не страхует от того, что через неделю у нее откажут тормоза. Отчасти — из-за того, что техосмотр — это гигантский теневой рынок с годовым оборотом в 40 млрд рублей: при средней стоимости «левой» диагностической карты в 1000 рублей, и с учетом того, что 80% автомобилистов покупают техосмотр не вставая с дивана. Грех не побороться за полмиллиарда долларов США.
Свежее предложение по реформе поступило от оператора недавно запущенной системы электронных ПТС — компании «Электронный паспорт». Она разрабатывает сервис, который будет строить индивидуальный график прохождения ТО для каждого автомобиля в России, зависящий от уймы параметров: характеристик машины, особенностей ее эксплуатации, данных о ДТП и страховых случаях, возраста, пробега, и так далее. Проанализировав массив данных, программа присвоит транспортному средству «хороший» или «плохой» рейтинг. В первом случае ездить на ТО можно будет реже, во втором — чаще; а в самых запущенных случаях программа отправит ГИБДД запрос на запрет эксплуатации автомобиля.
Звучит очень по-современному, но, кажется, в борьбе за перераспределение денег автомобилистов сам смысл технического осмотра давно был выплеснут реформаторами вместе с водой. Напомню, что до этого нам предлагали внедрить систему видеонаблюдения на каждой станции технического осмотра, чтобы в случае чего наказывать нерадивых мастеров. Такая система обошлась бы налогоплательщикам примерно в 72 млрд рублей, и не привела бы ни к чему.
Как же вернуть техосмотру утраченный смысл — обратимся к зарубежному опыту. В США процент аварий по причине неисправности транспортного средства колеблется в диапазоне от 1,3 до 2,7%. В России — 3,8%, но, к сожалению, ГИБДД не раскрывает деталей. В Америке материалы доступны для анализа, и можно прийти к выводу, что всего только две неисправности являются причиной большинства подобных ДТП:
Неисправности, относящиеся к покрышкам или колесам;
Относящиеся к тормозной системе.
Если взять доверительный интервал в 95%, то доля ДТП от вышеописанных причин может дойти до 82,8%.
Зачем тратить деньги налогоплательщиков на создание фантастически производительной компьютерной нейронной сети, которая на базе технологий машинного обучения будет определять индивидуальный интервал прохождения технического осмотра с точностью до наносекунды, если по факту две самых распространенных неисправности во время этой процедуры проверяются лишь вскользь?
Судите сами: если высота протектора соответствует техническому регламенту во время прохождения техосмотра, где гарантия, что шины не подвергнутся дополнительному износу в последующие месяцы? Такой гарантии нет. Еще проще: водитель может поменять колеса с хороших на негодные: скажем, летняя резина в порядке, но зимний комплект шин изношен и не соответствует требованиям. Как это проверить во время техосмотра? Никак.
Переходим к тормозам. Основные проблемы, которые приводят к авариям, заключаются в неисправности шлангов тормозной системы, из-за чего тормозная жидкость утекает или теряет свои свойства. Но как можно это выявить, если подъемник не входит в список оборудования, необходимого для аккредитации оператора технического осмотра? Опять-таки, никак. Тормозная система проверяется на роликовом стенде, где можно понять лишь одно — тормозит ли автомобиль в принципе, и с каким усилием. Дефекты шлангов, равно как и износ тормозных колодок на этом стенде увидеть невозможно.
Словом, нововведения, подобные описанным выше, выглядят, конечно, ультрасовременно и поражают дерзостью мысли, но к безопасности на дорогах относятся лишь косвенно. Бессмысленность действующей процедуры они не отменяют. Между тем, существует более приземленный — и дешевый, заметьте, способ решить проблему: совместить обязательный техосмотр с добровольным техобслуживанием.
На станции технического обслуживания (СТО), куда я, как и большинство водителей, приезжаю каждые 15000 км, мастер обязательно осматривает на подъемнике все элементы тормозной системы, проверяет люфт рулевого управления, внимательно изучает шины и диски. В частности, именно проходя последнее ТО-75 (не путать с техосмотром) я получил рекомендации утилизировать летнюю резину, так как остаточная высота протектора уже не соответствовала техническому регламенту Таможенного союза.
Напрашивается упрощение процедуры технического осмотра, из которой нужно убрать добрую половину пунктов, и предложить частным СТО проводить такую мини-диагностику поступающих к ним автомобилей. С занесением в базу данных электронного ПТС и базу данных страховщиков. Это будет логично и, что важно для автовладельцев, совместит в себе две по сути одинаковых процедуры, то есть, позволит экономить время.
Петр ШКУМАТОВ Forbes Contributor
Вся пресса за 13 ноября 2018 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 апреля 2024 г.
|
|
Тверские ведомости, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области активно страхуют своё здоровье и автомобили
|
|
Интерфакс, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченные предложили ограничить почтовые обращения из-за «лукавых посредников» в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
ИИ необходимо тщательно контролировать, но он принесет пользу страховой отрасли
|
|
СенатИнформ, 24 апреля 2024 г.
В Генпрокуратуре предлагают упросить механизм страховых выплат бойцам СВО
|
|
ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Рабочая группа по СВО предложила дать опекунам погибших бойцов право на выплаты
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Будущее экосистемы страховых претензий
|
|
Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Генпрокурор предложил упростить назначение страховых выплат участникам СВО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Кто такие «страховые помогайки»
|
|
korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный сообщила о неприемлемых практиках по договорам ИСЖ
|
|
korins.ru, 24 апреля 2024 г.
Финуполномоченный выявил недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско
|
|
Парламентская газета, 24 апреля 2024 г.
Валентина Матвиенко предложила вернуться к вопросу страхования жилья от ЧП
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 24 апреля 2024 г.
Жители Тверской области чаще всего страхуют здоровье и автогражданскую ответственность
|
|
Ведомости, 24 апреля 2024 г.
Альфа-банк, «Альфастрахование» и «Билайн» создают новую компанию
|
|
ТАСС, 24 апреля 2024 г.
Матвиенко предложила проработать вопрос страхования жилья на случай ЧС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 апреля 2024 г.
Рыночная капитализация мировых страховщиков растет по мере улучшения результатов
|
|
РИА Новости, 24 апреля 2024 г.
ВСС считает, что нужен перезапуск страхования жилья в регионах
|
|
Российская газета, 24 апреля 2024 г.
В России планируют усилить защиту посетителей массовых объектов новым законом
|
 Остальные материалы за 24 апреля 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|