Известия,
19 января 2021 г.
Защита сообщением
131 просмотр
Центробанк рассматривает возможность развития института информаторов. Предполагается, что сотрудники финансовых организаций будут сообщать о нарушениях прав потребителей их работодателями. Это следует из информационного доклада «Направления защиты прав потребителей финуслуг» (есть у «Известий»). Уже сейчас регулятор апробирует этот метод, подтвердили «Известиям» в пресс-службе ЦБ.
На сайте Центробанка функционирует сервис, который позволяет нынешним и бывшим сотрудникам финорганизаций пожаловаться на работодателей, которые нарушают права потребителей, вводят их в заблуждение. Окончательное решение о развитии института информаторов будет принято после анализа практики и полученных сообщений. Эксперты считают, что без дополнительной мотивации вряд ли можно рассчитывать на массовость жалоб.
На нынешнем этапе развития финрынка подразумевается расширение использования различных продуктов и услуг разными группами населения, указано в докладе ЦБ.
Новые условия диктуют необходимость использования новых методов поведенческого надзора.
ЦБ подумывает о расширении интерактивных сервисов, следует из документа. Регулятор проанализировал опыт иностранных регуляторов в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг - в частности, Financial Conduct Authority (Великобритания) и Consumer Financial Protection Bureau (США), рассказали «Известиям» в пресс-службе Центробанка.
- Эти регуляторы получают сведения о нарушении прав граждан от лиц, которые в силу служебных обязанностей либо по иному основанию располагают информацией о фактических или потенциальных нарушениях прав потребителей финансовых услуг финансовыми организациями, - уточнили в ЦБ.
Сейчас Банк России апробирует аналогичный механизм для повышения эффективности противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке, рассказали в пресс-службе регулятора.
В 2020 году на официальном сайте ЦБ в разделе «Контактная информация» (после «Интернет-приёмной») был размещён сервис, позволяющий работникам финорганизаций, в том числе бывшим, сообщить о возможном нарушении их работодателями прав потребителей финуслуг. Такая возможность существует и в отношении профессиональных кредиторов (банков, МФО), страховых компаний и финансовых организаций, задействованных в сфере рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, пояснили в ЦБ.
Сервис полностью анонимный, чтобы информаторы не опасались ответных действий со стороны работодателя. Сообщения о нарушениях не подразумевают вознаграждения для заявителя. Не планируется это и в дальнейшем, если судить по ответу ЦБ. Как считают в Центробанке, есть немало неравнодушных сотрудников финорганизаций, которые не готовы мириться с нарушениями их работодателей.
- Подобные обращения могут стать для Банка России важным источником информации о деятельности финансовых организаций в сфере оказания розничных услуг. В частности, о некорректных практиках продаж: навязывании финансовых продуктов или иных дополнительных услуг, а также мисселинге продуктов, - уточнили в ЦБ.
Окончательное решение об использовании сервиса примут после анализа практики взаимодействия и полученного контента, уточнили там.
Один из действующих инструментов поведенческого надзора - жалобы потребителей финуслуг. За девять месяцев прошлого года регулятору поступило 212,8 тыс. обращений, что на 15,1% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Как объясняет Центробанк, рост связан с всплеском жалоб на банки (на них традиционно приходится более половины жалоб) в период распространения коронавирусной инфекции по поводу кредитных каникул. Доля обращений, по которым Банк России оказал помощь заявителям или подсказал способ решения вопроса, колеблется от 84 до 96% по разным субъектам финрынка, отмечено в докладе.
Безвозмездно, то есть даром
Институт информаторов - нормальная практика, которая применяется в ряде стран, отметил предправления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
- Сотрудники банков часто вынуждены исполнять не совсем корректные по отношению к клиенту действия, навязывая ему ненужные услуги, и, конечно, не все из них согласны с таким положением дел. Поэтому как одна из форм профилактики нарушений в сфере защиты прав потребителей этот механизм должен быть принят. Тогда банкиры-работодатели станут более ответственно подходить к выбору тактик продаж, к инструкциям, которые они выдают сотрудникам, - считает эксперт.
Специалисты по контролю качества работы с потребителем существуют не только в финансовых организациях развитых экономик, но и в России, отметила руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. Но они стараются урегулировать проблему на месте без привлечения регулятора. Кстати, в большинстве стран именно внутренние каналы информирования являются приоритетными. Но в последние год-два такие подразделения сотрудников сокращают, посетовала эксперт. И хотя в ОНФ поддерживают развитие контроля за соблюдением прав потребителей, Евгения Лазарева полагает, что выстроить систему будет непросто.
С ней согласен Дмитрий Янин.
-Даже обман нескольких клиентов окупает возможный страх того, что сотрудники расскажут всю правду о работе организации. Сейчас непонятно, чем банк рискует, если всё это будет раскрыто. Необходимо увеличивать штрафы за недобросовестные практики продаж. Если же ограничиться только институтом уведомителей, то эффекта не будет, - считает он.
В странах, где существует такая практика, приняты меры стимулирования, обратил внимание вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков.
- Это или сертификат специалиста, который обязывает такого сотрудника сообщать о нарушении, - если не будет, то сертификат может быть отозван. Или главный мотив - вознаграждение в виде доли от взысканного штрафа, - рассказал эксперт.
По его мнению, в нашей стране оба варианта нерабочие: много на информировании не заработаешь, плюс можно потерять работу. Впрочем, обращения анонимны, и информаторами могут выступать бывшие сотрудники, которые уже не рискуют обратить на себя гнев работодателя.
В истории России существовали различные примеры института информаторов, поэтому отношение к ним неоднозначное, подчеркнул руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.
- Анонимная телефонная линия в полиции и иных силовых органах работает и приносит свои плоды, - привёл пример эксперт.
Главное, считает он, чтобы институт информаторов не подменил презумпцию невиновности, а действия и решения ЦБ в этой области были прозрачны, обоснованны и последовательны.
Подобные обращения могут стать для ЦБ важным источником информации о деятельности банков: о навязывании финансовых продуктов, мисселинге.
Анна КАЛЕДИНА
Вся пресса за 19 января 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Хайтек и инновации, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
5 марта 2021 г.

|
|
ТАСС, 5 марта 2021 г.
Российский страховой рынок в 2020 году вырос на 4,1%

|
|
Финансовая газета, 5 марта 2021 г.
Продажи сложных страховых продуктов россиянам в 2020 году выросли на 25%

|
|
РИА Новости, 5 марта 2021 г.
Исследование показало, что необходимо россиянкам для счастливой жизни

|
|
Право.Ru, 5 марта 2021 г.
В Госдуме предложили расширить ОСАГО на сосульки и ямы

|
|
ПРАЙМ, 5 марта 2021 г.
Прибыль страховщиков в России почти не изменилась в 2020 году

|
|
Банки.ру, 5 марта 2021 г.
Страховой рынок в 2020 году вырос на 4,1%

|
|
РБК (RBC.ru), 5 марта 2021 г.
Страховщики в кризис нарастили продажи россиянам сложных продуктов на 25%

|
|
Банковское обозрение, 5 марта 2021 г.
Застрахуй меня, робот: что может ИИ в страховании

|
|
РИА Новости, 5 марта 2021 г.
Страховой рынок РФ в 2020 г вопреки пандемии вырос на 4,1%, до 1,5 трлн руб - ЦБ

|
|
Конкурент, Владивосток, 5 марта 2021 г.
ОСАГО разорвет техосмотр: на что надеются страховщики

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 марта 2021 г.
ABI призывает британские компании покупать киберзащиту, поскольку восприятие рисков растет

|
|
Краснодарские известия, 5 марта 2021 г.
Под суд после ДТП: как не стать жертвой страховых мошенников

|
|
finance.ua, 5 марта 2021 г.
Как получить полное возмещение от страховой в случае ДТП

|
|
Казахстанский портал о страховании, 5 марта 2021 г.
Hiscox получил убыток в 2020 году и сожалеет о спорах с клиентами

|
|
Пятый канал, Петербург, 5 марта 2021 г.
В Госдуме предложили расширить действие ОСАГО на сосульки и ямы

|
|
ФедералПресс, 5 марта 2021 г.
ОСАГО планируют расширить страховые случаи повреждения авто

|
|
NEWS.ru, 5 марта 2021 г.
Сосульки и ямы предложили подвести под ОСАГО

|
 Остальные материалы за 5 марта 2021 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|