Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании Юбилейная XXV Международная конференция по страхованию Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024
Claims&Pays 2024. Урегулирование убытков в страховании


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Симбирский курьер, Ульяновск, 19 апреля 2014 г.

Жизнь оценили в рублях

Три миллиона рублей – в такую сумму ульяновцы оценивают «стоимость» человеческой жизни. Соответствующее социологическое исследование на днях завершил Центр стратегических исследований компании «Росгосстрах». Под [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Юридический вестник, 20 февраля 1995 г.

Соцстрах: как он нас защищает?
1102 просмотра

Людей старшего и среднего возраста слово «соцстрах» сопровождало, можно сказать, с детства. Многие ездили по соцстраховским путевкам в пионерские лагеря. Стали постарше — льготные соцстраховские путевки предоставлялись широким слоям трудящихся, а также больным и инвалидам. А как обстоят дела в системе социального страхования ныне?

Людей старшего и среднего возраста слово “соцстрах” сопровождало, можно сказать, с детства. Многие ездили по соцстраховским путевкам в пионерские лагеря. Стали постарше — льготные соцстраховские путевки предоставлялись широким слоям трудящихся, а также больным и инвалидам. А как обстоят дела в системе социального страхования ныне? Как защищает она граждан от старости, болезней, безработицы? Какие перемены происходят в ней и ее правовой базе? На эти вопросы отвечает специалист по законодательству в области охраны труда и социальной защиты, заместитель директора Института труда Минтруда РФ, кандидат экономических наук Валентин РОИК.

— Какие изменения претерпела система социального страхования в ходе экономических реформ?

— Суть изменений заключается в том, что становление рыночных отношений вызывает необходимость смены “идеологии” и модели социального страхования. Прежняя, социалистическая по существу представляла собой социальное обеспечение и базировалась на принципах котлового метода финансирования с дотациями из государственного бюджета. В настоящее время происходит медленный и во многом болезненный переход к принципам социального страхования. Ассигнуемые на это средства теперь выделились в автономные внебюджетные фонды — пенсионного обеспечения, временной утраты трудоспособности, занятости, медицинского страхования. Это было сделано как нельзя вовремя — вы же видите, как много сейчас проблем с бюджетом. И формирование внебюджетных фондов, значительно меньше зависящих от экономической ситуации в стране, от непредвиденных государственных затрат (к примеру, на преодоление кризиса в Чечне), способствовало смягчению последствий рыночной трансформации экономики.

К сожалению, система социального страхования преобразуется без должной увязки с государственной социальной политикой. Фактически отсутствует государственная программа действий и координации работы по совершенствованию всех компонентов социальной защиты как единого целого. Нет системы и в законотворческом обеспечении этой области. Разработчики новых законов предпочитают сосредоточивать внимание на решении частных вопросов, а это в конечном итоге не обеспечивает должной социальной защиты трудящихся.

— В последнее время Министерство финансов РФ пытается включить внебюджетные фонды в федеральный бюджет. В чем суть этой идеи “консолидации” и насколько она оправдана?

— Главный аргумент, который выдвигают сторонники превращения внебюджетных фондов в бюджетные, — утверждение, что страховые взносы по своей природе не что иное, как вид налога. Ложность этой аргументации в том, что искажается функциональная сущность социального страхования. Мировой практикой выработаны формы защиты трудящихся в случае утраты ими заработка. На сей счет существуют специальные конвенции МОТ (№ 102 и № 157), кстати, ни ранее в СССР, ни сейчас в России не ратифицированные. Вот они-то четко определяют, что социальное страхование (пенсионное обеспечение, пособия в связи с временной утратой трудоспособности, по безработице и т.д.) призвано компенсировать утраченный трудящимся заработок. Другими словами, социальное страхование есть некая форма (отнесенная во времени) заработной платы, оно входит в себестоимость выпускаемой продукции, а потому не может считаться налогом. Специалисты Минфина РФ хорошо знают об этом, но уж очень хочется им распоряжаться столь значительными финансовыми ресурсами.

— Кому тогда принадлежат деньги внебюджетных фондов и кто должен ими распоряжаться?

— Социальное страхование есть превращенная форма заработной платы, а значит принадлежит только трудящимся, а вовсе не государству, как пытаются утверждать сторонники налогового подхода. Финансово социальное страхование обеспечивается в большинстве развитых стран в основном за счет взносов работодателей и работников. А раз так, то и управлять фондами социального страхования должны не государственные чиновники, а полномочные представители работников и работодателей. Государство же устанавливает “правила игры” законодательными актами и следит за их исполнением. Такая форма управления обеспечивает системе финансовую “прозрачность” и высокую эффективность использования страховых средств.

— В последние годы принят ряд важных актов в области социального страхования. Хотелось бы знать, как они выполняются. Ну, скажем, закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, принятый еще в июне 1991 года.

— Но вступил он в силу только с 1 янвапря 1993 года, а в апреле того же года в него был внесен ряд важных дополонений и изменений. И хотя закон действует уже два года, создание системы медицинского страхования в стране далеко не завершено. Практически оно достаточно полно действует лишь примерно в полутора десятках регионов, в том числе в Чувашии, Кемеровской области и ряде других, где региональные фонды медицинского страхования оплачивают оказание врачебной помощи. В последнее время Федеральный фонд медицинского страхования имел значительное положительное сальдо, а это свидетельствует о том, что медицинское страхование во многих регионах не налажено и собранные средства остались невостребованными. Очевидно, что реализация положений закона могла бы продвигаться быстрее.

— В прежней системе соцстраха отсутствовал такой его вид, как страхование от безработицы. И сейчас оно законодательством вроде бы не предусмотрено.

— Вы правы, в отечественном законодательстве такого вида социального страхования нет, но де-факто его заменяет пособие по безработице. В России общий порядок обеспечения такими пособиями регулируется законом “О занятости населения в РСФСР” от 19 апреля 1991 года. Это достаточно проработанный закон, но ряд его положений уже устарел и не стыкуется с нынешними реалиями. Так, порядок исчисления размера пособия, ориентированный на среднюю зарплату по последнему месту работы, не подходит для условий высокой инфляции, особенно если в последний раз человек трудился на регулярной основе несколько лет назад. Пособие в этом случае окажется намного меньше прожиточного минимума.

Поступающих в Фонд занятости двух процентов, исчисляемых от фонда оплаты труда, до недавнего времени хватало для выплаты пособий по безработице. Но специалисты почти единодушно предсказывают скорый всплеск безработицы, и собираемых средств может оказаться недостаточно. Полагаю, что тариф страховых взносов предприятий придется увеличить. Да и сами трудящиеся могут оказать посильное содействие пополнению фонда занятости, отчисляя ему, допустим, один процент из своего заработка. Вряд ли такой порядок может показаться несправедливым — ведь от безработицы, по существу, никто не застрахован.

Ну а если прогнозы о быстром росте безработицы не оправдаются, эта реформа тоже не окажется бесполезной. На ее основе можно будет существенно увеличить средний размер пособий по безработице, который сейчас обеспечивает лишь самое нищенское существование...

— Как вы считаете, сопрягается ли с рыночными принципами принятая у нас зависимость размера пособия по болезни с непрерывным трудовым стажем? Ведь становясь временно безработным, человек прерывает его явно не по своей воле...

— Этот порядок, установленный, кстати, еще в 30-е годы, когда остро стоял вопрос закрепления, по существу закабаления миллионов трудящихся на производстве, давно устарел и нуждается в пересмотре. Кстати, непрерывный трудовой стаж уже не учитывается в пенсионном законодательстве. Вдобавок рыночные реалии просто толкают людей на довольно частые перемены места работы, а со временем — и жительства в поисках лучших условий труда и быта.

— Не секрет, что в практике выдачи больничных листков довольно много злоупотреблений. Иные умудряются чуть ли не полгода проводить дома “по уходу за больным членом семьи”.

— Возможно, кому-то мои слова не понравятся, но сказать об этом необходимо. Уход за больным членом семьи подразумевает одновременно и его лечение. В некоторых западных странах установлен норматив на год — обычно 40-60 дней. Это стимулирует более эффективное лечение, предупреждает злоупотребления. У нас же кратковременные больничные листки сроком от 3 до 14 календарных дней с выплатой соответствующего пособия по уходу за больным можно брать бесконечно. И в стремлении дольше побыть дома иные родственнички отнюдь не стремятся как следует вылечить, например, престарелых родителей.

— Коль уж речь пошла о западных порядках, скажите, существует ли у нас широко распространенная там страховая защита от профессиональных рисков?

— Механизмы социальной защиты от таких рисков являются у нас нестраховыми. Это скорее социальная помощь, пособия, выдаваемые, например, человеку, искалеченному на производстве. Основные источники таких выплат — предприятия. И это порождает множество проблем. Представьте себе, например, такую ситуацию: человек получил травму на производстве, а предприятие назавтра закрывается, так как объявлено банкротом. Кто ему выплатит пособие, оплатит лечение?
Система социального страхования от несчастных случаев была в России до 1917 года, впоследствии ее заменил институт индивидуального возмещения ущерба от утраты трудоспособности, который не предусматривает оказания медицинской помощи пострадавшим, а также медицинской, профессиональной и социальной их реабилитации.

Существующая система крайне слабо воздействует на профилактику травматизма и профзаболеваний, поскольку не содержит действенных стимулов, заинтересовывающих предпринимателей в повышении безопасности производственных процессов. Кроме того, индивидуальное возмещение ущерба, перевод отношений между субъектами страхования (работником либо членами его семьи и работодателем) в плоскость межличностных отношений порождают психологический дискомфорт, ставя одного из них в положение “просителя” либо “вымогателя”, а другого — в положение “патрона”, от личной воли и желания которого зависит удовлетворение интересов пострадавшего. Это нарушает принципы социальной гарантированности равенства прав и ответственности. Словшееся полложение дел в основном обусловливается отсутствием в России законодательства о социальном страховании от несчастных случаев на производстве.

В отличие от рыночных экономик у нас не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых взносов не увязан с уровнями социального и профессионального рисков, а также с объемами прав и гарантий страхователей и застрахованных. В этой связи первоочередную задачу вижу в возврате к страховой модели защиты.

В большинстве развитых стран есть автономные системы социального страхования. Взносы в фонд страхования от несчастных случаев вносят предприниматели. При этом их размер устанавливается в зависимости от степени риска, которому подвергаются работники, и варьируется в широком пределе — от одного до десяти процентов. Такой порядок, кстати, стимулирует заботу об улучшении условий и гигиены труда.

— Складывается впечатление, что мы с вами обсуждаем весьма запущенный участок законотворчества. Чем вы это объясняете?

— Недооценкой важности проблемы. Одну из своих статей я назвал  “Реформа социального страхования — условие успеха экономической реформы”. И в этом нет преувеличения. Ностальгия по бесплатным путевкам, многочисленным пособиям из средств соцстраха, никак не связанным с результатами труда, — плод несовершенства нынешней системы социального страхования, присутствия в ней многочисленных рецидивов прошлого. Между тем при разумной постановке дела эта система может дать человеку гораздо больше благ, чем получал он прежде, особенно тем, кто трудится достойно, с высокой отдачей.

Что необходимо для этого сделать? Считаю, правительству совместно с уполномоченными представителями предпринимателей и профсоюзов надо ускорить разработку Основ (кодекса) законодательства РФ о системе социального страхования, в которых обосновать размеры взносов по всем видам социального страхования на основе справедливой модели распределения финансового бремени между работодателями, работниками и государством на основе социального согласия по доле вкладов всех заинтересованных сторон. Необходимо предусмотреть в Основах и разработку закона о социальном страховании от несчастных случаев на производстве (и профессиональной заболеваемости). и страхование льготных пенсий за работу, связанную с вредными условиями труда.

Важно включить в предлагаемые законодательные акты меры по повышению “прозрачности” и самоуправляемости фондов социального страхования, передав контроль за оперативным управлением всеми видами социального страхования основным субъектам: страхователям (полномочным представителям предпринимателей) и застрахованным (их полномочным представителям).

Бесуду вел Николай ПЕТРОВ


  Вся пресса за 20 февраля 1995 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Социальное страхование, Регулирование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          
Текущая пресса

19 апреля 2024 г.

Ветеринария и жизнь, 19 апреля 2024 г.
Среди пострадавших от паводка регионов наиболее существенно застрахованы животноводы Тюменской области

Реальное время, Казань, 19 апреля 2024 г.
Ремонт автомобилей в России после стихийных бедствий стал дороже

Право.Ru, 19 апреля 2024 г.
От экс-бенефициара «Ангары» потребовали более 1,4 млрд руб. долга

Sputnik Латвия, 19 апреля 2024 г.
Когда не лечат, а калечат: медики нанесли латвийцам ущерб на миллион евро

cbr.ru, 19 апреля 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

МК в Дагестане, 19 апреля 2024 г.
Дагестан столкнулся с волной подставных ДТП

Казахстанский портал о страховании, 19 апреля 2024 г.
S&P оценило риски страховщиков на фоне конфликтов на Ближнем Востоке

Костромские ведомости, 19 апреля 2024 г.
В Костромской области подешевели услуги

Казахстанский портал о страховании, 19 апреля 2024 г.
Готовность к будущему для страховщиков: сила искусственного интеллекта и гиперперсонализации

Лента.Ру, 19 апреля 2024 г.
В России прокомментировали отказ страховщиков «Северного потока» от выплат

Казахстанский портал о страховании, 19 апреля 2024 г.
Низкое проникновение и обширное перестрахование помогает страховщикам ОАЭ справиться с наводнением: AM Best

Penza Post, 19 апреля 2024 г.
Депутат Пензенского Заксобрания обвиняется в покушении на мошенничество

Пензенская правда, 19 апреля 2024 г.
В Пензе против депутата Заксобра и двух полицейских возбудили уголовное дело

Российская газета онлайн, 19 апреля 2024 г.
В Госдуму внесен законопроект о добровольном страховании жилья на случай ЧС

Правда.ru, 19 апреля 2024 г.
Последствия отсутствия водителя в полисе ОСАГО: штрафы, риски и правовые аспекты

Казахстанский портал о страховании, 19 апреля 2024 г.
Более половины рынка страхования на случай болезни пришлось на три страховые компании

Авторадио, 19 апреля 2024 г.
В РСА предлагают новый вариант возмещения по ОСАГО


  Остальные материалы за 19 апреля 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт